#1
|
|||
|
|||
Б.Абакумов _В небе Северной Кореи_, 2
Alexey Platonov написал(а) к All в Jan 08 19:52:16 по местному времени:
From: "Alexey Platonov" <oooliklii@mtu-net.ru> В НЕБЕ СЕВЕРНОЙ КОРЕИ "... от героев былых боев не осталось подчас имен..." ...1950 год. Газетные рубрики "кричат" о войне в Корее! "Страна "утренней свежести" в дыму разрывов напалмовых бомб! "Черные тени американских бомбардировщиков, так называемых, "летающих крепостей", закрыли солнце над Пхеньяном!" "3500 американских бомбардировщиков первой линии готовы к вылету!" ххх Дальний Восток в напряженном ожидании - как развернуться события дальше?... -будет мир или опять ... война?!... На одном из подмосковных аэродромов после воздушного парада над Красной площадью по распоряжению правительства была отобрана группа летчиков-истребителей для оказания интернациональной помощи многострадальному корейскому народу. Возглавил эту группу трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб. Была поставлена боевая задача: "Прикрыть небо Северной Кореи от налетов американской авиации и защитить на дальних подступах границы Советского Союза!" Погрузив в эшелоны боевую технику со всеми имевшимися тогда в наличии средствами обеспечения, мы двинулись на Восток!... В середине ноября 1950 года, в Подмосковье наступила снежная и холодная зима. Первый эшелон с техническим составом и боевой техникой был уже в пути, когда наш "литерный" поезд прогромыхал на выходных стрелках и вышел на основную магистраль, набирая скорость. Сдержанные, скупые мужские напутствия оставшихся товарищей согрели теплом наши души. Это тепло несколько уменьшило боль расставания с нашими милыми женами и детьми - вечными спутниками наших побед и тревог. Жены - наши боевые подруги, создавали нам душевный настрой. Они понимали всю ответственность своего гражданского долга - создавать нормальный психологический климат своим мужьям, которым доверила Родина грозное оружие. Это был надежный наш тыл! И, как говорят поэты: ... Кто она, военного жена? В мирной жизни, я сказал бы, - Маршал! Пусть ей честь не отдают пока, Пусть ей не положены погоны, Службу как положено несут, Верные и любящие жены. Надо быть военного женой, Боевой подругой, не обузой, Пусть не видимый подвиг, но большой - Так служить Советскому Союзу!... О роли дружной семьи в летном деле хорошо понимали наши ко- мандиры. И не случайно, Иван Никитович Кожедуб и новый начальник политотдела нашей дивизии Николай Васильевич Петухов собрали жен убывающих товарищей и провели с ними беседу: успокоили и обнаде- жили их, поставив перед ними определенные задачи... ...Поезд быстро набирал скорость, и скоро станция Голицино осталась позади. Там жил мой отец, Сергей Андреевич - старый чекист, бывший командир партизанского отряда времен Отечественной войны и мой младший брат, Юрий, партизанивший в этом же отряде, а затем в солдатской шинели дошедший до Потсдама, где был подписан документ, подаривший миру мир. Воспоминания нахлынули на меня, когда я увидел приближающийся старый лес, через который мы, мальчишки, бегали на аэродром, где занимались летной теорией. Промелькнула станция Малые Вяземы - с этим названием была связана моя летная судьба. Здесь до войны я впервые поднялся в небо с аэродрома Метростроевского аэроклуба, который дал путевку в большую жизнь многим моим товарищам. Первые учителя молодости надолго запоминаются в памяти. Командир отряда Черный, начальник УЛО Кротевич, инструктор Ворсакович - люди, которые дали возможность ощутить материально меч- ту юности, после чего первое увлечение авиацией быстро прошло. То, что пришло на смену, было уже серьезно! Кинофильм "Добровольцы" очень ярко обобщил и отобразил то и последующее время нашей жизни. Летчики-инструкторы и командиры постарались расширить наш кругозор в познании авиационных наук и воспитали наши характеры... Сильнее потянуло к книгам о небе, бескрайном голубом просторе, любимыми героями стали люди авиации с их смелостью и мужеством, их открытым сердцем, честностью, мужской твердостью и добротой. Мне запомнились тогда слова Валерия Павловича Чкалова - <Летчик -это концентрированная воля, характер, умение идти на риск...