#1
|
|||
|
|||
Насчет обеспокоенных инвесторов
Dmitry Malikov написал(а) к Serg Markov в May 05 12:37:00 по местному времени:
Нello Serg! Fri May 20 2005 04:58, Serg Markov wrote to All: http://www.expert.ru/expert/current/...-browder.shtml Четыре мифа о России Дела в России обстоят не так плохо, как принято считать. За последние пару лет о нашей стране сложилось несколько расхожих мифов, которые мешают разглядеть реальные перемены к лучшему, считает гендиректор инвесткомпании Нermitage Билл Браудер Александр Кокшаров О том, что же на самом деле происходит в последние два года в российской экономике, в жарких спорах бьются два лагеря - и на Западе, и в России. Одни говорят, что ситуация в стране с каждым годом улучшается: экономика растет, доходы увеличиваются, бизнес становится более цивилизованным. Другие же отмечают замедление реформ и темпов роста, растущие дисбалансы, неопределенность с правами на собственность и политические риски. Среди иностранцев (как в России, так и за рубежом) скорее распространена вторая точка зрения. Но и среди них есть те, кто предпочитают не драматизировать ситуацию. Один из таких людей - Билл Браудер, генеральный директор Нermitage Capital Management, инвестиционной компании, специализирующейся на российском рынке. Ветеран российского фондового рынка (Нermitage была основана в 1996 году) поделился с "Экспертом" своими взглядами на состояние и перспективы российской экономики. - Ваше мнение по поводу происходящего в России заметно отличается от мнения многих других американцев и европейцев. Вы воспринимаете ситуацию скорее позитивно. Почему? - Потому что многие рассматривают не фундаментальные экономические показатели, а представления о том, что происходило в России в 2004 году. Важными стали четыре ключевых события прошлого года, которые многими на Западе были не совсем верно интерпретированы. - Какие именно четыре события? - Во-первых, "дело ЮКОСа" многие восприняли как прелюдию к масштабной национализации, направленной на ликвидацию результатов приватизации девяностых годов. Во-вторых, роль России в украинских событиях в конце прошлого года многие посчитали началом новой холодной войны. В-третьих, отмена выборности региональных губернаторов была интерпретирована как смертельный удар по демократии и восстановление авторитаризма. В-четвертых, медленное движение реформ в энергетике, газовом и банковском секторах многие посчитали началом стагнации и концом экономических реформ. Ничего этого не произошло. Но, поскольку эти негативные представления были широко растиражированы СМИ, это не могло не повлиять на оценки инвесторов. Премия за риск в российских ценных бумагах достигла одного из самых высоких уровней с 1998 года. И это при том, что ВВП за 2004 год вырос на 7,1 процента, положительное сальдо платежного баланса достигло рекордных 60 миллиардов долларов, а золотовалютные резервы Центробанка достигли к концу года почти 125 миллиардов долларов. - Давайте поговорим о событиях 2004 года подробнее. "Дело ЮКОСа". Что, по-вашему, оно означает на самом деле? - Оно точно не означает тотального разрушения экономики, как полагают многие. Например, все говорят, что в 2004 году увеличение оттока капитала из России произошло из-за "дела ЮКОСа". Может быть, но это лишь часть картинки. Отток капитала был действительно значителен - 9,4 миллиарда долларов против 1,9 млрд годом ранее. Но при этом забывают о значительном притоке капитала в страну. С 2003-го по 2004 год сальдо платежного баланса выросло почти на 25 миллиардов долларов. Понятно, что далеко не все эти деньги могут быть потрачены внутри страны. Поэтому российские компании и частные лица тратят часть средств на покупку активов за рубежом. Когда металлурги покупают горнодобывающие компании, а нефтяники - сети автозаправок за границей, это тоже регистрируется в оттоке капитала. Но это всего лишь нормальные инвестиции. Поэтому в росте оттока капитала на 7,5 миллиарда долларов при росте его притока на 25 миллиардов ничего критичного я не вижу. То же и с иностранными инвестициями. Вопреки ожиданиям многих прямые иностранные инвестиции в Россию растут с 2001 года. В 2003-м в страну пришло около 8 миллиардов долларов инвестиций, в 2004-м - 11,5, в 2005-м мы ожидаем около 13 миллиардов долларов. Да, это не много по сравнению, скажем, с Китаем, но тенденция положительная. При этом иностранные инвестиции идут по разным направлениям - в Россию вкладывают банки, издательские компании, нефтяные, пищевые, фармацевтические. - Но ведь многие инвесторы и аналитики опасаются, что ликвидация ЮКОСа приведет к новому витку перераспределения активов в стране. - Я полагаю, что дело ЮКОСа останется единичным случаем, имевшим свои политические причины. Кроме того, хотя продажа с аукциона "Юганскнефтегаз" в конце 2004 года была небезупречной, он оказался в руках государственной компании. Активы не переходят в руки других частных лиц. Они перешли в руки государства. Государство же в последние годы куда в большей степени действовало в национальных интересах, нежели в середине девяностых. В экономике Владимир Путин проявил себя националистом в хорошем смысле этого слова - при нем экономическая политика преследовала национальный интерес. Так, растущие доходы федерального бюджета были использованы, чтобы снизить долговое бремя России. Вспомним и что на залоговых аукционах при Борисе Ельцине было приватизировано около тридцати процентов активов российской экономики. От аукционов государство получило всего 1,2 миллиарда долларов. При Владимире Путине под приватизацию подпало в сто раз меньше - всего 0,3 процента экономики. При этом правительство получило значительно больше - свыше 4 млрд долларов. Приватизация девяностых привела к чрезмерной концентрации капитала в России. Российских олигархов часто любят сравнивать с американскими "бандитскими баронами" (robber barons), нажившими свои капиталы на рубеже девятнадцатого-двадцатого веков. Мол, американские бароны сначала сделали свои капиталы, причем не всегда честно, но затем стали более ответственны по отношению к инвесторам, сотрудникам и обществу. Но сравнение неверно. В 1890 году в США было 750 тысяч людей, которых называли "бандитскими баронами" и которые контролировали около 45 процентов американской экономики. Сейчас же в России 22 олигарха контролируют около 40 процентов экономики. Это слишком высокая цифра. Но и говорить о деприватизации и масштабном перераспределении собственности не призодится. Последние выступления президента должны развеять подобные опасения и восстановить доверие инвесторов к России. - А что позитивного можно увидеть в отмене выборности губернаторов? - Мне кажется, что отмена выборов губернаторов была прежде всего вызвана попыткой разрешить кризис в государственных финансах, а не желанием восстановить авторитаризм. Из 89 российских регионов 71 (то есть почти 80 процентов) имеет хронические дефициты, которые финансируются федеральным правительством. Поэтому избираемые на местах губернаторы знают: что бы они ни сделали, их все равно будут финансировать из Москвы. Они даже не пытались контролировать свои расходы - уверенность в том, что Москва за все заплатит, привела к тому, что некоторые губернаторы вместо улучшения жизни своих избирателей занимались укреплением собственной власти. Более того, некоторые бывшие и действующие губернаторы либо были арестованы, либо против них начинались расследования по делам о нецелевом использовании бюджетных средств или коррупции. Недавний кризис с отоплением жилья в Корякии показал, что некоторые губернаторы не так уж ответственны перед своими избирателями, как хотелось бы. - Но ведь назначение губернаторов все-таки менее демократично, чем их избрание. - Да, бесспорно, но в российской действительности система с назначаемыми губернаторами может быть более эффективна. - А реформы? Многие аналитики полагают, что темп экономических реформ в России замедляется. - Число реформ, которые осуществлялись в 2004 году, показывает, что замедления не произошло. Просто реформы стали менее масштабными и скандальными, чем, скажем, в эпоху Ельцина, а следовательно, менее заметными. Но они идут. Так, во время летней паники на банковском рынке была введена система со страхованием депозитов. Налог на фонд заработной платы был снижен до 26 процентов, благодаря чему многие компании перешли к нормальной, легально выплает зарплат. Принятие пакета законов об ипотеке поможет дальнейшему развитию рынка недвижимости. Созданный в 2004 году стабилизационный фонд позволит обеспечить долгосрочную финансовую стабильность. В конце концов, массовые протесты в начале 2005 года против монетизации льгот стали свидетельством того, что реформы идут. Можно, конечно, спорить о плюсах и минусах конкретного хода монетизации, но это довольно важная реформа, которая делает Россию более рыночной экономикой. Dmitry --- |