#1
|
|||
|
|||
Не нужно считать трагедией возникновение России
Boris Paleev написал(а) к All в Mar 21 07:09:16 по местному времени:
Нello All! https://vz.ru/opinions/2021/3/2/1086970.html Не нужно считать трагедией возникновение России Сергей Худиев публицист, богослов 2 марта 2021, 17:55 Телеведущий Владимир Познер в интервью YouTube-каналу "Серафим" подтвердил свой старый тезис, что принятие православия - "одна из величайших трагедий" для России. Заметив: "Если сравнить разные аспекты того, как живет тот или иной народ, то выяснится, что, с моей точки зрения, разумеется, в протестантских странах люди живут значительно лучше по самым разным параметрам, чем в католических. В католических лучше, чем в православных, а в православных - хуже всех. И я это объясняю именно религией, а не чем-то другим". Собственно, Познер выступал с этой мыслью уже годы назад - и ему уже тогда указывали на крайнюю безграмотность. Принятие православия - не событие в истории России; это событие, которое ее создало. Никакой "доправославной" России, которая могла бы принять (или не принять) православие, просто никогда не существовало. Называть принятие православия бедой для России - это примерно как называть бедой для человека свадьбу его родителей. Именно православие создало из того конгломерата славянских, финно-угорских и других племен, о котором мы знаем из "Повести временных лет", единый народ, с единым самосознанием и языком. Кроме того, князь Владимир просто не мог принять католицизм или тем более протестантизм. До раскола между Константинополем и Римом оставалось больше шестидесяти лет; до Реформации - так и вовсе шестьсот. Впрочем, это довольно характерный для воинствующего атеизма парадокс - люди, более всего прославляющие разум и науку и третирующие верующих за глупость и невежество, проявляют поразительную неосведомленность относительно базовых фактов истории, которые должны быть известны каждому сколько-нибудь образованному человеку. Это понятно - уверенность в своем интеллектуальном превосходстве над большей частью человечества располагает к нелюбопытству. Так студент, уверенный в том, что уж он-то все знает, пренебрегает учебой и проваливается на экзамене, а спортсмен, полагающий, что он и без тренировок всех сильней, вылетает с соревнований. Интеллектуальная надменность не делает никого ни умнее, ни осведомленнее - а это именно то настроение, которое культивирует в своих адептах воинствующий атеизм. Но сам тезис - протестантские страны богаче благодаря протестантизму - встречается довольно часто, и его стоит рассмотреть. Мои друзья-протестанты его не любят - они подчеркивают, что обратились к Богу совсем не в поисках материального достатка, и что богатство - не критерий истины. Тезис, который у нас часто (и совершенно ложно) приписывается реформатору XVI века Иоанну Кальвину - что Бог непременно благословит своих избранных материально - на самом деле принадлежит относительно недавней ереси, известной как "теология процветания". Ересь эта весьма маргинальна и в протестантском мире - и отдает примитивным жульничеством, когда артистичные проповедники уверяют доверчивых людей, что, если они отдадут последние деньги на их "служение", Бог их "благословит обильно", и эти деньги каким-то образом вернутся к ним в стократном размере. Абсолютное большинство протестантов внимательно относятся к предостережениям св. апостола Павла против "людей поврежденного ума, чуждых истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка" (1 Тим. 6:5). Земной достаток не является чем-то греховным - но и бедность никто не считает знаком Божьего осуждения. Гораздо важнее, как человек принимает обстоятельства своей жизни; мы призваны быть благодарны в процветании и терпеливы в нужде. Впрочем, тезис о связи вероисповедания с процветанием неверен и по существу. На процветание той или иной страны оказывает влияние множество факторов - природные запасы, благоприятные условия для земледелия, климат, уязвимость для иностранных нашествий и так далее. США, например, никогда в истории не подвергались иностранным вторжениям - про Россию, с ее огромной сухопутной границей, а уж тем более про Грецию, Сербию или Болгарию, этого сказать нельзя. Если мы немного оглянемся на историю, то связь между вероисповеданием и достатком окажется весьма переменчивой. В Средние века, например, католический Запад был