forum.wfido.ru  

Вернуться   forum.wfido.ru > Архив эх > ARC.RU.AVIATION

 
 
Опции темы Опции просмотра
  #1  
Старый 15.10.2018, 16:41
Boris Paleev
Guest
 
Сообщений: n/a
По умолчанию СОЗДАТЕЛЬ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ ДИНАМИКОВ ЦАГИ

Boris Paleev написал(а) к All в Sep 06 16:11:00 по местному времени:

Нello All!


№36 (152) 20 - 26 сентября 2006 года


ХРОНИКА


ЮБИЛЕЙ

СОЗДАТЕЛЬ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ ДИНАМИКОВ ЦАГИ

ИСПОЛНИЛОСЬ 90 ЛЕТ АКАДЕМИКУ ГЕОРГИЮ БЮШГЕНСУ


Георгий Сергеевич Бюшгенс - выдающийся ученый в области механики полета и прикладной аэродинамики, организатор и непосредственный участник разработки многих летательных аппаратов. Он родился 16 сентября 1916 г. Окончив в 1940 г. Московский авиационный институт, поступил на работу в ЦАГИ. С 1961 по 1965 г. - начальник отделения динамики, с 1965 по 1992 г. - первый заместитель начальника ЦАГИ, с 1992 г. - советник дирекции ЦАГИ. Герой Социалистического Труда (1974 г.), лауреат Ленинской премии (1961 г.), лауреат Государственной премии РФ (2002 г.) и премии имени Н.Е. Жуковского, награжден тремя орденами Ленина и другими орденами и медалями. Георгий Сергеевич внес весомый вклад в формирование концепций и разработку нескольких поколений самолетов - это первые сверхзвуковые (МиГ-17, МиГ-19), с крылом изменяемой геометрии (МиГ-23, Су-24, Ту-22М, Ту-160), маневренные истребители (Су-27, МиГ-29), пассажирские и транспортные семейств "Ту", "Ил", "Ан", орбитальный "Буран". Академик - инициатор организации в ЦАГИ отделения динамики полета и систем управления летательных аппаратов. Он по праву считается создателем научной школы динамиков ЦАГИ. Под его руководством здесь была создана уникальная экспериментальная база для испытаний систем управления и исследований динамики самолетов на пилотажных стендах с участием летчиков. А о том, какой он в жизни, сегодня рассказывает его сын, который также трудится в ЦАГИ.


Г.С. Бюшгенс.
Фотоархив ''ВПК''

Во время войны мой отец вместе с ЦАГИ был эвакуирован в Казань. Матушка какое-то время была в Ташкенте, а затем приехала к отцу. В эвакуации в возрасте четырех лет от дифтерита умер их первенец Сережа. В детстве мне так хотелось иметь старшего брата! Во взрослом состоянии, уже сам будучи отцом, среди бумаг и фотографий я нашел серебряный портсигар с прядкой волос брата и номером могилы. Представляю, какой мрак и ужас пережили мои, тогда еще совсем молодые, родители.

Я родился в декабре 1945 г., когда семья уже вернулась в Москву. Думаю, что близость конца войны, вера в благополучное будущее подвигли их на вторую попытку деторождения. Надо сказать, что все свои увлечения, за исключением альпинизма, отец сумел передать и мне, поскольку с детства его усилиями я был в них вовлечен на правах полноценного партнера. Попытка заразить меня альпинизмом тоже была предпринята (Рица, Красная поляна, походы на ледники), но успеха не имела. Мои первые горные лыжи и ботинки были с отцовского "плеча". И сейчас мы с удовольствием обсуждаем мои горнолыжные похождения, и я даю ему подробный отчет о каждой поездке в горы.

Как и все автомобилисты тех лет, машину отец чинил, как правило, самостоятельно, и я всегда был его ассистентом. Лет в двенадцать летом на даче я мог получить задание за день, пока отец на работе, заменить стартер на нашей "Победе". Так что я с нашим автопромом прошел весь путь от 401-го "Москвича" до "Жигулей". Отец до сих пор большой любитель автомобилей, и мне стоило большого труда "ссадить" его с последней ржавой "двадцатьчетверки", когда у него возникли проблемы со зрением, но я чувствую, как ему даже сейчас хочется за руль.

Эти автомобили, а их было с 1951 г. последовательно штук восемь, доставляли нашей семье массу удовольствия, особенно во время летних путешествий, в которые отец бесстрашно пускался еще в те времена, когда это было настоящим экстримом. Дорог, бензина, запчастей не было, на Западной Украине еще орудовали бендеровцы. Нашими спутниками в этих путешествиях были друзья и коллеги отца Д.М. Перлштейн, И.И. Слезингер, Л.Л. Селяков. Они стали и моими старшими друзьями.

