#1
|
|||
|
|||
Реальные и мнимые ужасы прошлого
Boris Paleev написал(а) к All в Aug 24 14:07:00 по местному времени:
Нello All! https://anlazz.livejournal.com/939335.html anlazz 2024-08-07 09:55:00 Реальные и мнимые ужасы прошлого Ну, и да: по теме прошлого поста еще раз хочется заметить то, что указание на "20 век - как век жестокий" на деле указывает только на то, КАКАЯ категория людей потеряла больше всего в этом самом "жестоком веке". А именно: та самая категория, которая как раз любит это указывать - "образованные представители развитых европейских стран", проще говоря, европейская интеллигенция. (Да, интеллигент - это не только "русская категория", это общее.) Вот она, реально: а) потеряла очень много - в условном мире "до 1917 года" образованность была нехилым (и всегда работающим) фактором "личного роста". (Условно говоря, даже среднее образование значило "жизнь без забот и с прислугой", про высшее умолчим.); б) "беды 20 века" падали именно на "интеллигентов" падали очень серьезно. Нет, конечно, и рабочие страдали в 20 веке - но по сравнению с тем, что было в том же XIX столетии, с адскими условиями труда и низкими зарплатами, все беды "жестокого века" не выглядели так страшно. (А уж про крестьян - там, где они оставались еще - и говорить нечего: например, в РИ многие мясо впервые в армии хоть сколь-то ели.) Что же касается страданий разнообразных аристократов и банкиров, то данной категории слишком мало для того, чтобы выводить их страдания в какой-то там значимый фактор. Ну, и да: для аристократа того времени умереть на войне - это банальные "издержки профессии", поэтому за "беду" война не считается. (Это потом, когда "в сэры" полезли разные там элтоны джоны, ситуация начала меняться. Но в той же Второй - про Первую умолчим - Мировой войне британские лорды воспринимали ее опасности, как нормальное состояние, и не то, чтобы не думали "косить" от нее, а наоборот.) А вот всевозможные "работники умственного труда" - в первую очередь, творческие, писатели и поэты - да, случившееся восприняли, как личную трагедию. Потому, что ранее воевали или указанные выше аристократы, или "мужики", представители социальных низов - а теперь была всеобщая повинность, и "погребли" всех. Вон, даже поэта Блока и певца Вертинского "забрили"! Если же прибавить сюда, что в "интербеллуме" происходило активное наращивание и интеллигентского слоя вообще, и "творческой" его разновидности в частности, то можно понять: почему возникла идея "войны - как супертрагедии". (На самом деле не будь Ремарка или, скажем, Гашека и т.д., то мы бы воспринимали войну по другому. Потому, что до этого мы видели войны, условно, из "офицерских должностей" - если кто и писал, то именно офицеры, со всеми вытекающими последствиями. А теперь писали солдаты!) Поэтому, рассматривая "ужасы Первой Мировой", а затем и "ужасы Второй Мировой", описанные в бесконечных произведениях - включая и советскую "лейтенантскую прозу" - мы должны делать обязательную поправку на данную особенность. То же самое, кстати, обязательно необходимо делать при описании тех же жестокостей фашизма. Нет, не в том плане, что мы должны преуменьшать творимое в 1933-1945 годах представителями НСДАП и Третьего Рейха вообще. А в том, что мы должны понимать: это вовсе не "беспрецедентные зверства в истории", а, скорее, наоборот. В смысле: обычное поведение "белых господ" по отношению к недочеловекам! И "то самое" отношение нацистов к евреям было, если честно, такие же, как отношение "британскоподданных" - а потом и "свободных американцев" - к индейцам! Которых так же, в лучшем случае, просто сгоняли в резервации (как евреев в гетто) - то есть, на земли, где невозможно было вести хозяйство, фактически обрекая на голодную смерть. Ну, а в худшем - уничтожали безо всякого сожаления. (Только крематории для сжигания жертв не строили!) Или, например, выжигание деревень со всеми обитателями было "нормальной практикой" для "боевых действий в Африке". И даже что казни детей практически безо всякого суда - лишь по "показаниям очевидцев" - практиковались в самой Британии еще в начале XIX столетия. (То есть, всего за 100 лет до "зверств нацизма".) Ах да, мы еще про ирландцев забыли... Впрочем, тут много про кого можно забыть, если начать рассматривать "европейскую историю", в особенности - "европейскую историю" после не к ночи помянутых "великих географических открытий". Которые открыли, если так можно сказать, "эпоху империализма". Формально, конечно, империализм - это тот же 19 век, который современники прямо называли "железным", а вот потомки из 20 века прозвали, почему-то, "веком балов и салонов". Но реально именно с началом активной колонизации в Европе начался синхронный этому слом "остатков общинных и родовых отношений". (Со всеми вытекающими, вроде огораживания и борьбы с бродягами.) Другое дело, что (как уже сказано) даже в 19 веке между "публикой просвещенной" - которая, собственно, и формировала "общественное сознание" - и "черным людом" (и "своей", и, тем более, "чужой расы") была