#1
|
|||
|
|||
Невероятные приключения Дедушки с Мултуком, ч. 3
Alexey Shaposhnikov написал(а) к All в May 07 17:48:26 по местному времени:
http://a-lamtyugov.livejournal.com/357529.html == Пишет Нornet ([info]a_lamtyugov) @ 2007-04-28 19:48:00 Невероятные приключения Дедушки с Мултуком, ч. 3 <<Чернейший из дней>> - У кого что поломалось? - Как возить всякое разное - Три эпилога - Эстафета смерти - Про Станислава Лема - Все <<Апачи>> умрут? - Позиция SНELL - И что, и ничего? - По трое, к Шоссе 9 - Примерно танковый взвод Двадцать третье марта вошло в историю второй иракской кампании, как <<Чернейший из дней>> (для американцев, в смысле). Группа <<Тарава>> столкнулась с ожесточенным сопротивлением иракцев в районе Эн-Нассирии и потеряла убитыми 18 человек. Потом ЗРК <<Пэтриот>> зачем-то сбил английский <<Торнадо>>. В тот же день 507-я рота обслуживания 5-го батальона <<Пэтриотов>>, выдвигаясь на позицию в районе той же Эн-Нассирии, попала в иракскую засаду - 11 солдат были убиты, 9 ранены, 7 попали в плен. И наконец, уже ночью, прозвучал финальный аккорд - приключения 11-го вертолетного полка. К этой истории, дорогие читатели, мы и возвращаемся. Пришлось чиниться Тут можно вспомнить Миддельдорфа и его книгу <<Тактика в русской кампании>>. Миддельдорф писал, что у русской пехоты была мерзкая привычка при налетах немецкой авиации палить из своих винтовок по самолетам - если только не было более важных и неотложных занятий. Таким огнем, замечал Миддельдорф, самолеты сбивались редко, но зато часто получали повреждения, на исправления которых уходило довольно много времени; кроме того, плотная стрельба из всего, что стреляет, деморализовывала летчиков. Примерно так получилось и здесь. Оказался сбитым всего один вертолет, но зато остальные были повреждены - из вернувшихся 29 немедленно в воздух можно было выпускать лишь три. С вертолетами батальона 1-227 получилось примерно следующим образом: Лопасти. Повреждены практически на всех 17 машинах. Пожары. Три вертолета загорелись от обстрела. Двигатели. Восемь вертолетов вернулись к RAMS лишь на одном двигателе. Прицельные комплексы / системы ночного видения. Повреждены на трех вертолетах. Кабины. Повреждены на трех вертолетах. Топливные баки. Пробиты на восьми. Самозатягивались успешно, если дыры не делались чем-то более крупным, чем пули калибра 12,7. Все эти вертолеты надо было как-то чинить. Тут нам придется сделать еще одно лирическое отступление. Грузовой вертолет может перевозить свой груз внутри, но может и на внешней подвеске, на тросе. В ряде случаев предпочтительнее именно второй вариант. К примеру, во Вьетнаме, когда в ходе аэромобильных операций надо было быстро оборудовать артиллерийские позиции, <<Чинуки>> чаще возили полевые гаубицы именно снаружи, хотя орудия вполне вписывались в их брюхо. Этот подход позволял устанавливать артиллерию на таких площадках, где нельзя было сесть даже вертолету. Но был и нюанс. Дополнительная масса на тросе привносит в пилотирование машины всякие интересные нюансы. При маневрах она работает, как маятник, дергая вертолет в разные стороны, что усложняет пилотирование. В полете на малой высоте, если случайно зацепить грузом о землю, можно тут же грохнуться самому - полная аналогия с человеком, который споткнулся. Одним словом, летать с болтающимся грузом неудобно. К позиции 11-го полка вылетели три <<Чинука>> с запчастями. И эти запчасти они тащили как раз снаружи. В ходе полета <<Чинуки>> попали под обстрел с земли. В ходе резких маневров уклонения два вертолета из трех сбросили свой груз, чтобы не мешал. Запчасти батальона 1-227 пропали полностью; ремонт его <<Апачей>> такой шаг, мягко говоря, не ускорил. Тем не менее, техники батальона сумели ввести в строй два вертолета уже через сутки, еще десять вертолетов - через четыре дня, еще три - через неделю и последние два - через месяц. Первый боевой вылет силами батальона 11-й полк совершил через девять дней после своей злополучной атаки. Полуэпилог Уильмса и Янга показали по иракскому телевидению почти сразу, после того, как допросили, и многие вертолетчики 11-го полка видели эту передачу. Смотрели, по их словам, со смешанными чувствами: глядеть на то, как враг веселится, было не слишком приятно, но все очень радовались, что оба пилота живы и относительно здоровы. Синтия Роузел, огневой оператор, говорила о <<чувстве вины>>, и тут ее можно понять: каким-то невероятным образом <<Апач>> Джо Гуди и Синтии Роузел оказался единственной машиной из тридцати, не получившей ни одного попадания. Уильямса и Янга освободят только