Когда я повзрослел и начал путешествовать сам, родители мягко страховали нас. Так было, когда я, учась в старших классах, нанялся в этнографическую экспедицию в Карпатах. Родители на своей "Волге" тенью ехали где-то рядом, несколько раз выходили на контакт, но в целом не создали мне репутацию "маменькиного сыночка". Когда я в студенческие годы перешел на уровень экстремального туризма, родители стоически терпели это издевательство над своими нервами, в то время как родители многих моих друзей закатывали грандиозные сцены, пытаясь склонить нас к пляжному варианту отдыха. Отцовский надзор сводился к проверке качества подготовки мероприятия (карты, маршрут, инвентарь, аптечка, ремонтный набор и т.д.) и выяснению, с надежными ли людьми я отправляюсь в путь.

Еще одной страсти, которая греет мою душу последние 40 лет, я также обязан отцу - это парусный спорт. Где-то в 60-м отец купил разборный немецкий швертбот "Дельфин". Это была чудная лодочка, которая хорошо ходила и под мотором, и под парусами, но все-таки это был любительский вариант: и скорости не те, и лавировку она держала не очень хорошо. Благодаря этому в университете я подался в большой парусный спорт и весьма в нем преуспел. Та немецкая лодочка дала толчок и моим водномоторным увлечениям. Это еще один педагогический подвиг моих родителей. Для строительства катера по чертежам приятеля отца Л.Л. Селякова (между прочим, главного конструктора М-50, Ту-134 и др.) мои самоотверженные родители выделили одну из трех комнат нашей квартиры, которая почти на год превратилась в маленькую верфь. Помню замечательные производственные совещания с участием отца и Л.Л. Селякова, на которых Л.Л. в порядке авторского надзора давал мне необходимые рекомендации. Катер получился отличный, у родителей добавилось седых волос.

В 1968 г., когда я окончил университет, мои родители развелись. Для меня это была страшная трагедия - обрушилась моя вселенная. Потом время все перетерло, и мы с моей мачехой, Валентиной Ивановной, и ее потомством - большие друзья. Тем более что я вижу: отец ухожен, окружен заботой и доволен жизнью. Кстати, теперь, наблюдая за ними, я склонен думать, что молодая жена - источник долголетия.

В мои университетские и служебные дела отец явным образом никогда не вмешивался, создавая у меня иллюзию того, что я сам всего добился. Хотя, как я теперь понимаю, это далеко не так. Поскольку я сам человек с изрядной ленцой, то отцовская профессиональная самоотверженность и преданность делу всегда были мне немым упреком, так что я старался. Вот это и есть настоящее отцовское воспитание. В ЦАГИ отец меня не звал и не сватал, я напросился сам, испугавшись наметившегося распределения в МИЭА в гироскопный отдел. Мне показалось скучным ковыряться в "мелочовке" (гироскопы какие-то), когда люди работают по-крупному - с самолетом в целом. Решающим было то, что отец вместе с Г.В. Александровым определил меня к А.А. Шилову, одному из лучших специалистов отделения динамики, бывшему тогда на подъеме. Больше я за почти 40 лет работы в ЦАГИ вмешательства со стороны отца в свою карьеру не ощущал. Может быть, благодаря этому у меня сложились такие хорошие отношения с коллегами, которыми я очень дорожу, за что весьма благодарен отцу. Хотя, конечно, от многих проблем меня хранила фамилия, отеческое отношение коллег и друзей отца еще с военных времен (Е.И. и Ю.А. Борисы, Г.В. Александров и многие другие).

Работая в ЦАГИ, я окончательно осознал масштаб личности отца, увидев не служебное подобострастие подчиненных, а настоящее уважение к его характеру, профессиональным данным и преданности ЦАГИ и авиации. Конечно, ему хотелось, чтобы я порезвее защищал диссертации и двигался по карьерной лестнице. И, скажем, защита докторской - целиком его заслуга. Мне этого не хотелось (все та же ленца), однако желание сделать подарок отцу к 80-летнему юбилею заставило сделать над собой усилие. Потом стало ясно, что это было совсем не лишним. Кстати о защитах. Обе диссертации (одну на ученом совете МФТИ, а другую в ЦАГИ) я защитил единогласно. А ведь какой прекрасный случай насолить отцу, подбросив сыну "черных шаров". Вывода я делаю два. Во-первых, научное сообщество ЦАГИ достаточно благородно, во-вторых, в своих административных функциях отец всегда был объективен, справедлив и уважителен к подчиненным. Надеюсь, эти качества, в том числе патриотическое отношение к нашей alma mater - ЦАГИ, хоть в малой степени передались и мне. А если нет, будем работать над собой, благо есть живой пример и этот пример рядом. Теперь мы опять живем даже ближе друг от друга, чем стоят наши письменные столы в ЦАГИ.




Андрей БЮШГЕНС

постоянный адрес статьи: http://www.vpk-news.ru/article.asp?p....chronicle</b> 03


Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027
 


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Текущее время: 22:41. Часовой пояс GMT +4.


Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2025, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot