forum.wfido.ru  

Вернуться   forum.wfido.ru > Архив эх > ARC.RU.AVIATION

 
 
Опции темы Опции просмотра
  #1  
Старый 15.10.2018, 18:33
Alexey Shaposhnikov
Guest
 
Сообщений: n/a
По умолчанию Невероятные приключения Дедушки с Мултуком, ч. 3

Alexey Shaposhnikov написал(а) к All в May 07 17:48:26 по местному времени:

http://a-lamtyugov.livejournal.com/357529.html

==
Пишет Нornet ([info]a_lamtyugov)
@ 2007-04-28 19:48:00

Невероятные приключения Дедушки с Мултуком, ч. 3

<<Чернейший из дней>> - У кого что поломалось? - Как возить всякое разное -
Три эпилога - Эстафета смерти - Про Станислава Лема - Все <<Апачи>> умрут?
- Позиция SНELL - И что, и ничего? - По трое, к Шоссе 9 - Примерно танковый
взвод

Двадцать третье марта вошло в историю второй иракской кампании, как
<<Чернейший из дней>> (для американцев, в смысле). Группа <<Тарава>>
столкнулась с ожесточенным сопротивлением иракцев в районе Эн-Нассирии и
потеряла убитыми 18 человек. Потом ЗРК <<Пэтриот>> зачем-то сбил английский
<<Торнадо>>. В тот же день 507-я рота обслуживания 5-го батальона
<<Пэтриотов>>, выдвигаясь на позицию в районе той же Эн-Нассирии, попала в
иракскую засаду - 11 солдат были убиты, 9 ранены, 7 попали в плен. И наконец,
уже ночью, прозвучал финальный аккорд - приключения 11-го вертолетного полка.
К этой истории, дорогие читатели, мы и возвращаемся.

Пришлось чиниться

Тут можно вспомнить Миддельдорфа и его книгу <<Тактика в русской
кампании>>. Миддельдорф писал, что у русской пехоты была мерзкая привычка при
налетах немецкой авиации палить из своих винтовок по самолетам - если только
не было более важных и неотложных занятий. Таким огнем, замечал Миддельдорф,
самолеты сбивались редко, но зато часто получали повреждения, на исправления
которых уходило довольно много времени; кроме того, плотная стрельба из всего,
что стреляет, деморализовывала летчиков.
Примерно так получилось и здесь. Оказался сбитым всего один вертолет, но
зато остальные были повреждены - из вернувшихся 29 немедленно в воздух можно
было выпускать лишь три.
С вертолетами батальона 1-227 получилось примерно следующим образом:
Лопасти. Повреждены практически на всех 17 машинах.
Пожары. Три вертолета загорелись от обстрела.
Двигатели. Восемь вертолетов вернулись к RAMS лишь на одном двигателе.
Прицельные комплексы / системы ночного видения. Повреждены на трех
вертолетах.
Кабины. Повреждены на трех вертолетах.
Топливные баки. Пробиты на восьми. Самозатягивались успешно, если дыры не
делались чем-то более крупным, чем пули калибра 12,7.
Все эти вертолеты надо было как-то чинить. Тут нам придется сделать еще
одно лирическое отступление.
Грузовой вертолет может перевозить свой груз внутри, но может и на внешней
подвеске, на тросе. В ряде случаев предпочтительнее именно второй вариант. К
примеру, во Вьетнаме, когда в ходе аэромобильных операций надо было быстро
оборудовать артиллерийские позиции, <<Чинуки>> чаще возили полевые гаубицы
именно снаружи, хотя орудия вполне вписывались в их брюхо. Этот подход
позволял устанавливать артиллерию на таких площадках, где нельзя было сесть
даже вертолету.
Но был и нюанс. Дополнительная масса на тросе привносит в пилотирование
машины всякие интересные нюансы. При маневрах она работает, как маятник,
дергая вертолет в разные стороны, что усложняет пилотирование. В полете на
малой высоте, если случайно зацепить грузом о землю, можно тут же грохнуться
самому - полная аналогия с человеком, который споткнулся. Одним словом, летать
с болтающимся грузом неудобно.
К позиции 11-го полка вылетели три <<Чинука>> с запчастями. И эти запчасти
они тащили как раз снаружи. В ходе полета <<Чинуки>> попали под обстрел с
земли. В ходе резких маневров уклонения два вертолета из трех сбросили свой
груз, чтобы не мешал. Запчасти батальона 1-227 пропали полностью; ремонт его
<<Апачей>> такой шаг, мягко говоря, не ускорил.
Тем не менее, техники батальона сумели ввести в строй два вертолета уже
через сутки, еще десять вертолетов - через четыре дня, еще три - через неделю
и последние два - через месяц. Первый боевой вылет силами батальона 11-й полк
совершил через девять дней после своей злополучной атаки.