>. Они мне стали летным компасом жизни. Да, это прекрасное время юности! Оно особенно запомнилось нам еще и наваристой горячей пшенной кашей с маслом, когда мы, промерзшие и уставшие, забегали в аэродромную столовую в зимние дни учебы. Такую вкусную кашу могли готовить только здесь, и она всегда имела почему-то легкий запах авиационного бензина. Этот приятный и благородный запах сохранился в памяти и по сей день. Мы часто, с большим душевным теплом, при встречах вспоминаем наш аэроклуб с Саней Горшковым, который тоже учился там и сейчас находился в соседнем купе. Наша эскадрилья расположилась в двух купе. Ребята обживались и знакомились ближе друг с другом. В принципе, они все уже были знакомы, только я попал к ним "новенький". С командиров эскадрильи Бокачем Борисом и его замом по политчасти Василием Ларионовым и летчиками Николаем Верминым, Александром Литвинюком, Геннадием Локтевым я сразу нашел общий язык, как будто был с ними давно знаком. Видимо так бывает со всеми честными добрыми и отзывчивыми людьми, каковыми они были в своем существе. А вот с двумя: В.Н. и А.П. общего доброжелательного восприятия не получилось. От них исходила какая-то недоброжелательность. Да и меня психологически не тянуло к таким людям. Но служба есть служба, пришлось уживаться. Хотя их душевный холод ко мне так и не пропал до последних дней службы. Но настроению ребят чувствовалось, что война для нас еще не кончилась в победном сорок пятом. Мысль о будущих схватках с противником уже прочно вошла в наше сознание, а это сильно сближало нас для решения общей интернациональной задачи. Коллектив, собранный из разных частей, со средним возрастом летчиков до 27 лет, быстро стал единым целым. Большую роль в этом единении сыграл наш командир дивизии Иван Никитович Кожедуб, со своим авторитетом легендарного летчика-истребителя, умевшего на поршневом истребителе сбивать реактивные самолеты врага. Мягкий, отзывчивый и душевный в повседневной жизни и собранно-четкий, изобретательный в боевой обстановке он олицетворял в себе человека, которому мы были многим обязаны. Мне пришлось встречаться с ним в различных жизненных ситуациях, и всегда в душе у меня оставался неизгладимо-приятный след этих встреч... Как-то на учебно-тренировочном самолете он проводил проверку моей техники пилотирования в сложных метеоусловиях. Предстояло выполнить пилотаж в зоне на малой высоте в облаках. Мне захотелось выполнить его как можно лучше, короче говоря, немного "хвастнуть" перед знаменитостью. И я, в нарушение инструкции, выполнил виражи- восьмерки с креном в 60 вместо положенных 30 градусов. Получилось просто здорово, как я оценил сам. Самолет вошел в свою же струю всклокоченного воздуха, оставленную после левого, а затем правого виражей. Слышу по переговорному устройству бархатный басок: "Какой крен держать надо?! Повторите восьмерку". Пришлось повторить. Правда, виражи получились опять хорошие, но уже с заданным креном. Остальные фигуры я выполнил без отклонения от нормы. После полета Иван Никитович строго предупредил меня, что так делать нельзя, особенно на низкой высоте и пообещал снизить оценку полета. Но потом, видя, что я искренне раскаивался в содеянном, а это было видно по моему смущенному лицу, он этого не сделал. Этот урок оставил след в моем сознании на всю летную жизнь. Я никогда больше не поддавался соблазну нарушить установленные нормативы при полетах в сложных метеоусловиях ни днем, ни ночью. Успешно сдал экзамены на военного летчика первого класса, и в октябре 1950 года получил удостоверение и значок инструктора по выполнению этого вида полетов. Характерна также была встреча за два дня перед самым отъездом в правительственную командировку... Я отпросился у командования съездить в Голицино и попрощаться с отцом. Как исключение, мне пошли навстречу и отпустили, хотя был строгий приказ никуда никому не отлучаться из части. В то время сообщение с нашей частью по железной дороге было очень затруднено, а времени мне дали "в обрез". Поэтому обратно я решил возвращаться на какой-нибудь попутной машине, идущей по магистрали. Стою, смотрю - идет по шоссе легковой "газик". Я поднял руку, машина останавливается. А в ней на переднем правом сидении сидит И.