forum.wfido.ru  

Вернуться   forum.wfido.ru > Прочие эхи > SU.POL

Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
  #1  
Старый 30.09.2020, 11:24
Uncle Sasha
Guest
 
Сообщений: n/a
По умолчанию Русская литература скучна. То ли дело чувашская!

Uncle Sasha написал(а) к All в Sep 20 09:06:21 по местному времени:

Dear All,


https://www.gazeta.ru/comments/colum...13272559.shtml

Скучный патриотизм

Андрей Десницкий о проекте программы по "родной русской литературе"

Вот уже год, как в российских школах преподается предмет "Родная литература
(русская)". Просьба не путать с просто русской литературой! Родилась она на
свет довольно необычным образом.

В школах в национальных республиках предусмотрены уроки родного языка и
литературы - соответственно, в Калмыкии на них изучают калмыцкую, а в
Чувашии чувашскую литературу. Но ведь есть еще и русские дети, которым, как
теперь выясняется, совершенно не обязательно знать язык того народа, рядом
с которым они проживают (что, на мой взгляд, большая ошибка). А значит, на
уроках "родной литературы" им нужно изучать литературу русскую.

И это не просто дополнительный урок той самой русской литературы, которая и
так есть в школьной программе для всех детей России. Это литература именно
родная. Некоторое время ее преподавали кто во что горазд, без единой
программы. Но в нынешних условиях это показалось чиновникам от образования
недопустимым, и вот появился на свет проект примерной программы. Заглянем в
нее:

Из года в год основные разделы неизменны. Это, к примеру, "Преданья старины
глубокой" (фольклор и все, с ним связанное), "Родные просторы" (Пришвин с
Паустовским), "Праздники русского мира" (по православному календарю),
"Загадки русской души" (от Тютчева до Друниной) и, разумеется, военная тема
в разделе "Не до ордена - была бы Родина".

А зачем вообще все это нужно? Чтобы привить "осознание обучающимся
российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности;
проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему
многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед
Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества".

Тут можно бы уточнить, являются ли гуманистические ценности одновременно
традиционными и демократическими или это разные наборы, но не будем
придираться. Как и не будем огорчаться безглагольности канцелярского языка
- видимо, другим писать учебные программы просто запрещено, даже если это
программа по тому самому предмету, который с канцеляритом несовместим.

Как вы думаете, сработает? Возникнет осознание идентичности, принадлежности
и всякое такое прочее? Сдается мне, что нет.

"И откуда вдруг берутся силы / В час, когда в душе черным-черно? / Если б я
была не дочь России, / Опустила руки бы давно, / Опустила руки в сорок
первом:" Это Юлия Друнина. "На резных окошках ленты и кусты. / Я пойду к
обедне плакать на цветы. / Пойте в чаще, птахи, я вам подпою, / Похороним
вместе молодость мою". А это Есенин. Ну, а это уже в прозе, это Тургенев:
"Да это ты, Карп, Сидор, Семен, ярославский, рязанский мужичок, соотчич
мой, русская косточка! Давно ли попал ты в сфинксы? Или и ты тоже что-то
хочешь сказать? Да, и ты тоже - сфинкс:"

Это все по программе. Произведения - да, хорошие, но третьего, даже не
второго ряда (первый - он в программе собственно по литературе). И
отобраны-то как: с грустинкой, с надрывом, со слезинкой, с пафосными
восклицаниями, с вековечной загадкой русской души, с готовностью жизнь
положить на алтарь Отечества:

И это школьникам. Современным. Авторы программы их вообще когда-нибудь
видели живьем? Разговаривали с ними?

А знают ли они про русский ХХ век - страшный, трагичный, спорный - они о
нем что-нибудь слышали, кроме Великой Отечественной войны? О революциях, о
Гражданской, о сломе всего старого быта, о репрессиях, о порыве к
коммунизму, о мечтаниях шестидесятых, об унылом застое, о надеждах
перестройки и становлении нового государства?

Ничего этого в программе просто нет. Там какой-то сплошной град Китеж,
нескончаемый фольклорный праздник, сплошное "я пойду к обедне плакать на
цветы", разбавленное военными маршами. Ну, ясное дело, "похороним вместе
молодость мою".

Быть русским - разве это значит быть чудовищно скучным? Я точно знаю, что
нет.

Уже несколько лет я для ребят от одиннадцати лет веду онлайн-курс с длинным
названием "Русская литература и жизнь: век XX и окрестности". Мы начинаем с
рассказа Чехова "Мальчики" и стараемся придумать его героям биографии: где
оказались бы они на Первой мировой, какую сторону заняли бы в Гражданской,
что делали бы потом? Мы разбираем, как описали исход эмигрантов красный
Маяковский и белая Цветаева и почему Ахматова вообще умудрилась сперва
будто и не заметить революции. Отчего Саша Черный оказался плохим солдатом,
а Николай Гумилев - отличным офицером? И как это вышло, что романтик и
гуманист Горький ближе к концу жизни написал чудовищную неправду про
Соловки?

Нет конца этим вопросам, все это живое, настоящее, кипящее. Я очень люблю
русскую литературу и надеюсь поделиться этой любовью с ребятами, и,
кажется, мне это удается.

Если честно, мне просто не понятно, зачем авторы программы обходят все
острые углы - а значит, пропускают все самое интересное, теряют возможность
поговорить с ребятами на понятном им языке о том, что им действительно
может быть важно.

В советской школе (а я закончил ее в 1985 году) нас тоже учили Родину
любить при каждой возможности. И не было скучнее этого казенного
патриотизма, который хорошие учителя просто старались обходить. Но и тогда
было вот это вот все: тягучие Пришвин с Паустовским, пафосные стихи о
подвигах народа на войне, а главное, эта вот глянцевая неуклюжая
беспроблемность. Подростков от нее просто тошнит, помню по себе.

Каких авторов, какие произведения читать, чтобы научить детей Родину
любить? У меня есть свой личный выбор. Но я не спешил бы его навязывать
другим и даже сейчас называть. Научить любви невозможно, но ей можно увлечь
- если она есть, конечно.

У меня другое предложение. Итак, эти уроки для русских детей должны
проходить потому, что чувашские, калмыцкие и другие нерусские дети будут в
это время изучать свою собственную литературу. Для них это единственная
возможность познакомиться с ней в стенах школы вместе с педагогом. Но про
русских-то этого не скажешь!

И кажется мне, что для "осознания обучающимися российской гражданской
идентичности" будет им куда полезнее на этом уроке изучать культуру народа,
среди которого они живут. Нет, не нужно им владеть в совершенстве
грамматикой калмыцкого или чувашского языка, но уметь поздороваться с
соседями на их языке, поздравить их с национальными праздниками, понимать
их традиции - это совершенно необходимо и этому нетрудно научить в
увлекательной форме. Хотя бы для того, чтобы народы России понимали, что
наша страна действительно многонациональная, в ней на деле уважаются все
языки и культуры. И чтобы потом никто не фырчал "говорите на нормальном
языке" про людей, живущих на земле своих прадедов.

Вот это и будут уроки любви к Родине.



Sincerely yours,
Alex Tihonov


... Надо же думать, что понимать (В.Черномырдин)
--- FoxPro 2.60
Ответить с цитированием
Ответ


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Текущее время: 02:29. Часовой пояс GMT +4.


Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2024, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot