#1
|
|||
|
|||
«О действиях родины говорить не имею права»
Roman Kuzmin написал(а) к All в Jun 19 13:08:36 по местному времени:
Нello! https://www.novayagazeta.ru/articles...38PTEnfНgjSZk РАССЛЕДОВАНИЯ "О действиях родины говорить не имею права" Что делали российские зенитчики вблизи украинской границы в день крушения малайзийского боинга? Фото: Валерий Шарифуллин/TASS ОБЩЕСТВО 18:11 05 июня 2019 Павел Каныгин спецкор 79 ОБСУДИТЬ В распоряжении "Новой газеты" оказались документы, не имеющие грифа "секретно", об обеспечении безопасности на дорогах общего пользования при передвижении российских войск в июне 2014 года. А также выписки из приказов о постановке военнослужащих ПВО на довольствие и выделении им сухих пайков. Из бумаг следует, что более чем 170 военнослужащих подразделений ПВО РФ находились вблизи границы в Ростовской области в день, когда из установки ЗРК "Бук" был атакован рейс МН17. А 15 июля, за два дня до трагедии боинга, они получили сухие пайки на 5 суток. Чтобы оценить достоверность приведенных в документах сведений, "Новая" обращается к Минобороны РФ за разъяснениями (ищите вопросы в тексте). Напомним, трагедия произошла 17 июля 2014 года в небе над Донбассом, в 35 километрах от границы с РФ. Она унесла жизни 298 пассажиров, в том числе 80 детей. Гражданский лайнер следовал рейсом Амстердам - Куала-Лумпур и, пролетая над Донецкой областью на высоте 10 тысяч метров, был сбит ракетой "земля-воздух" из установки "Бук". Согласно выводам международной следственной группы (JIT), занимающейся расследованием трагедии, боинг был атакован из комплекса Бук, имевшегося в распоряжении пророссийских сепаратистов. Сама установка попала им в руки, по заключению следователей, с территории России и имела принадлежность к 53-й бригаде ПВО (войсковая часть 32406), расквартированной под Курском. Эксперты JIT изучили свидетельские показания и кадры любительской съемки за 23-25 июня 2014 года, а именно фото и видео передвижения колонн российской военной техники по дорогам общего пользования вблизи западных границ. На тех кадрах запечатлена и установка "Бук" с частично читаемым бортовым номером 332. Установленные JIT уникальные внешние характеристики курского "Бука 332" - маркировка, следы от стертого бортового номера, белые пятна, колесо без спиц В JIT установили, что "Бук" со следами не до конца стертого бортового номера - 332 - в составе колонны военной техники прибыл из Курской области в Ростовскую область 25 июня 2014 года (начало движения - 23-го). В тот день колонну зафиксировали в Миллерово, в 30 км от Украины. Впоследствии "Бук" со следами не до конца стертого номера 332 обнаружится через три недели уже в Донецкой области. Там он еще не раз попадет в любительские объективы. Что не удивительно: появление военной техники на дорогах в России и Украине в 2014 году - еще не будничное событие. На записях, сделанных в Донбассе, видно, что "Бук" передвигается на белом тягаче "Вольво" в сопровождении нескольких гражданских машин. Инфографика: Анна Жаворонкова/"Новая газета" Изучив многочисленные фото и видео, следователи JIT установили несколько уникальных внешних характеристик курского "Бука 332", которым соответствовал и комплекс с затертым номером, запечатленный в Донбассе. Например, расположение и пропорции маркировок и пятен краски на корпусе, а также отсутствие спиц на одном из колес ЗРК. Российские власти, и в первую очередь Минобороны, назвали тот доклад JIT бездоказательным, а видео- и фотоматериалы - сфальсифицированными. ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ "Задача в том, чтобы довести дело MН17 до суда". Интервью главы международной следственной группы - Павлу Каныгину Однако выводы JIT о маршруте передвижении курского "Бука 332", как мы видим, могут подтвердиться документами самих военных, которые оказались в распоряжении "Новой газеты". В частности, из телефонограммы дежурного по 11-й региональной военной автомобильной инспекции (ВАИ) капитана Беляева от 22 июня 2014 года можно узнать о приказе начальникам территориальных ВАИ организовать 23 июня сопровождение военной техники по дорогам общего пользования. Приказ направляется, в частности, руководству 56-й курской и 47-й воронежской ВАИ, что снова подтверждает установленный маршрут движения. Из бумаги следует, что перевозка техники курской бригады ПВО будет осуществляться силами 69-й бригады материально-технического обеспечения (в/ч 11385). (Надо отметить, что телефонограмма Беляева подтверждает версию авторов портала Bellingcat об участии личного состава и грузовиков 69-й бригады в перемещении техники из Курска, высказанную ими еще в 2017 году.) В другой бумаге, подписанной на этот раз подполковником из 69-й бригады Аладьиным, приводится список нескольких грузовиков с водителями, которые прибудут в Курск из Белгорода, чтобы отправиться далее. В частности, там фигурирует КамАЗ с "черным" госномером 4267 АН и его водитель - рядовой Бутиков А.Н.. Позже именно этот КамАЗ попадет в объективы любительской съемки при перевозке "Бука 332" в Миллерово. Также Аладьин указывает, что начальником колонны КамАзов назначен старший лейтенант Искандеров. Приводятся имена еще двух офицеров "для справок и согласований" - подполковника Виталия Рыжова и майора Алексея Егорова. Итак, с 23 по 25 июня колонна военной техники следует из Курска на военную базу Миллерово вблизи украинской границы. Это подтверждают кадры любительской съемки и документы самих военных. Дальнейшие события можно реконструировать по документам о питании личного состава. В частности, котловом довольствии - трехразовом горячем питании, предусмотренном как в полевых, так и в стационарных условиях. Как следует из приказа за подписью врио командира части 32406 подполковника Демидова и врио начальника штаба майора Горбатых, курские военные прибыли в Миллерово 15 июля 2014 года. В бумаге приведен поименный список из более чем 170 человек; первым среди них значится командир части полковник Мучкаев. "Нижепоименованных… полагать убывшими в командировку в Миллерово для несения боевого дежурства с 15 июля 2014 года. Зачислить на котловое довольствие с 15 июля и выдать сухой паек на 5 суток. Снять с котлового довольствия с 15 июля". В качестве основания приводится телеграмма начальника войск ПВО РФ от 13.07.2014. Еще раз подчеркнем любопытные детали: из документов следует, что зенитчики прибыли в Миллерово почти на три недели позже, чем их техника; они были зачислены на котловое довольствие, тут же с него сняты, но при этом получили сухпайки на 5 суток (выдается в случае, когда приготовление пищи невозможно). Судя по этим деталям, зенитчики явно не собирались долго задерживаться с "боевым дежурством" в 30 км от границы и вместе с сухпайками будто отправились из Миллерово в другое место. Так ли это? И как объяснить, что вскоре одна из машин курской бригады ПВО оказалась замеченной по другую сторону границы? Напомним, что в телефонном разговоре между российским генералом Олегом Иванниковым и полевым командиром "ЛНР" Олегом Бугровым, состоявшемся 14 июля 2014-го, последний жалуется на украинскую военную авиацию, которая "отрабатывает позиции" сепаратистов. В ответ Иванников сообщает, что потерпеть "еще пару дней осталось": "У нас уже есть "Бук". На… будем сбивать". По сведениям "Новой", эти и другие телефонные переговоры, имеющиеся в распоряжении JIT, могут лечь в основу обвинений уже конкретным российским военачальникам. ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Голос "Хмурого". Мы нашли сослуживца российского полковника, которого считают ответственным за перевозку "Бука", сбившего "Боинг" MН17 Факт прибытия военнослужащих из курской части в приграничное Миллерово с датой 15 июля усугубляет подозрения и обосновывает вопросы, высказанные следователями JIT в прошлом году. Например, кто осуществлял переброску боевой машины туда и обратно и кто был в экипаже? Есть ли их имена в списке 170 военных из 53-й бригады, прибывших на "боевое дежурство" к границе? Кто отдавал им приказы? ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ "На нашем поле "Бука" не было. Ни следа - ни от гусениц, ни от велосипеда" Официально командование 53-й бригады не комментирует информацию относительно собственной причастности к трагедии МН17 (как и любую другую информацию). Минобороны России несколько лет повторяет один и тот же свой ответ о том, что никакая военная техника не переходила через границу. Редакция "Новой" решила без посредников поговорить с бывшими и нынешними военнослужащими 53-й бригады. Место крушения самолета Boeing 777 в Донецкой области. Фото ИТАР-ТАСС/ Интерпресс/ Александр Чиженок Иван Евсеенко не ездил в командировку в Миллерово, а начал службу по контракту через несколько дней после трагедии в МН17 - и сейчас уже уволился с нее. Мы встретились с молодым человеком в торговом центре на окраине Курска. Евсеенко поначалу думал, что корреспонденты "Новой" - коллекторы, и первым делом заявил, что давно урегулировал "все кредитные вопросы". Убедившись, что мы приехали по другому делу, Евсеенко испытал облегчение. "А, это. Ну это было еще до меня", - сказал молодой человек. "Никто не верил, что мы такое можем сделать, - у нас КамАЗом не умеют управлять, а тут целый зенитный комплекс. Я и сейчас не верю". После встречи с Евсеенко мы отправились к действующему офицеру 53-й бригады, майору Илье Байбакову. По данным "Новой", он заведует в тыловой службе продовольствием и также участвовал в командировке в Миллерово. Если в середине июля 2014 года "Бук 332" действительно был передан - по причинам, которые еще предстоит выяснить - в руки сепаратистов, то сопровождающих машину военнослужащих снабдил пайками именно Байбаков. Майор живет в военном поселке им. Маршала Жукова под Курском. Домашний адрес майора можно обнаружить в открытом доступе в базе судебных решений Московского окружного военного суда (в 2012 году суд рассматривал вопрос о лишении Байбакова водительских прав за езду по встречной полосе). Курский адрес Байбакова можно сверить с другими базами данных, доступными в интернете. Впрочем, приехав по нему, корреспонденты "Новой" майора Байбакова не нашли. Женский голос ответил нам через домофон, что не знает Илью Байбакова: "Таких здесь нет и не было. Ну если только 25 лет назад, так что можете не искать", - сказал голос и засмеялся. Отметим, что 25 лет назад поселок был только построен. Еще один человек, фигурирующий в списке военных, отправившихся в Миллерово, - майор медицинской службы 53-й бригады Ирина Колесник. Сейчас она работает в курской поликлинике МВД на улице Гоголя. Мы заранее смогли договориться о встрече с Колесник по телефону, на удивление она согласилась сразу. Женщина не стала уточнять наш интерес, а лишь сказала: "Я знаю, по какому вы вопросу". Во время встречи Колесник хотела выяснить, откуда нам известно о ней и, в частности, о ее нынешнем месте работы: "Уже и это знают", - удивилась она. Особенно Колесник интересовалась, кто мог направить к ней журналистов и что еще "им" известно. О трагических событиях июля 2014 года разговора не получилось. В конце короткой беседы майор произнесла фразу: "Я ничего вам сказать не могу. О действиях [родины] говорить не имею права". Павел Каныгин, Курск - Ростов - Москва. При участии Леонида Никитинского --- WBR, Roman Kuzmin. --- wfido |