медвежьим углом по сравнению с православной Византией. А наиболее блестящим, богатым и высокоразвитым государством эпохи был исламский халифат. Как бы мы ни оценивали духовную сторону Реформации, мы не можем однозначно связать ее с экономическим процветанием. Даже в XIX веке протестантизм не был синонимом сытости и богатства: во время страшного голода 1866-1868 годов в Финляндии умерло около 15% всего населения, жители другой протестантской страны - Швеции - в XIX веке массово эмигрировали в Америку, спасаясь от, как пишет шведский историк Линда Магнуссон, "постоянного существования на грани голодной смерти". Вообще говоря, англичане, шотландцы, скандинавы и другие жители стран Северной Европы, которые хлынули в США и определили преобладающе протестантский характер этой страны, покидали родные края и пускались в долгое и опасное путешествие отнюдь не из любви к приключениям - а потому что не находили пропитания на родине. Но верен ли этот тезис сейчас: протестантские страны всех богаче, католические - посередине, а вот православные - беднее всех? Мы можем посмотреть, например, на рейтинг стран по валовому национальному продукту на душу населения, составленный специалистами Всемирного банка (The World Bank). Три самые богатые страны по этому показателю - католический Люксембург, преобладающе буддийский Сингапур и мусульманский Катар. Три самые бедные - Бурунди (преобладают католики при значительном протестантском меньшинстве), Центрально-Африканская Республика (преобладают протестанты) и Малави (аборигенные культы плюс протестанты). Россия (50-е место из 186) соседствует с мусульманскими Оманом и Турцией и католической Хорватией. Таким образом, тезис, который выдвигает Познер, просто фактически неверен. Но почему он продолжает его повторять? И почему этот тезис пользуется определенной популярностью? Дело в том, что он является частью определенной картины мира, в которой Россия - уникально плохая страна, дно мира, и это непреложный факт, который нуждается в объяснении. Объяснение - в рамках той же картины - находится в том, что сама культурная идентичность России является неполноценной и испорченной. Некоторые возводят эту порчу к татаро-монгольскому игу, некоторые, рассудив, что игом тут не обойдешься, прямо указывают на корень всего зла - саму православную идентичность России. Конечно, эта картина просто не имеет отношения к реальности - Россия вовсе не несчастное дно мира, а просто одна из стран, по уровню достатка находящаяся ближе к верху таблицы - то есть превосходящая большинство стран мира. Поэтому не существует самого факта ее "уникальной плохости", который бы нуждался в объяснениях. Как сложилась вся эта мифология "ужасной России"? Она объединяет две, кажется, остро враждебные друг другу группы - либералов и необольшевиков, выявляя то, что у них общего: неприязнь к исторической России, которую нужно объявить отвратительной, грязной, проклятой "тюрьмой народов", чтобы оправдать ее разрушение. Еще советские учебники рассказывали про "вековую отсталость" России, а сегодня любой спор о прославлении вождей большевистского переворота обязательно сопровождается предъявлением фотографий каких-то оборванных бедолаг в "доказательство" того, каким отстоем была эта наша Российская империя. Бедолаг можно было найти тогда (и найти сейчас) в любой стране - тут важно само намерение представить историческую Россию безнадежно испорченной страной, которую нужно уничтожить, чтобы воздвигнуть на ее месте что-то более соответствующее высоким идеалам. Во-первых, эта мифология ложная, никакой уникально плохой и отсталой Россия не была ни до 1917 года, ни сейчас. Во-вторых, эта мифология просто ядовита - и на уровне личности, и на уровне народа. Невозможно жить, ненавидя самые корни своей страны. Бедствия ХХ века были вызваны уж точно не православием - а отречением от него, победой воинственно богоборческих сил, приход к власти которых был подготовлен десятилетиями распространения в русской образованной среде нигилизма и пренебрежения к собственной истории, культуре и религии. Есть известный коммунистический плакат: "Религия - яд, береги ребят". История показала со всей несомненностью, что яд - это, напротив, нигилистическое презрение к духовной традиции, которая создала нашу цивилизацию. Best regards, Boris --- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027 |