#1
|
|||
|
|||
Втройне обреченные
Boris Paleev написал(а) к All в Oct 08 21:08:20 по местному времени:
Нello All! 17 октября 2008 г., пятница Адрес страницы: http://www.polit.ru/analytics/2008/10/17/coldwar.html АНАЛИТИКА Втройне обреченные К 25-летию гибели 269 жертв Холодной войны 18:00:36 (бортовая трансляция, по-английски) Доброе утро, леди и джентльмены. Через три часа мы совершим посадку в Сеульском международном аэропорту Кимпо. Местное время в Сеуле сейчас - три часа ночи. Перед посадкой вам будут предложены напитки и завтрак. Спасибо за внимание. 18:00:38 (первый пилот, по-корейски) Если ты повторяешь что-то слишком много раз, оно становится ложью. 18:00:41 (первый пилот, по-корейски) Если ты говоришь слишком часто хорошие вещи, они становятся плохими. Это фрагмент записи CVR - бортового речевого самописца, "черного ящика" самолета Боинг-747 авиакомпании "Кореан Эйрлайнс", выполнявшего в ночь с 31 августа на 1 сентября 1983 года рейс KAL-007 по маршруту Анкоридж - Сеул. Через 27 минут, в 18:27:38, эта запись оборвется фразой, произнесенной по бортовой трансляции на корейском языке: наденьте кислородные маски на рот и нос и подтяните ремешок. А еще через 10-15 минут огромный самолет, подбитый двумя ракетами советского перехватчика Су-15, на скорости в несколько сотен километров в час ударился о поверхность океана, похоронив 269 человеческих жизней. Свыше восьмидесяти из этих жертв были гражданами США, включая одного члена Палаты Представителей Конгресса. Многие вспомнят и ожесточенную пропагандистскую войну, разгоревшуюся по следам инцидента и начисто проигранную СССР. По сути, воцарившаяся в сознании мировой общественности убежденность в том, что СССР - страна опасного для цивилизованных соседей варварства, стала важной вехой в "советской" политике Рейгана, политике, увенчавшейся победоносным окончанием "Холодной войны". Пропаганда, однако, есть вещь короткоживущая. В отличие от человеческого горя, а также от того объемного понятия, которое мы называем словом "опыт". А, стало быть, работа по выяснению обстоятельств происшедшего продолжалась и после того, как стихли залпы пропагандистских сражений. И, в общем, привела к довольно значительным результатам, хотя и оставила при этом целый ряд неразгаданных загадок. Итак. Вылетев из Анкориджа, KAL-007 практически сразу значительно отклонился от предписанного маршрута R20, вошел, не имея на то санкции, в воздушное пространство СССР, пролетел над Камчаткой, на время вышел из воздушного пространства СССР, затем снова в него вошел и, пролетая над Сахалином, был фатально атакован советским перехватчиком. Согласно советской пропагандистской версии, это было намеренное вторжение, имевшее целью сбор разведданных. Тем не менее, обнаружить собственно шпионское оборудование на Боинге (при водолазном обследовании останков) не удалось. Другие данные о "спецоснащении" борта НL7442 в августе 83-го на авиабазе "Эндрюс" также не были признаны надежными. Впрочем, большой нужды в подобном оборудования и не было - сам пролет самолета в полной мере активизировал советскую ПВО и находившийся поблизости американский самолет радиоэлектронной разведки RC-135 Cobra легко снимал благодаря этому карту размещения советских радаров во всей ее полноте. Наличие этого самолета-разведчика американцы никогда не отрицали. В общем, намеренно или нет - но инцидент той ночи дал американской разведке массу ценного материала о потенциальном противнике. Первый и, возможно, главный вопрос, вставший перед исследователями катастрофы, состоял в выяснении причин существенного отклонения рейса от верного курса - до 500 км! Здесь консенсус был достигнут в полной мере: версия расследования ИКАО почти совпадает с версией СССР. Команда KAL-007 совершила грубую навигационную ошибку при работе с компасом, нарушив в том числе и предписания собственной авиакомпании. Причем, совершив ошибку, корейцы в течение нескольких часов не удосужились проверить правильность определения своего местонахождения - при том, что сделать это можно было несколькими способами и с минимальными усилиям. Больше того, целый ряд факторов должен был бы их насторожить (радиомаяки, огни населенных пунктов и пр.), однако не насторожил. И лишь за несколько минут до финала какую-то дискуссию внутри экипажа вызвала вроде бы информация о радикальной разнице в силе и направлении ветра вокруг них и вокруг самолета той же