огромная, непроходимая почти пропасть. И поэтому все страдания этих самых "черных людей" проходили мимо, уходили "в землю", выступая тем субстратом, на котором была взращена прекрасная и тонкая "великая европейская культура". В веке же 20 - в связи с переменами социального плана - эта пропасть рухнула. И мир "обезумел" от того количества горя, что сопутствует нашей (западной) цивилизации. Мир "внезапно понял", что массы, загнанные в гетто - это страшно! Что "ботинки из человеческой кожи" - нормальное явление, кстати, для какого-нибудь 1850 - это "портал в Ад"! И что когда сжигаешь поселения врагов - как ту же Хатынь, Дрезден или Хиросиму - то не просто увеличиваешь свою "боевую доблесть", а еще и ведешь к "большой боли". Это, да, было "большое открытие" - до 20 века лишь отдельные "чудаки", вроде Льва Толстого, пытались обратить на это внимание. (Разумеется, безо всякого результата.) А теперь - после ВМВ - оное стало "общим понятием". А достаточно было просто коснуться этим "злом" пресловутых "умников". (Не рабочих, не ирландских крестьян, и тем более, не разных там африканцев-индийцев-индейцев, а тех, кто получил образование в университете и приготовился уже стать пупом земли - а его раз, и на фронт! Или в гетто!) И образ "жестокого века" навсегда застыл в общественном сознании, полностью вытеснив оттуда тот же "железный 19", с его 15 млн. умерших от голода индийцев, уничтоженными индейцами, бегущими куда угодно, только бы выжить, ирландцами, с повешением детей за кражу хлеба, с отправкой бродяг на каторгу, с продолжительностью жизни рабочих в 27-30 лет (именно продолжительностью жизни взрослого человека, без учета детей), и да, с бесконечными эпидемиями и жуткой детской смертностью. (Причем, часто она была выше, нежели в Средневековье !!!! - за счет высокой скученности и жуткого загрязнения воды и воздуха.) Но это было просто "быдло", не совсем люди, субстрат, которые не имели речи (в историческом смысле, т.е., не мог описывать свои страдания) и поэтому - как уже было сказано - его не особо жалко было. В отличие от ... ну, вы поняли. Но самое интересное тут то, что итог оного оказался довольно печальным. (Хотя он мог бы реально привести к переоценке значимости человеческой жизни, но - см. выше про желание стать "пупом".) Потому, что: а) "творческие" распиарили "жестокость 20 века", связав ее с т.н. "тоталитаризмом" - под которым как раз и подразумевалось "социальное устройство, доставляющее боль образованному слою". (Собственно, фашизм, советский социализм и, например, иранскую теократию - совершенно различные формы государственного устройства - "объединяет" именно это.) б) все остальные - видя историю исключительно "глазами творческих" - приняли эту модель.Благодаря чему государства стали стараться не связываться с этим дерьмом социальным слоем вообще. То есть, стараться оптимизировать свои действия так, чтобы наносить минимальный ущерб "творческому сословию" - перекладывая все проблемы на остальных. в) в связи с тем, что "образованный слой" вырос в разы и занял до трети всего общества (впрочем, возможно и больше), то произошла трансляция "представлений творческих" до общеобщественных - то есть, вообще стало считаться, что иного мнения быть не может. (См. ситуация с позднем СССР, где слова любого писателя или поэта становились общественным императивом. Или еще более абсурдную ситуация в современном мире, где любой поп-певец - то есть, паяц и клоун по своей сути - может задавать "повестку для общества".) д) ну, и да: указанная ситуация привела к том, что ВСЕ "творческие" оказались вовлечены в "элитарную корпорацию" - то есть, попросту куплены элитой. А любое "альтернативное творчество" просто невозможно - оно или просто блокируется: скажем, невозможно быть писателем если другие писатели не считают тебя таковым. Или - до недавнего времени - невозможно было быть популярным певцом, если ты не ставленник госпожи Пугачевой. Впрочем, ладно - тут мы уже слишком далеко отошли за рамки выбранной темы. Поэтому - если вернуться к тому, с чего начали - то можно только указать на то, что да, конечно, в прошлом столетии были крайне деструктивные явления. (Две Мировые войны, фашистские режимы в Европе 1920-1940 годов.) Но - были и очевидно конструктивные, к которым, прежде всего, стоит отнести крушение колониализма и резкое повышение уровня жизни "социальных низов общества". И да, последние, ИМХО, по своему значению превосходят всю "деструкцию" - как бы ужасно это не звучало. Причем - что самое интересное - нечто подобное происходит и сейчас. В том смысле, что сейчас мы - за всей этой мишурой "повесточки", за идущими сейчас конфликтами, а самое главное, за падением уровня жизни, да и вообще, ценности жизни тех, кто еще вчера казался "абсолютным победителем" на "мировом пиру" (если кто не понял - т.н. "золотого миллиарда") - стоят реально глубокие, и при этом позитивные, процессы. Но об этом, понятное дело, надо писать уже отдельно... Best regards, Boris --- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027 |