Полуэпилог

Уильмса и Янга показали по иракскому телевидению почти сразу, после того,
как допросили, и многие вертолетчики 11-го полка видели эту передачу.
Смотрели, по их словам, со смешанными чувствами: глядеть на то, как враг
веселится, было не слишком приятно, но все очень радовались, что оба пилота
живы и относительно здоровы.
Синтия Роузел, огневой оператор, говорила о <<чувстве вины>>, и тут ее
можно понять: каким-то невероятным образом <<Апач>> Джо Гуди и Синтии Роузел
оказался единственной машиной из тридцати, не получившей ни одного попадания.
Уильямса и Янга освободят только через три недели, когда все закончится.
По их словам, в плену больше всего они боялись не иракцев, а своей авиации.
Оба вертолетчика довольно быстро поняли, что иракцы их убивать не собираются.
А вот несколько бомбежек пережить пришлось. Рассказывали, что было очень
неприятно.
Дальнейшая судьба Дедушки известна довольно широко. Он был стремительно
пропиарен, как национальный герой, а после того, как режим рухнул - не менее
стремительно ограблен; тогда же он и заявил, что никого не сбивал и 25000
долларов ему никто и не подумал заплатить. Что с ним было дальше, неизвестно;
вряд ли мы что-то узнаем о том, как поживает крестьянин Али Обеид-Мингаш.
Но самая загадочное, мистическое, (<<детективное>>, по выражению Михаила
Никольского), что только было во всей этой истории - это, конечно же, судьба
сбитого вертолета.
Во всем тексте я пользуюсь названием <<Апач>>, но, строго говоря, эти
машины назывались <<Лонгбоу>>; имя <<Апач>> применяется, когда речь идет о
модификации AН-64A, или AН-64D, но без радара. Если не считать <<Команча>>, то
<<Лонгбоу>> - самый продвинутый боевой вертолет в США. А может, и в мире. По
крайней мере, по части своей электроники. Бросать его там, где он лежал,
американцам как-то не очень хотелось.
Собственно, дальше и начинаются мистика с иллюзиями. По одним сведениям,
уничтожить сбитый вертолет с воздуха помешала начавшаяся песчаная буря, а
артобстрел запоздал - вертолет успели вывезти. По другим, воздушный удар все
же был, но вертолет не просто вывезли, а оставили на его месте макет, каковой
и был разбомблен. И вроде как 26 числа американская разведгруппа сумела
обнаружить <<Апач>> в районе багдадского аэропорта, вызвать авиацию и
подсветить цель для управляемой бомбы. Что за эти два дня с вертолета успели
свинтить и куда попало свинченное, мы, наверное, уже никогда не узнаем.
Но это будет потом. А пока что над Ираком бушует <<Мать всех песчаных
бурь>>, а вертолетчики думают о всяком разном.
Предполагалось, что после вылета 11-го полка эстафета по уничтожению
<<Медины>> перейдет к ударной вертолетной бригаде 101-й воздушно-десантной
дивизии - на ее долю останется игракская 14-я механизированная бригада. Но тут
началась песчаная буря, а когда стало известно, что получилось из операции
11-го полка, то многие призадумались, стоит ли вообще туда соваться.
Дивизия <<Медина>>, однако, сама собой не уничтожится. Надо было что-то
придумать. Штаб вертолетной бригады 101-й дивизии принялся анализировать
произошедшее, постоянно связываясь со своими неудачливыми коллегами, чтобы
выяснить все подробности. Так и создавался план операции Destiny Reach.
(<<Досягаемость судьбы>>? <<Охват судьбы>>? <<Сфера действия судьбы>>?)

