#1
|
|||
|
|||
Экономика привидений
Boris Paleev написал(а) к All в Oct 17 15:12:54 по местному времени:
Нello All! https://um.plus/2017/10/22/ekonomika-prividenij/ Виктор Мараховский Экономика привидений 22.10.2017 В эти дни мы являемся свидетелями очередной эпической битвы за выживание. Компания "Эппл", у которой осталось всего ничего до запуска очередного айфона, - из всех своих орудий убеждает человечество, что ему этот айфон нужен не меньше предыдущих. Последним хитрым ходом стало публичное заявление эппловского старшего вице-президента, что компания "попросила розничных продавцов не подталкивать покупателей к приобретению нового айфона, ведь не все смогут его себе позволить". Старший вице-президент заявила: она понимает, что 1150 долларов (ну, или 80 тысяч рублей) - это для многих многовато, с этих многих хватит и пятидесяти тысяч за предыдущую "восьмёрку". "Наш внутренний принцип гласит: "Айфон для каждого". Я предпочитаю, чтобы мы понимали, для чего клиент его покупает: что важно для юного пользователя или того, кто ищет что-то новое" - некритично размножили щебет вице-президента новостные ресурсы. Как манифест гуманизма это, конечно, бессмысленно (телефоны "Эппла" всегда стоили больше, чем средний представитель человечества мог себе позволить, не залезая в долги). Это был, конечно, залп по целевой аудитории (с целью ещё раз напомнить ей, что она - род избранный и царственное священство). Сработает ли - пока не ясно, но дело не в этом. А в самом - пусть и завуалированном - признании, что продаваемые девайсы есть в первую очередь бренд (айфон для каждого) и только во вторую - какие-то там технические подробности. Руководство фирмы можно понять. С момента пришествия айфона в мир пошёл уже второй десяток лет, и невозможно уже рассказывать про то, что совершена очередная революция - при том, что всё плоское и прямоугольное (включая копеечные клоны) сейчас так же снимает, гуглит, звонит и спрашивает "привет, а ты где". Или даже может не хуже айфона опознать вас в лицо. Поэтому создатели айфонов бьются, конечно, не за какие-то революционные функции. А за то, чтобы выдаваемые ими плоские прямоугольники не рухнули из нынешнего своего статуса "штуки-ради-которой-стоит-взять-кредит" в мир обычных товаров. Эту мысль необходимо пояснить. Условные "айфоны" сегодня - лишь в последнюю очередь изделие, а в первую - разновидность финансового инструмента. Облигации, грубо говоря. У них есть основной признак ценной бумаги: в основе их цены лежит человеческая вера в прибыль. В чём-то айфоны даже круче обычных облигаций - ведь их покупатели заранее в курсе, что через год их айфон не подорожает, а очень даже наоборот, и что сдать его обратно в "Эппл" не получится. Однако это именно облигация, а не вариант старой доброй Разрекламированной Новинки, разоблачаемой философами-леваками, В.О. Пелевиным и просто стендап-сатириками примерно с 1960-х. Потому что, хотя пожиратели Разрекламированных Новинок былых лет уже увязывали их с социальным статусом - они всё де считали статус следствием практических качеств товаров. Они ещё искренне верили, что новый пылесос всосёт лучше, что их бельё белее, чем у других, их новые колонки дают пречистый звук, а новый телевизор убедительнее показывает. Сегодняшние же девайсы-облигации приобретаются не ради каких-то, пусть даже воображаемых, практических преимуществ. А с видом на косвенную прибыль от публичного ими обладания. Предполагается, что проценты по девайс-облигациям их держателям выплатит общество. В представлении обладателя девайс-облигация подстрахует его социальную ценность. С айфоном начальство не запишет его в пассивные аутсайдеры среди амбициозных ровесников. С айфоном - её не будут пытаться отвести на свидание в какой-нибудь кей-эф-си, а пригласят по меньшей мере в крафтовую пивную. И так далее. Иными словами - пресловутая "ежегодная тысячедолларовая дань" есть (в представлении целевой аудитории) выплата по страховке от самого страшного: от внешней недооценки. ...Однако вот в чём вся штука. Любой финансовый инструмент, повторим, в конечном счёте держится на вере. При этом для того, чтобы рухнула Луизианская компания - нужно было, чтобы французы XVIII века разуверились в существовании цветущей Луизианы, откуда добрые туземцы гонят за копейки потрясающие товары. А чтобы рухнула вера в девайс-облигацию - достаточно просочившегося через эппловские заглушки в социальные медиа общего мнения, что "айфон уже не торт" и не несёт в себе качеств социального оберега. А в этом случае его может постигнуть та же судьба, что и последние взбрыки массового приобретения: "покемон-гоу" начала 2016-го или спиннеры конца 2016 - начала 2017-го. Сегодня уже трудно поверить, что люди платили по 800 рублей за вращающийся подшипник - хотя ведь платили же. Просто куда-то была вдруг утрачена вера, что они того стоят. Точно так же спустя пару лет люди, возможно, будут пожимать плечами, вспоминая, как более десятилетия платили за некий специальный смартфон цену шести-семи аналогов. И вот тут мы подходим к вопросу о том, какой вообще процент иррационального в своём экономическом поведении может себе позволить человечество. Вопрос сегодня крайне актуален - потому что подобные "спиннеры" в последнее время стали если не слишком многочисленны, то по меньшей мере слишком заметны. И к ним относятся, кстати, не только практически все "луизианские компании" эпического Илона Маска, и не только поучительный случай медицинского супергиганта Theranos "джобса в юбке" Элизабет Холмс. Но и вообще самые громкие бренды "новой экономики" - от Uber до биткойнов. (Собственно, главная черта "новой экономики" именно в том, что в ней всё меньше экономики и всё больше финансов. Ну или, как принято писать, "всё больше неосязаемых активов"). Да, все эти крутые сущности, конечно, окружены гигантским количеством цифр, расчётов, отчетов, финансовой аналитики и прочей прогнозистики. Но в основе их лежит, как и положено в мире финансов, обычная человеческая вера. И её всё больше. В связи с чем стоит вспомнить, что супергигант Enron в течение шести лет подряд признавался не только самой инновационной компанией Соединённых Штатов, но и был одной из самых крупных мировых компаний. А потом, шестнадцать лет назад - он вдруг лопнул и оказался совершенно пуст внутри. Ну так вот. Сегодняшний зашкаливающий удельный вес веры в экономике не может не настораживать. Потому что его увеличение говорит об уменьшени в ней "осязаемости". А если реальность перестаёт быть осязаемой и становится нематериальной - то сюрпризы от неё гарантированы. Best regards, Boris --- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027 |