компании, летящего по тому же маршруту, но четырьмя минутами позже. Само по себе это кажется удивительным - ведь сорокапятилетний полковник запаса ВВС Южной Кореи Чен Бюн Их являлся исключительно опытным пилотом, да и остальная команда была ему под стать. Однако и этому зловещему чуду есть вполне рациональное объяснение. Заметим для начала, что похожий инцидент с самолетом той же компании уже имел место: 20 апреля 1978 года рейс KAL-902 Париж-Анкоридж-Сеул из-за навигационной ошибки вместо Гренландии попал в район Мурманска, где был атакован советским истребителем и, подбитый, совершил вынужденную посадку на лед какого-то озера. Два человека погибли. Больших жертв удалось избежать благодаря везению и мастерству пилотов. Более того, анализ всего массива информации об авиационных происшествиях говорит о том, что рейсы авиакомпаний стран Востока в разы опаснее европейских и, тем более, американских авиакомпаний. При этом ни состояние техники, ни опыт и образование пилотов, ни региональные особенности навигации объяснения не дают: здесь все вполне сравнимо и эквивалентно. В чем же дело? Похоже, в ментальности. Есть даже такой термин "гуру-менеджмент": это когда харизма руководителя делает его персоной вне критики. Даже вне внутренней критики со стороны подчиненных - настолько они уверены, что он все контролирует и все решает правильно. Беда здесь в том, что сам-то гуру-руководитель так не считает, а пребывает в иллюзии, что до определенной степени разделил ответственность со своими подчиненными. В итоге - все чувствуют себя спокойно и уверенно - но до первой серьезной ошибки руководителя, часто ставящей предприятие на грань гибели. Говоря иначе, то, что кажется командой, ею не является - вернее, команда сводится к одному человеку, несущему в тайне от себя самого всю полноту ответственности за дело. Понятно, что наиболее склонны к подобным ситуациям представители народов, в традициях которых культивируется сверхдоверие к сенсэю, гуру, мюриду, старцу и пр. Отсюда - наша грустная статистика. В любом случае, вину пилотов признали все. Вердикт по результатам судебного спора (в американском суде) между ассоциацией жертв KAL-007 и "Кореан Эйрлайнс" состоял в том, что ошибка экипажа стала либо результатом преступной халатности либо результатом преднамеренности - в обоих случаях авиакомпания признавалась виновной и обязывалась выплатить родственникам жертв миллионные суммы компенсаций. Вторым вопросом, по которому консенсуса достигнуто уже не было, стал вопрос об адекватности мер, предпринятых СССР в момент вторжения самолета. Заключение ИКАО гласило, что меры адекватными не были, ибо Боинг до самого последнего момента не был оповещен ни о том, что заблудился, ни о том, что должен подчиниться перехватчикам. Здесь стоит отметить, что уничтожение в 1983 году пассажирского самолета средствами ПВО было событием хоть и редким, однако не единственным в своем роде. На сегодня таких несчастных случаев в послевоенной истории авиации семь - последний имел место в 2001 году, когда украинские зенитчики сбили Ту-154 компании "Сибирь". Тот самолет, равно как и иранский аэробус, уничтоженный 3 июля 1988 года ракетой американского корабля "Винсенн", двигался по правильному маршруту, однако имели место и случаи навигационных ошибок. Например, 21 февраля 1973 года ливийский Боинг-727, заблудившись, оказался над контролируемым тогда Израилем Синайским полуостровом. Проигнорировав приказ перехватчиков о принудительной посадке, он попытался уйти и был сбит. Но вернемся к нашей трагедии. Согласно опубликованным материалам, сегодня можно с достоверностью полагать, что СССР действительно повёл себя в ту ночь не самым безупречным образом. Однако не в силу своего природного варварства, а в силу... низкой боеготовности своих вооруженных сил. Похоже, несмотря на мурманский инцидент, силы ПВО страны принципиально не были готовы к событиям подобного рода. Корейский лайнер несколько часов летел по нашему воздушному пространству без какого-либо взаимодействия с советскими контролирующими структурами. С камчатского аэродрома был, впрочем, поднят в воздух перехватчик, который некоторое время спустя вернулся на свою базу: со времен побега Беленко в Японию на МИГ-25 керосина в баки самолетам у нас заливали по чуть-чуть, чтобы на длинный полет заведомо не хватило. В общем, ощущение растерянности, несогласованности действий советских