#1
|
|||
|
|||
Патриарх Кирилл: Критические вопросы к революционному лозунгу "Свобода,
Boris Paleev написал(а) к All в Nov 17 12:21:32 по местному времени:
Нello All! https://aftershock.news/?q=node/579093 Патриарх Кирилл: Критические вопросы к революционному лозунгу "Свобода, равенство, братство". вт, 31/10/2017 - 11:09 | Luminance (4 года 2 месяца) Из письма Владимира Рябушкина, Санкт-Петербург, к Кириллу, Патриарху Московскому и всея Руси. Доброе утро, дорогие телезрители! В адрес нашей передачи продолжают поступать вопросы, связанные со столетием революционных событий в нашей стране. "Ваше Святейшество! В связи со столетними годовщинами революции и всех событий, ее сопровождавших, возникает вопрос о свободе. Что же это такое, где ее границы и где ее мера? И как же так получилось, что как только дали народу свободу, так он и потерял человеческий образ? Это потрясло тогдашнюю интеллигенцию, даже либеральных деятелей, и многие из них вспомнили о Церкви, над которой смеялись и которой пренебрегали. Церковь как-то удерживала народ. А ныне она способна нести такую функцию? Простите за прямоту". В прошлый раз, когда я отвечал на вопросы телезрителей, я коснулся темы революции, в том числе в связи с темой свободы. Но, отталкиваясь от Вашего вопроса, хотел бы высказаться подробнее на эту тему, ведь вопрос, конечно, принципиальный. Ради свободы, в первую очередь, и совершалась революция, причем не только у нас. Если взять революции в Западной Европе, то ведь оттуда пришли лозунги равенства, братства, свободы. Именно этими лозунгами вдохновлялись французские революционеры, а потом, через соответствующую пропаганду, эти лозунги перешли и в наш культурный дискурс и укоренились в сознании нашей интеллигенции. И ведь действительно лозунг очень привлекательный. Спросите любого человека: Вы за свободу? Да. Вы за равенство? Да. Вы за братство? Да. Нет ни одного человека, который скажет "нет". Правда, нашелся один мудрый человек, Николай Александрович Бердяев, выдающийся русский философ, который, правда, уже в послереволюционные годы, размышляя на тему равенства, братства и свободы, сказал о противоречивости этих понятий. По его словам, если есть свобода, то не может быть равенства, ведь свобода - словно луг, на котором растут цветы и травы, и каждая трава поднимается в меру своей силы. Равенства нет - одна посильная, другая послабее, третью вообще не видно. А равенство-как постриженный газон, все равны, но нет никакой свободы ... Если б об этом пораньше задумались наши горе-интеллектуалы! Если бы такого рода сравнение пораньше пришло им в голову! Если бы оно распространилось в массовом сознании, то, может быть, люди повнимательнее отнеслись к этому соблазнительному лозунгу - "свобода, равенство, братство" ... Можно задать много иных критических вопросов относительно этого революционного слогана. Например, - и в Вашем вопросе это звучит, - а каковы критерии этой свободы? Где ее границы? Кто определяет норму этой свободы? Где граница между свободой и произволом? Где граница, переходящая в анархию и преступления? Ведь если схватить хулигана, который разбивает камнем витрину, то и он может сказать: не ограничивайте моей свободы! Этот аргумент научились парировать и отвечать: свобода может быть ограничена законом. Но всегда ли законы справедливы? Всегда ли в основе закона лежит нравственное чувство? А если даже лежит нравственное чувство в основе закона, то кто определяет параметры этого чувства? Где критерий истины? Потому что и нравственные понятия сегодня - да и не только сегодня, посмотрите на всю историю философии! - подвергались переосмыслению. Так что не уйти нам от темы абсолютной истины, абсолютного критерия истины. Если его нет, то свобода превращается во вседозволенность, законы лишаются нравственной основы, и она сама разрушается. Разве не так происходит в нашей современной жизни? Принимаются законы, которые разрушают основы человеческой нравственности; ссылаясь именно на свободу, парламенты такие законы принимают - это же факт! А когда парламентариям задается вопрос, насколько эти законы соответствуют нравственности, то в ответ мы слышим: о какой нравственности идет речь? И ответы на вопрос, что хорошо, а что плохо, очень и очень разнятся между собой. То, что хорошо для одного, может быть плохо для другого. Вспомните марксистский принцип: хорошо то, что хорошо для рабочего класса, а что хорошо для буржуазии - на самом деле плохо. Но наверняка у буржуазии был другой подход к той же теме. А в истории были и более страшные интерпретации, например, хорошо то, что хорошо для "Великой Германии", - и мы знаем, к чему это привело. Мир был обрушен в пучину кровавой Второй мировой войны. Когда человек накладывает свои идеологические представления на такие понятия, как свобода, нравственность, равенство, он попадает в ловушку. Свобода, равенство, братство, нравственное начало становятся легко изменяемыми категориями в зависимости от вкусов или от власти. В результате человек теряет свою свободу, забывает о всяком равенстве и братстве. Достаточно взглянуть на нынешнее состояние общества, в том числе европейского, где все эти слоганы были провозглашены, и до сих пор на фронтонах французских мэрий эти слова начертаны. Что сейчас происходит, и не только во Франции? Мы видим, во что превращается общество, как разрушаются нравственные принципы, какая страшная катастрофа в связи с нашествием иноплеменников, в связи с появлением беженцев! Какие колоссальные конфликты, какой объем человеческих страданий - и это в XXI веке, спустя столетие после революции! Неужели всего этого недостаточно, чтобы понять: без абсолютной истины, без Божественной нормы бытия не может быть ни равенства, ни братства, ни свободы, а может быть только игра слов и закабаление людей с использованием этих слов? Вы получаете больше свободы с использованием гаджетов, и вдруг узнаете, что использование гаджетов поставляет человека под тотальный контроль, причем даже неизвестно, каких именно сил. В каком-то месте земного шара вся эта информация накапливается - все эти фотографии, беседы, глупые ссоры, любовные объяснения, конфиденциальные переговоры, - но ведь в любой момент это может быть использовано против всех нас! Куда же привела нас свобода без божественной нормы бытия? Я уж не говорю о равенстве, - это вообще смешно. Мир разделен: богатые страны - бедные страны; бедные и богатые в одной и той же стране; нарушение всех норм социальной справедливости, - мы же видим, что происходит в мире! Другими словами, неизвестно, что еще нужно пережить человечеству, чтобы окончательно развеялись все эти мифы. Не знаю, как с человечеством, но вот наша страна, - она же прошла особый исторический путь, мы на себе вынесли то, что не вынесла ни одна другая страна, ставшая на путь революционного развития! И гражданская война, и последующие войны, и деспотическое правление, и потрясения конца XX века... Только сейчас налаживается жизнь, появляется некая надежда на то, что страна может мирно развиваться. Но, боюсь, если люди не осознают судьбоносной важности того, о чем мы с вами сейчас говорим, то все может повторяться до бесконечности. Авторство: Копия чужих материалов Использованные источники: http://www.patriarchia.ru/db/text/5049676.html Best regards, Boris --- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027 |
#2
|
|||
|
|||
Патриарх Кирилл: Критические вопросы к революционному лозунг
Uncle Sasha написал(а) к Boris Paleev в Nov 17 17:55:31 по местному времени:
Dear Boris Paleev, On 01.11.17 you wrote to All: BP> Патриарх Кирилл: Критические вопросы к революционному лозунгу "Свобода, BP> равенство, братство". BP> вт, 31/10/2017 - 11:09 | Luminance (4 года 2 месяца) BP> Из письма Владимира Рябушкина, Санкт-Петербург, к Кириллу, Патриарху BP> Московскому и всея Руси. BP> Доброе утро, дорогие телезрители! BP> В адрес нашей передачи продолжают поступать вопросы, связанные со BP> столетием революционных событий в нашей стране. "Ваше Святейшество! В BP> связи со столетними годовщинами революции и всех событий, ее BP> сопровождавших, возникает вопрос о свободе. Что же это такое, где ее BP> границы и где ее мера? Че ж это они к посреднику-то? Надо прямо к Господу Богу - пусть, наконец, ответит за свой бардак! Sincerely yours, Alex Tihonov ... Переход от картошки к лососине чудесно меняет цвет лица (Шебаршин) --- FoxPro 2.60 |
#3
|
|||
|
|||
Патриарх Кирилл: Критические вопросы к революционному лозунг
Uncle Sasha написал(а) к Boris Paleev в Nov 17 17:55:31 по местному времени:
Dear Boris Paleev, On 01.11.17 you wrote to All: BP> Патриарх Кирилл: Критические вопросы к революционному лозунгу "Свобода, BP> равенство, братство". BP> вт, 31/10/2017 - 11:09 | Luminance (4 года 2 месяца) BP> Из письма Владимира Рябушкина, Санкт-Петербург, к Кириллу, Патриарху BP> Московскому и всея Руси. BP> Доброе утро, дорогие телезрители! BP> В адрес нашей передачи продолжают поступать вопросы, связанные со BP> столетием революционных событий в нашей стране. "Ваше Святейшество! В BP> связи со столетними годовщинами революции и всех событий, ее BP> сопровождавших, возникает вопрос о свободе. Что же это такое, где ее BP> границы и где ее мера? Че ж это они к посреднику-то? Надо прямо к Господу Богу - пусть, наконец, ответит за свой бардак! Sincerely yours, Alex Tihonov ... Переход от картошки к лососине чудесно меняет цвет лица (Шебаршин) --- FoxPro 2.60 |