#1
|
|||
|
|||
"МИР МОЖНО УДИВИТЬ ПОРЯДОЧНОСТЬЮ, А САМОЛЕТЫ САМИ ВЗЛЕТЯТ И СЯДУТ"
Boris Paleev написал(а) к All в Aug 05 21:22:34 по местному времени:
Нello All! ------------------------------------------------------------------------------- - "МИР МОЖНО УДИВИТЬ ПОРЯДОЧНОСТЬЮ, А САМОЛЕТЫ САМИ ВЗЛЕТЯТ И СЯДУТ" [ 19:54 22.08.05 ] http://www.izvestia.ru/armia2/article2552880 В 1965 году газета "Известия" проводила фотоакцию "Молодость ХХ века" - тогда перед зданием редакции несколько месяцев была выставлена двухметровая фотография 24-летнего летчика-испытателя Юрия Митикова. Спустя 40 лет он вновь становится героем "Известий": месяц назад "за мужество и героизм" президентским указом ему присвоено звание Героя России. Юрий Митиков сейчас начальник летной службы "Опытно-конструкторского бюро имени Яковлева". Сейчас в обязанности летчика-испытателя входит "контроль за организацией полетов, подготовка летчиков. "Я чиновник", - говорит он, но ни на минуту не дает поверить в это. Юрий Иванович ребенок военного времени - родился в 1941 году в Сибири. Я, говорит он, спустя много лет только понял, что в мае 1945 года была Победа - "а тогда я запомнил, что светило солнце и люди радовались". Мальчишкой он одинаково увлекался театром и самолетами. Но выбор между сценой и небом был сделан вопреки материальным сображениям. За выступление их драмкружка им как-то заплатили 5 рублей на обед. Митикова это растроило настолько, что с театром он завязал - "я несу искусство в массы, а мне деньги за это дают". Говорит: "как отрезало". Авиация его по его же ощущениям тоже "постоянно отталкивала". "Я начал летать на планерах еще будучи школьником в 8-ом классе. В 10-м классе можно было перейти на самолетное отделение. Но по молодости сразу не взяли. Пошел на завод работать. Потом началась путаница с училищами. Их то расформировывали, то туда не брали. Потом хотели направить на вертолетное отделение, потом на военно-морскую авиацию...", - вспоминиает он свою дорогу в большое небо. Освоил Митиков в итоге и вертолет, и военно-морскую авиацию, закончил МАИ, Качинское училище в Волгограде. "В Сталинграде", - поправляется он. Профессию летчика -испытателя Юрий Митиков не оставил и в тяжелые для страны времена. Собственно и за это тоже он получил героя России - подвиг, в конечном итоге, сесть в самолет и думать о его будущем тогда, когда твое настоящее не обеспечено нормальной зарплатой. Митиков удивляется такой постановке вопроса: "Если хочешь - добьешся". Таков его девиз и в небе, и в жизни. В его глазах отражается ясное голубое небо с редкими облачками над Жуковским. Через салон его старенькой бежевой семерки то и дело прорывается гул российских истребителей, показывающих свое мастерство на МАКСЕ-2005. Митиков на них даже не реагирует - он в своей стихии. Теперь я понимаю, почему он предложил встретиться на аэродроме, когда можно посмотреть на самолеты в полетах, ведь, только там они живут. После часового разговора понимаю - это его голубые с серо-белыми прожилками-облачками глаза отражают небо. О героизме "Если жив летчик, других жертв нет, то об этом стараются не говорить. Есть одно довольно странное и неприятное обстоятельство - героизм одних людей и во время войны, и в мирное время, и у пожарников, и у летчиков, как правило, следствие разгильдяйства, ошибок других людей, которые приходится исправлять в экстремальной ситации. Часто бывает, что и сам герой наворотил ошибок, но потом с честью их исправил.Что такое управление самолетом? Постоянное исправление ошибок, которые ты сам же допускаешь", - объясняет Митиков. - А как садиться за штурвал самолета, который до этого летал только в конструкторских фантазиях? - Это естественный процесс - человека этому научили. Простого летчика в опытный самолет не посадят. В советские времена была создана сильнейшая, уникальная школа летчиков-испытателей - первая школа в мире. Уже после нас американцы и англичане создали такие же школы. В других странах такого нет. - А в чем уникальность? - Мы готовим многоплановых испытателей. Я, к примеру, освоил более 40 типов самолетов - когда выпускался из школы испытателей был готов к управлению любыми самолетами и гражданскими, и военными. О награде героя России "Для представление на такое высокое звание необходимы определенные требования - не допустить гибели самолета, гибели людей. У меня такие случаи были. Приходилось и работать в нестандартных условиях. К примеру высокогорья и жаркого климата, - говорит он он об одной из горячих точек современности. - Впервые в мире тогда была построена металлическая посадочная полоса и мы отрабатывали взлет и посадку на нее самолетов с вертикальным взлетом. Задача была доказать, что за несколько дней на песке можно развернуть мобильный аэродром. Самолет вел себя на грани своих параметров, но все обошлось". Спрашиваю, что значит на грани параметров? Глядя в небо Юрий Иванович объясняет: "самолет оборудован автоматической системой катапультирования, но когда испытываешь предельные возможности машины, то катапульту иногда приходилось отключать". Понимаете, говорит он, "автоматика