О сути опыта

Понятно, что проблемы возникли с самого начала. Не было топлива - и это не
очень здорово. Не было нормальных данных разведки - и это еще хуже. А если бы
иракцы контратаковали незащищенную позицию RAMS, <<чернейший из дней>> мог бы
стать куда чернее.
Но это было не главное. Разведданные можно получить, топливо - подвезти и
не летать не пойми откуда. Самым скверным стал факт, что иракцы нашли
эффективное противоядие против тактики <<глубокой атаки>>. То есть, сразу
стало непонятно, что, собственно, дальше делать с <<Апачами>> (если не
использовать их для непосредственной поддержки войск на переднем крае, а там
тоже возникали определенные проблемы).
Новая концепция ПВО... Полностью рассредоточенная, поскольку ее центры -
радары и командные пункты быстро уничтожались американцами. Но
скоординированная - да здравствует сотовая связь. Укомплектованная предельно
неподготовленным личным составом (это ведь была вовсе не <<Медина>> - обычные
местные жители, которым раздали автоматы с пулеметами). И, вместе с тем,
эффективная.
Что интересно в идеях покойного Станислава Лема, так это то, что несмотря
на всю свою глубину, они никогда не воплощались в жизнь. В данном же случае
вашему покорному пришлось с тупым удивлением констатировать, что иракцы
успешно реализовали концепцию, описанную в романе <<Непобедимый>>. Некоторые
последствия неудачного налета оказались совсем уж глобальными. Пошли разговоры
о том, что время ударных вертолетов кончилось - так рассуждали в своих статьях
разные уважаемые военные журналисты. Кое-что в том же духе говорили и
американские военные, причем особенную ярость в критике <<Апачей>> проявляли
авиационные генералы (злые языки говорят, что с момента появления армейской
авиации эти люди просто спать по ночам не могут, так их грызет мысль, что
какие-то пехотинцы с танкистами обнаглели до того, что тоже обзавелись чем-то
летающим).
И ведь это был уже не первый случай, когда возник вопрос об устранении
ударных вертолетов от участия в боевых операциях. В 1999 году <<Апачи>>
прибыли в Югославию, но, от греха дальше, так ни разу там и не использовались.
Ходят, конечно, смутные слухи о том, что сербы, якобы, устроили авианалет на
место их базирования и сожгли тьму-тьмущую вертолетов - вот почему они не
применялись. Но подобное не подтверждают даже югославские источники.
Итак, что же было делать дальше?

В поисках судьбы

Наконец, песчаная буря подошла к концу, а в результате долгих раздумий и
продолжительных телеконференций с вертолетчиками 11-го полка, штабисты
вертолетной бригады 101-й воздушно-десантной дивизии выработали свой план
действий.
Батальон 2-101 должен был выйти прямо на Кербелу и сыграть, в некотором
роде, отвлекающую роль. Как только его машины попадут под огонь, они
немедленно выйдут из боя, а по вскрытым огневым позициям тут же отработают
бомбами самолеты, находящиеся в непосредственном контакте с вертолетчиками. В
это же время батальон 1-101, уйдя к западу и сделав приличный крюк над озером
Эль-Мильх, атакует иракцев с севера и добирается-таки до танков этой проклятой
14-й мехбригады.
28 марта, в 21:45 оба батальона взлетели с позиции SНELL, находившейся
северо-западнее RAMS. В ходе взлета, как и раньше, поднялся moondust.
Разбился один <<Апач>>.
Что было дальше?
По дороге батальон 1-101, в составе которого летел и штабной <<Блэкхок>>
командира бригады полковника Грега Гэсса, потерял связь с артиллеристами -
вызов огня на подавление вражеской ПВО стал невозможен. Однако, они без
проблем сделали свой крюк над озером, вышли в назначенную зону и не нашли там
ровным счетом никого. 14-я бригада явно успела куда-то смыться. Три роты
батальона покружились над назначенным районом - не вылезет ли кто? По ним не
стреляли. Полетав там примерно полчаса и никого не обнаружив, батальон 1-101
отправился домой.
Батальон 2-101, под командой подполковника Стивена Смита, как и
задумывалось, подошел к Кербеле по прямой, строго с юга. Как вы думаете, что
случилось, когда они оказались в виду города?
Правильно - весь свет погас на пару секунд, а потом снова вспыхнул. Ну и,
как вы уже догадались, началось - тяжелые пулеметы на пикапах, которые
маневрировали, стремясь выйти на пути следования <<Апачей>>, плюс тучи
спешенных стрелков с автоматами и РПГ.
Идея задействовать в каждой тройке вертолетов две машины из трех специально
для подавления <<рассеянной>> ПВО сработала: одна машина занималась своим
делом, вторая летела сбоку от нее, третья сзади; вторая и третья немедленно
подавляли обнаруженные огневые точки.
И как раз в это время чуть к юго-востоку от города батальон и обнаружил
колонну машин, двигающуюся по шоссе 9.
Из горького опыта своих коллег вертолетчики батальона 2-101 уже знали:
можно делать что угодно, только не зависать. А потому <<Апачи>> взяли курс на
колонну и атаковали ее в движении, не останавливаясь - пуски <<Хеллфайров>>
производились на расстоянии от 8 до 5 километров, потом ведущий делал разворот
и менялся местами с ведомым: теперь ведущий следил за огнем с земли, а ведомый
атаковал цель.
В то же время подполковник Смит попытался связаться с представителем ВВС,
чтобы вызвать на цель еще и истребители. Сделать это он не сумел. Тогда он
попытался связаться непосредственно с парой F/A-18 и АВАКСом. Это тоже не
удалось. В конце концов, Смит вызвал F/A-18 на аварийной частоте. Те вышли на
связь с головными <<Апачами>> батальона, получили от них точные координаты
цели и начали атаку сами. Им помогло то, что несколько машин на шоссе уже
горели и неплохо обозначали колонну.
Реальные итоги этой операции в разных источниках приводятся несколько
разные. Один из вариантов такой: 6 БТР, 4 танка, 5 грузовиков, 7 зенитных
комплексов, 3 орудия и 25 мелких машин (видимо, те самые пикапы с пулеметами).
Разгромом механизированной бригады я бы такое не назвал; четыре танка - это,
извините, танковый взвод. С другой стороны, <<Апачи>> тоже не понесли потерь и
повреждений. В один из них попала пуля, чем все и ограничилось. Не так уж и
плохо, если учесть, что речь шла о существовании ударных вертолетов вообще.
Все машины вернулись на позицию SНELL.
При посадке возник moondust. Разбился еще один <<Апач>>.

Окончание следует
===

--
С уважением, Алексей Шапошников.

1. Фау-2 заправляет топливом А. Торреса.
2. Глушко похмеляет Торреса окислителем.
(Галерея герцога с "Бофорсом". Раздел "Штурмгевер наносит ответный удар")

--- Gnus v5.10.6 on Emacs/21.3.1 (i386-pc-linux-gnu)
 


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Текущее время: 18:07. Часовой пояс GMT +4.


Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2025, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot