#1
|
|||
|
|||
Кто тут про "работяг, отдыхающих за границей", сказки рассказывал?
Vadim Jivoderov написал(а) к All в Nov 06 03:27:36 по местному времени:
СИБИРЯКИ ОСВОБОЖДАЮТ ГОРОДА Государство и нефтяные компании приступили к сокращению населения в нефтедобывающих регионах <Для нефтяных магнатов вахтовый метод - самый дешевый и самый экономный способ добычи. Вахтовики практически не защищены трудовым законодательством. Им не приходит в голову затевать какие-то профсоюзы, поскольку зачастую они не граждане России. Для их детей не нужно строить садики, и больниц для вахтовиков тоже не надо. Переход на такую форму работы полностью освобождает государство от необходимости содержать целые города. Теперь загвоздка только в том, как заставить коренных жителей уехать с Севера. Но, кажется, ключ к решению этой проблемы уже найден>. (<Новая газета> № 81) Многие наши государственные деятели, даже и те, которые к нефтянке никакого отношения не имеют, все чаще замечают в последнее время, что полномасштабное освоение Севера было стратегической ошибкой. Оказывается, с самого начала надо было работать там вахтами, а не строить города. Алексей Миллер, глава правления <Газпрома>, который держит в руках здоровенный кусок сибирской нефтянки, в этом вопросе горячо солидарен с чиновниками. Местные власти пока пытаются как-то предотвратить большой исход нефтяников с Севера, но силы неравны: профессиональных нефтяников планомерно выдавливают. Переселять их на Большую землю слишком дорого, поэтому делается все, чтобы людям самим не захотелось жить на Севере. Понятно, куда движется ситуация: если исчезнут нефтяники, вслед за ними уйдут целые города - жить им будет не на что и не для кого. У предпринимателя Андрея в Нижневартовске собственный небольшой бизнес: несколько продуктовых палаток. К нефтедобыче он никакого отношения не имеет. Но он тоже пришел на недавний митинг нефтяников и держал плакат с дерзкими лозунгами, кричал вместе с остальными так, словно руководство нефтедобывающих компаний притесняет лично его. - У нас в городе даже тем, кто не работает в нефтянке, все равно нет никакой жизни, - говорит он. - Если у рабочего зарплата десять тысяч и половину от нее надо отдать компании за квартиру, то с чем он ко мне в магазин придет? Конечно, отнять у людей деньги - это лучший способ заставить их уехать. Руководство нефтяных компаний в этом вопросе уже сильно поднаторело, придумав множество способов, как не платить рабочим. Проще всего - лишить премии. Заработок рабочих практически на всех нефтедобывающих предприятиях состоит из зарплаты и премии. Премия - больше половины всего заработанного. Но это необязательная выплата, одолжение со стороны компании. Если рабочий позволяет себе лишнее - участвует в профсоюзах, допустим, или просто возмущается, - его лишают премии. Голая зарплата - это пять-восемь тысяч. Или еще есть другой способ, официальный. Какое-то время назад одна из дочерних транспортных компаний <Мегионнефтегаза> надумала сократить шоферам из автоколонны зарплату на 1100 рублей. Была подготовлена бумага, в которой говорилось: <В целях оптимизации производства со следующего месяца вы будете получать 4000 рублей вместо 5100, которые были раньше>. Вся автоколонна - 83 водителя - эту бумагу подписала. И одному только шоферу Виталию Жукову остался непонятен смысл оптимизации, и приказ он подписывать отказался. С Жуковым начали воспитательную работу. - Такую клоунаду они мне устраивали, - рассказывает он. - К себе вызывали, страшные слова говорили. Ну вот оно так и вышло: с <Крузера> меня сняли, посадили на плохую машину: возить жопы помельче. Теперь за Жуковым, словно на веревочке, постоянно ездит корпоративная машина <Безопасность движения>. Эта машина приставлена к нему, чтобы поймать на нарушении и за это выгнать с работы. Несколько раз контролерам казалось, что они Жукова поймали. Было уже несколько судов, и сейчас грядет следующий. На листе ватмана шофер Жуков собирается рисовать доказательства, что правил он не нарушал. Книжку <ПДД> он уже знает почти наизусть. Все эти суды, конечно, неприятны, занимают много времени и сил. Но факт остается фактом: когда все остальные водители получают зарплату в четыре тысячи рублей, у Жукова она по-прежнему 5100. Жуков неудобен и потому, что он связался с профсоюзами, которые стоят в оппозиции к <Мегионнефтегазу>. Эти профсоюзы без конца будоражат рабочих, рассказывая им, что в стране есть Трудовой кодекс. Хоть и плохонький, но есть. Рабочие из-за этого становятся неспокойные, непослушные и выходят на митинги. От Мегиона, где зародились альтернативные профсоюзы взамен традиционных ФНПРовских, эту моду переняли другие города. Вот на прошлой неделе сразу триста рабочих в Нижневартовске заявили о своем выходе из профсоюза ФНПР и присоединились к мегионцам. С отщепенцами уже проводили беседу, но они не внемлют. Справедливости ради надо сказать, что те, которые в профсоюзах не участвуют, они тоже ни от чего не застрахованы. Саша Чернушкин - молодой водитель из <Автотранссервиса>. Это тоже <дочка> <Мегионнефтегаза>. Он в профсоюзе не состоит. До сих пор, видно, побаивался, а может, и не видел в этом особой необходимости: вел себя тихо, и увольнять его никто не собирался. Однажды в августе Чернушкин, как обычно, поехал на добычу. Он работает на длинной <Ниве> - возит инженеров. Была плохая погода, скользко, и где-то в тайге <Нива> перевернулась. Сашу подобрали встречные машины, здесь же ему сделали несколько обезболивающих уколов. У него было шоковое состояние, и он почти не мог двигаться. Отзвонил руководству предприятия. Руководство приказало ему мухой лететь в офис и писать объяснительную, как так получилось, что машина сошла с линии. Но Саша сказал, что поедет не в офис, а в больницу, потому что ему очень плохо. Так Чернушкин, возможно, впервые в жизни ослушался начальников. Уже в больнице его взяли в оборот специальные люди. Теперь, когда Чернушкину уже, в общем-то, нечего терять, он говорит об этом открыто: - Ко мне подошли несколько человек (я их потом узнал даже) и потребовали написать две объяснительные. Одна объяснительная - про то, что было на самом деле. А вторая - как будто я упал и очнулся уже с травмой. Сказали, если не напишу, то будут проблемы. Я написал. А проблемы все равно начались, хоть Чернушкин и написал, как просили. На следующее утро он вообще не смог встать. Врачи констатировали, что у парня случился перелом позвоночника. Его отвезли в Нижневартовск - на операцию и вытяжку. Несколько недель он пробыл в больнице, и ему еще повезло, потому что спинной мозг не пострадал. Сейчас Саша носит специальную шину на шее, чтобы у него все правильно срасталось. Не работает, поэтому наступили материальные затруднения. Компания, понятно, никак в его судьбе не участвует. Чернушкину кое-как помогают ребята из профсоюза - из личных заработков. Также профсоюзные инициировали разбирательство по делу водителя Чернушкина. - Мы всех подключили: и комиссию по труду, и прокуратуру, - рассказывает Петр Федчук, председатель профсоюза <Автотранссервиса>. - Устраивали даже очную ставку, и Чернушкин опознал тех, которые на него давили. Сначала говорили, что как минимум пятерых из-за этого случая уволят. А теперь понятно, что даже выговора никому не будет. Так, пожурят немного - и все на этом кончится. Сейчас Федчук добивается, чтобы Саше Чернушкину выплатили десять тысяч рублей на житье. Небольшие, в общем-то, деньги, но таких, как Чернушкин, у компании много. Поэтому минимизация