Н.Кожедуб. Я оторопел. Что делать? Докладываю, так мол и так. Он говорит: "Ну, хорошо, садитесь". Сам выходит из машины и дает мне возможность сесть на заднее сидение. Я поблагодарил его, и мы двинулись в путь по заснеженной зимней дороге. Кругом был лес. Какая-то грусть запала в душу от этого созерцания - вот, скоро и надолго этот пейзаж не будет ласкать глаза привычным своим великолепием. Лес... В любое время года он по-своему ласкал глаза своим целомудренным великолепием: был задумчиво суровый, с тяжелыми от снега лапами ветвей - зимой, стоял в кружеве подвенечного платья девушки - весной, укутанный свежим утренним туманом, а в многообразии осенних красок, сменивших летнюю прелесть зелени, вообще был неповторим. Мы часто, находясь на боевом дежурстве, слушали его разговор с ветром... Лес оставался для нас загадкой природы - так нам хотелось. Иван Никитович любезно расспросил меня об отце. Сообщил, что скоро тронемся в путь, справился о моем настроении и о настроении товарищей. Был разговорчив и весело шутил. С ним было приятно разговаривать, и я быстро оправился от той неловкости, которую чувствовал, садясь в машину. В эту командировку летчиков он отбирал сам. Такое ему дано было право. Право, конечно, исключительное, но продиктованное необходимостью. Мы понимали, что в такой командировке велика роль буквально каждого летчика. Он знал гораздо больше о нашем назначении, чем мы, но и мы все же догадывались о цели нашей командировки. ...Поезд увозил нас все дальше и дальше от столицы нашей Родины на Восток. Сводки последних известий сдержанно и скупо сообщали о боевых действиях в Корее. В окнах вагона проплывали города и огромные стройки Сибири. Па остановках поезда мы не выходили, нам не разрешалось, да их и было очень мало. "Литерный" шел по режиму военного времени, со всеми предосторожностями, и службы обеспечения его движения действовали четко, видимо, еще остался ритм работы у них от недавнего военного прошлого, В Иркутске нас "побаловали банькой". Баня была огромная. Говорили, что еще Петр 1 построил. Её стены видели многие поколения русских людей. Здесь мылись революционеры, идущие по этапу на каторгу, и сибирские дивизии, едущие на фронт, а теперь и нам была предоставлена эта возможность. После бани посвежевшие и с приподнятым настроением мы двинулись дальше. Вскоре показался Байкал - все прильнули к окнам. Нас заворожило это величественное творение природы, удивила сила рук человеческих, воплотившая разум народа в тоннелях, рельсах и мостах - этой огромной транссибирской магистрали. Немногие из нас были в этих суровых краях, о которых мы слышали только в песнях и вот теперь они перед глазами. В Чите нас встретил Иван Никитович Кожедуб, который туда прилетел самолетом. Он задержался в Москве по делам службы и обогнал нас. В эти дни в стране проходили выборы в органы государственной власти. Мы тоже проголосовали, но только в поезде. ... Прибыли на пограничную станцию Отпор. Маленькая, суетливая станция встретила нас приветливо. Народу было много. Кто ехал в Китай помогать строить и восстанавливать промышленность, разрушенную войной, ведь только год прошел, как Китай стал народной республикой; а кто уже возвращался, оставив там свой труд и подарив китайцам свои знания. Ехали даже эмигранты из Китая, эмигрировавшие еще в 1915 году или оставшиеся там на обслуживание КВЖД. --- ifmail v.2.15dev5.4 |