может сработать и ты никогда не узнаешь предела самолета". - Но если предел совпадает с автоматикой, то тогда смерть? - (Смееется). Нет, тогда можешь сам катапультироваться. Автоматика - она же дура. Ты- то думаешь "еще не вечер, еще не вечер", а ей уже заложили "дескать, поехали и все"! Приходилось ему приземлять самолет без передней ноги шасси и бомбами под крыльями: "Приземлился, а руководитель полетов кричит по радио - "катапультируйся, горишь". По запаху определил, что горит не керосин, а металл. Ну и подумал, катапультироваться пока еще рано". Герой России Иван Митиков в экстремальных погодных условиях садился на авианосец - "видимости никакой, вот я и проскочил палубу. уходить на берег обидно - вся работа насмарку". Тут он по радио слышит - "отойди от рубки". Понял, что нос авианосца где-то рядом и сдал назад. Видя мой удивленый взгляд Митиков со смехом заявляет: "Да, наши самолеты и задом летают". В другой раз он взлетал по вертикали, и когда самолет должен был начать движение в верх, то стал опускаться нос и машина начала смешаться вперед. "А подо мной люди, машины. Отклоняя педаль, удалось повернуть самолет в сторону и посадить... Немножко самолет поломали, но через месяц уже летал", - буднично рассказывает Юрий Иванович. О будущем летчиков - испытателях "Желающих стать летчиком-испытателем много - поступать некуда. Военных училищ нет. Старики уходят, а на смену никого нет", - говорит он, вот уже год не взлетавший в небо. "Молодые летчики сейчас кто? 35-40 лет. А 20-летних-то нет. Я уж не говорю о том, что на заводах. Военый заказ -это правильно, но технику же не машины собирают. Токарей высококлассных нет. Те, кто ушел торговать на рынках, вернуть нельзя - а молодых нет", - отмечает он с досадой в голосе и тут же переходит к шоу на МАКСЕ-2005. "То, что мы здесь видим - это, конечно, хорошо. Но первый самолет чисто российский это наш учебно-боевой самолет ( легкий штурмовик) ЯК-130. У него ничего не было испытано. Теперь он поступает на вооружение военно-воздушных сил. А что дальше?" - задает риторический вопрос испытатель первого советского палубного штурмовика ЯК-38. Это любимая машина Митикова - слияние самолета и вертолета: "мне очень повезло. Я летал не стереотипно. Мне удалось прикоснуться к новой области в истории авиации". О чутье испытателя "Я не боялся возражать начальству. У меня были случаи, когда я отказывался лететь на самолете - меня и с работы хотели снять", - говорит он. Был случай, когда в спешке или по небрежности ему подвесили бомбы без головных обтекателей и уверяли, что все сделано правильно. Митиков потребовал техническую инструкцию. Ее искали больше недели - самолет стоял в ангаре, а начальство метало громы и молнии. В конечном итоге он оказался прав - выполнить полет с таким образом подвешенными бомбами было невозможно. "Сейчас меня все поздравляют с присвоением звания Героя. Что меня поразило - все говорят: "справедливость востержествовала", - задумавшись о сделанном, говорит он. Подверждение слов тут же выражается в бурных рукопожатиях техсостава ЯК-130, выставленного на МАКСЕ - "Иваныч, поздравляем тебя". Иваныч, как домой, легко запрыгивает в кабину одного из испытанных им самим детищ. О необходимом в полете "Всегда беру с собой сигареты. Сядешь в неизвестном месте - курить хочется. А сигареты взять негде. Вот и стал с собой брать". О тыле "Это наверное про меня - первым делом самолеты, ну а девушки потом. Женился я поздно - в 35 лет. Но моя жена - это мой тыл. Мне с ней повезло. Повезло и в том, что оба оказались умными, хотя тяжело притирались". О полетах летчиков во сне и на яву "Это правда, что летчики во сне летают. Но я летаю не в самолете, а как будто я сам - самолет. Всю жизнь было так - в течение года один, два раза такой полет снится. Наяву же, на большой высоте понимаешь - горизонт не прямой, земной шарик все же круглый". О свободном времени "Я все свободное время проводил на планерах, с парашютом прыгал. У нас в училище была такая песня: "летать не каждому дано, а падать нечего учиться, вот потому-то всякий сброд "валом валит в парашютисты". О тех, кто остался в небе "Из нашего выпуска школы летчиков-испытателей нас осталось пять человек", - показывает он выпускной альбом с групповой фотографией, на минуту задерживаясь на каждом из своих молодых и живых товарищей. Спокойно по- военному отмечает: "погиб, погиб, уже умер". После пояснений групповая фотография курса ( человек 30 ) виртуально редеет. Митиков замолкает. В его машину вновь врывается рев самолетных двигателей. Он, наверное, думает, для кого они все это делали, ради чего и для чего рисковали. О наставнике в училище "Товарищи курсанты, мир нельзя удивить ничем - ни умом, ни талантом, ни воздушным хулиганством. Мир можно удивить одним - порядочностью", - так говорил наставник тогда еще будущего летчика-испытателя Юрия Митикова и неизменно добавлял: "Будьте порядочны, товарищи курсанты. А самолет сам взлетит, сам сядет - вы ему только не мешайте". Наталья РАТИАНИ, Жуковский-Москва Best regards, Boris --- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027 |