контрольных служб во время трехчасовой камчатской части полета корейского лайнера - налицо. Не выполнил обычных процедур предупреждения нарушителя и Геннадий Осипович, пилот поднявшегося с сахалинского аэродрома "Сокол" Су-15. В интервью, данном позднее журналисту "Известий" он в подробностях рассказал, что: 1. трассирующими снарядами предупредительных очередей не делал ввиду отсутствия трассирующих снарядов; 2. связываться на аварийной частоте 121.5 Мгц не пытался ввиду отсутствия времени на эту довольно трудоемкую операцию. Впрочем, Осипович, утверждал, что "кореец" его однозначно заметил и прореагировал: уменьшил скорость ниже допустимого для перехватчика порога, чтобы сделать невозможным конвоирование. Расшифровка бортового самописца, однако, говорит о том, что корейские летчики до самого конца не понимали, что с ними произошло. Вот, как описывал Осипович в том интервью финальную часть полета: - Первая ракета ушла, когда удаление между нами было в 5 километров. Только теперь я смог по-настоящему рассмотреть нарушителя. Он был больше ИЛ-76, а по очертаниям чем-то напоминал Ту-16. Беда всех советских летчиков в том, что мы не изучаем гражданские машины иностранных компаний. Я знал все военные самолеты, все разведывательные... Но этот не был похож ни на один из них... - У вас были в тот момент сомнения в правомерности своих действий? - Ни минуту я не думал, что могу сбить пассажирский самолет. Все что угодно, но только не это! Разве мог я допустить, что гонялся за "Боингом"?.. Теперь я видел: передо мной большой самолет с включенными огнями и мигалками...<...> Первая ракета попала ему под хвост. Вспыхнуло желтое пламя. Вторая - снесла половину левого крыла. Тут же погасли огни и мигалки... Третий же вопрос, ответ на который мы едва ли когда-либо получим, состоит в роли и доле ответственности американских диспетчерских служб - военных и гражданских. Совокупность известных фактов создает ощущение крайне темной ситуации. Само расследование инцидента американской стороной проводилось каким-то совершенно нестандартным в процедурном плане способом, при котором наиболее компетентные и опытные службы оказались практически отстраненными от дела. При этом достоянием гласности стал фрагмент записи переговоров аляскинских гражданских диспетчеров, из которого явным образом следовало, что факт приближения KAL-007 к границам воздушного пространства СССР был ими замечен. Что было дальше? Сообщили ли они об этом, и если да, то кому, а если нет, то почему? Этого мы не знаем: полные расшифровки переговоров американских и японских военных и гражданских авиадиспетчеров так и не были представлены общественности. Видимо - неспроста. Отметая совсем уж конспирологические версии происшедшего, мы все-таки можем допустить одно из двух. Либо дееспособность американских диспетчерских служб оказалась столь же низкой, как и у советской ПВО. Либо, заметив, что заблудившийся Боинг "вскрывает" эту советскую ПВО, американцы решили не мешать: уж слишком велик оказался соблазн. Холодная война вообще - вещь предельно циничная. Лев Усыскин 17 октября 2008, 08:53 Best regards, Boris --- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027 |
#2
|
|||
|
|||
Втройне обреченные
Gubin написал(а) к Boris Paleev в Oct 08 20:49:46 по местному времени:
From: "Gubin" <VBGubin@agro.pfu.edu.ru> Fri Oct 17 2008 21:08, Boris Paleev wrote to All: BP> 17 октября 2008 г., пятница BP> Адрес страницы: http://www.polit.ru/analytics/2008/10/17/coldwar.html BP> АНАЛИТИКА BP> Втройне обреченные BP> К 25-летию гибели 269 жертв Холодной войны BP> Видимо - неспроста. Отметая совсем уж конспирологические версии BP> происшедшего, мы все-таки можем допустить одно из двух. Либо BP> дееспособность американских диспетчерских служб оказалась столь же BP> низкой, как и у советской ПВО. Либо, заметив, что заблудившийся Боинг BP> "вскрывает" эту советскую ПВО, американцы решили не мешать: уж слишком BP> велик оказался соблазн. Холодная война вообще - вещь предельно циничная. BP> Лев Усыскин BP> 17 октября 2008, 08:53 Ошибка и вина советских начальников состоит в том, что они не заявили сразу же, что сбивали и будут сбивать всех, кто залетает без разоешения туда, куда залетать запрещено. Стали в позицию обороняющихся вместо того, чтобы обвинять. Гуманисты чертовы. Губин http://gubin.narod.ru ЭНТРОПИЯ,СТАТЬИ,СПИСОК 1500 ХОРОШИХ КНИГ --- ifmail v.2.15dev5.4 |