через три недели, когда все закончится. По их словам, в плену больше всего они боялись не иракцев, а своей авиации. Оба вертолетчика довольно быстро поняли, что иракцы их убивать не собираются. А вот несколько бомбежек пережить пришлось. Рассказывали, что было очень неприятно. Дальнейшая судьба Дедушки известна довольно широко. Он был стремительно пропиарен, как национальный герой, а после того, как режим рухнул - не менее стремительно ограблен; тогда же он и заявил, что никого не сбивал и 25000 долларов ему никто и не подумал заплатить. Что с ним было дальше, неизвестно; вряд ли мы что-то узнаем о том, как поживает крестьянин Али Обеид-Мингаш. Но самая загадочное, мистическое, (<<детективное>>, по выражению Михаила Никольского), что только было во всей этой истории - это, конечно же, судьба сбитого вертолета. Во всем тексте я пользуюсь названием <<Апач>>, но, строго говоря, эти машины назывались <<Лонгбоу>>; имя <<Апач>> применяется, когда речь идет о модификации AН-64A, или AН-64D, но без радара. Если не считать <<Команча>>, то <<Лонгбоу>> - самый продвинутый боевой вертолет в США. А может, и в мире. По крайней мере, по части своей электроники. Бросать его там, где он лежал, американцам как-то не очень хотелось. Собственно, дальше и начинаются мистика с иллюзиями. По одним сведениям, уничтожить сбитый вертолет с воздуха помешала начавшаяся песчаная буря, а артобстрел запоздал - вертолет успели вывезти. По другим, воздушный удар все же был, но вертолет не просто вывезли, а оставили на его месте макет, каковой и был разбомблен. И вроде как 26 числа американская разведгруппа сумела обнаружить <<Апач>> в районе багдадского аэропорта, вызвать авиацию и подсветить цель для управляемой бомбы. Что за эти два дня с вертолета успели свинтить и куда попало свинченное, мы, наверное, уже никогда не узнаем. Но это будет потом. А пока что над Ираком бушует <<Мать всех песчаных бурь>>, а вертолетчики думают о всяком разном. Предполагалось, что после вылета 11-го полка эстафета по уничтожению <<Медины>> перейдет к ударной вертолетной бригаде 101-й воздушно-десантной дивизии - на ее долю останется игракская 14-я механизированная бригада. Но тут началась песчаная буря, а когда стало известно, что получилось из операции 11-го полка, то многие призадумались, стоит ли вообще туда соваться. Дивизия <<Медина>>, однако, сама собой не уничтожится. Надо было что-то придумать. Штаб вертолетной бригады 101-й дивизии принялся анализировать произошедшее, постоянно связываясь со своими неудачливыми коллегами, чтобы выяснить все подробности. Так и создавался план операции Destiny Reach. (<<Досягаемость судьбы>>? <<Охват судьбы>>? <<Сфера действия судьбы>>?) О сути опыта Понятно, что проблемы возникли с самого начала. Не было топлива - и это не очень здорово. Не было нормальных данных разведки - и это еще хуже. А если бы иракцы контратаковали незащищенную позицию RAMS, <<чернейший из дней>> мог бы стать куда чернее. Но это было не главное. Разведданные можно получить, топливо - подвезти и не летать не пойми откуда. Самым скверным стал факт, что иракцы нашли эффективное противоядие против тактики <<глубокой атаки>>. То есть, сразу стало непонятно, что, собственно, дальше делать с <<Апачами>> (если не использовать их для непосредственной поддержки войск на переднем крае, а там тоже возникали определенные проблемы). Новая концепция ПВО... Полностью рассредоточенная, поскольку ее центры - радары и командные пункты быстро уничтожались американцами. Но скоординированная - да здравствует сотовая связь. Укомплектованная предельно неподготовленным личным составом (это ведь была вовсе не <<Медина>> - обычные местные жители, которым раздали автоматы с пулеметами). И, вместе с тем, эффективная. Что интересно в идеях покойного Станислава Лема, так это то, что несмотря на всю свою глубину, они никогда не воплощались в жизнь. В данном же случае вашему покорному пришлось с тупым удивлением констатировать, что иракцы успешно реализовали концепцию, описанную в романе <<Непобедимый>>. Некоторые последствия неудачного налета оказались совсем уж глобальными. Пошли разговоры о том, что время ударных вертолетов кончилось - так рассуждали в своих статьях разные уважаемые военные журналисты. Кое-что в том же духе говорили и американские военные, причем особенную ярость в критике <<Апачей>> проявляли авиационные генералы (злые языки говорят, что с момента появления армейской авиации эти люди просто спать по ночам не могут, так их грызет мысль, что какие-то пехотинцы с танкистами обнаглели до того, что тоже обзавелись чем-то летающим). И ведь это был уже не первый случай, когда возник вопрос об устранении ударных вертолетов от участия в боевых операциях. В 1999 году <<Апачи>> прибыли в Югославию, но, от греха дальше, так ни разу там и не использовались. Ходят, конечно, смутные слухи о том, что сербы, якобы, устроили авианалет на место их базирования и сожгли тьму-тьмущую вертолетов - вот почему они не применялись. Но подобное не подтверждают даже югославские источники. Итак, что же было делать дальше? В поисках судьбы Наконец, песчаная буря подошла к концу, а в результате долгих раздумий и продолжительных телеконференций с вертолетчиками 11-го полка, штабисты вертолетной бригады 101-й воздушно-десантной дивизии выработали свой план действий. Батальон 2-101 должен был выйти прямо на Кербелу и сыграть, в некотором роде, отвлекающую роль. Как только его машины попадут под огонь, они немедленно выйдут из боя, а по вскрытым огневым позициям тут же отработают бомбами самолеты, находящиеся в непосредственном контакте с вертолетчиками. В это же время батальон 1-101, уйдя к западу и сделав приличный крюк над озером Эль-Мильх, атакует иракцев с севера и добирается-таки до танков этой проклятой 14-й мехбригады. 28 марта, в 21:45 оба батальона взлетели с позиции SНELL, находившейся северо-западнее RAMS. В ходе взлета, как и раньше, поднялся moondust. Разбился один <<Апач>>. Что было дальше? По дороге батальон 1-101, в составе которого летел и штабной <<Блэкхок>> командира бригады полковника Грега Гэсса, потерял связь с артиллеристами - вызов огня на подавление вражеской ПВО стал невозможен. Однако, они без проблем сделали свой крюк над озером, вышли в назначенную зону и не нашли там ровным счетом никого. 14-я бригада явно успела куда-то смыться. Три роты батальона покружились над назначенным районом - не вылезет ли кто? По ним не стреляли. Полетав там примерно полчаса и никого не обнаружив, батальон 1-101 отправился домой. Батальон 2-101, под командой подполковника Стивена Смита, как и задумывалось, подошел к Кербеле по прямой, строго с юга. Как вы думаете, что случилось, когда они оказались в виду города? Правильно - весь свет погас на пару секунд, а потом снова вспыхнул. Ну и, как вы уже догадались, началось - тяжелые пулеметы на пикапах, которые маневрировали, стремясь выйти на пути следования <<Апачей>>, плюс тучи спешенных стрелков с автоматами и РПГ. Идея задействовать в каждой тройке вертолетов две машины из трех специально для подавления <<рассеянной>> ПВО сработала: одна машина занималась своим делом, вторая летела сбоку от нее, третья сзади; вторая и третья немедленно подавляли обнаруженные огневые точки. И как раз в это время чуть к юго-востоку от города батальон и обнаружил колонну машин, двигающуюся по шоссе 9. Из горького опыта своих коллег вертолетчики батальона 2-101 уже знали: можно делать что угодно, только не зависать. А потому <<Апачи>> взяли курс на колонну и атаковали ее в движении, не останавливаясь - пуски <<Хеллфайров>> производились на расстоянии от 8 до 5 километров, потом ведущий делал разворот и менялся местами с ведомым: теперь ведущий следил за огнем с земли, а ведомый атаковал цель. В то же время подполковник Смит попытался связаться с представителем ВВС, чтобы вызвать на цель еще и истребители. Сделать это он не сумел. Тогда он попытался связаться непосредственно с парой F/A-18 и АВАКСом. Это тоже не удалось. В конце концов, Смит вызвал F/A-18 на аварийной частоте. Те вышли на связь с головными <<Апачами>> батальона, получили от них точные координаты цели и начали атаку сами. Им помогло то, что несколько машин на шоссе уже горели и неплохо обозначали колонну. Реальные итоги этой операции в разных источниках приводятся несколько разные. Один из вариантов такой: 6 БТР, 4 танка, 5 грузовиков, 7 зенитных комплексов, 3 орудия и 25 мелких машин (видимо, те самые пикапы с пулеметами). Разгромом механизированной бригады я бы такое не назвал; четыре танка - это, извините, танковый взвод. С другой стороны, <<Апачи>> тоже не понесли потерь и повреждений. В один из них попала пуля, чем все и ограничилось. Не так уж и плохо, если учесть, что речь шла о существовании ударных вертолетов вообще. Все машины вернулись на позицию SНELL. При посадке возник moondust. Разбился еще один <<Апач>>. Окончание следует === -- С уважением, Алексей Шапошников. 1. Фау-2 заправляет топливом А. Торреса. 2. Глушко похмеляет Торреса окислителем. (Галерея герцога с "Бофорсом". Раздел "Штурмгевер наносит ответный удар") --- Gnus v5.10.6 on Emacs/21.3.1 (i386-pc-linux-gnu) |