количества производственных травм - четкая политика <Мегионнефтегаза>. Работники калечатся хоть и часто, но преимущественно в бытовых условиях. Главный козырь, который используют инженеры для того, чтобы доказать работнику, что травму надо регистрировать как бытовую, - это техника безопасности. Технику безопасности не соблюдает никто. Соблюдение всех предписаний противоречит самой сути работы в современной нефтянке. Где рабочему найти время на технику безопасности, если ему даже спать некогда? А кому такое положение дел не нравится - так тех компания с легкостью готова отпустить на все четыре стороны. Замена себя ждать не заставит. - У нас на добычах сейчас гастролеры месяцами живут в балках* , а то и прямо в кабинах машин, - рассказывает Сергей, который работает на месторождении. - Хотя там есть маленькие финские домики. Но это им дорого выходит. Еще ведь и за столовую платить надо, и за дорогу. Для нефтедобывающих компаний вахтовики - спасение от головной боли с профсоюзами. Ни одному приезжему рабочему не придет в голову жужжать насчет бесчеловечных условий труда, если за эти действия его могут лишить премии. Тогда и дорога не окупится, и деньги, потраченные на харчи. Люди ведь едут из совсем нищих городов и деревень - со всего бывшего Союза. На далеких месторождениях вахтовым методом работают даже местные нефтяники, потому что ехать туда долго, несколько часов. Раньше, когда в <Мегионнефтегазе> было другое руководство, когда еще и времена другие были, рабочих туда доставляли вертолетом. Это было сравнительно быстро и экономило людское время. Вертолеты летали над городом, словно мухи. А сейчас, когда летит вертолет, все удивляются и поднимают головы. Наступили времена экономии денег, и нефтяники даже в самые далекие дали ездят на автобусе. По всей Югре, и не только по Мегиону, ходят страшные рассказы про рабочих, которые замерзли в автобусах по пути на добычу. Автобусы, опять-таки из соображений экономии, заправляют обычной соляркой, а не специальным топливом <Арктика>. Оно стоит дорого. Зато солярка замерзает уже при минус сорок. А зимой иногда за пятьдесят бывает, и автобусы встают. В прошлом году по разным правозащитным интернет-сайтам разошлась информация о том, как замерзли люди в одном из таких автобусов. Замерзли они насмерть, а не так, что им просто холодно было. Но руководство <Мегионнефтегаза> эту информацию опровергает и говорит, что все рассказы про замерзшие автобусы - это местный фольклор, выдумки скучающих нефтяников. И Саша Чернушкин с его сломанным позвоночником - это тоже выдумка и напраслина. На прошлой неделе комиссия по труду подтвердила, что у него была бытовая травма, а теперь Чернушкину собираются вчинить иск за клевету. - Мы плюем в колодец и ждем оттуда эха, - говорит мегионский профсоюзник Федчук. Они уже устраивали митинги, рассылали сообщения журналистам. Было даже письмо наверх, чуть ли не в президентскую администрацию. Но никто не ответил и вряд ли ответит в будущем. Через неделю, 14 ноября, в Москве будет съезд профсоюзов ФНПР. Туда наверняка пригласят и профсоюзных деятелей из Мегиона. Но не тех, которые выходят на митинги, а других - <сторонников конструктивного диалога с работодателем>. Рабочие, которых на съезд не позовут, тоже собираются в Москву. Они хотят дождаться, когда на мероприятие приедет Путин, и хотя бы в двух словах рассказать ему, как плохо стало им жить. А то ведь президент тоже, наверное, думает, что нефтяники у себя на Севере как сыр в масле катаются. * Балками в Югре называют нечто среднее между землянкой и бараком. В Мегионе балочный фонд составляет 60% всего городского жилья. Ольга БОБРОВА, наш спец. корр., Югра 06.11.2006 http://2006.novayagazeta.ru/nomer/20...n84n-s15.shtml --- GoldED+/W32 1.1.5 |