#1
|
|||
|
|||
[2/4] Дмитрий Юрьев. Постлиберализм и конец свободы
Boris Paleev написал(а) к All в Feb 22 21:18:10 по местному времени:
Нello All! Либерализм как тоталитаризм Надо сказать, что основные либеральные задачи были на Западе ко второй половине XX века в целом решены как в США (окончательно - после великих либеральных реформ Линдона Джонсона), так и в "цивилизованном мире". Было покончено с легальной расовой дискриминацией (с 1994 года - и в ЮАР), расизм в форме нацизма был поставлен вне закона, а отрицание нацистских преступлений во многих странах стало уголовным преступлением. Разразилась "сексуальная революция" - патриархальные ограничения утратили силу закона и в значительной степени моральное доминирование, более того, они стали трактоваться как ханжество и лицемерие. Культ Первой поправки к Конституции США (особенно в части свободы слова и печати) приобрел сакральный характер: Верховный суд неоднократно принимал решения, разрешающие публикацию любых одиозных мнений, если при этом не совершались конкретные уголовные преступления. Искусство - в том числе ставший важнейшим из всех кинематограф - начисто избавилось от гнета цензуры. Достижения либеральной демократии стали эффективной и убедительной рекламой "западного образа жизни", символом лучшего будущего для народов, ставших в XX веке жертвами отсталости и/или диктаторских и тоталитарных режимов. "Реальный социализм" расписался в своей экономической несостоятельности и социально-политической бесчеловечности, что стало причиной его дискредитации в глазах "подданных" - ведь сам он преподносил себя им как торжество экономического прогресса и социальной справедливости. Однако на рубеже веков либерализм был поражен политкорректностью, которая поначалу казалась издержками взросления цивилизации. Первоначально требования называть негров афроамериканцами, извращенцев гомосексуалистами, домашних зверьков animal companions, а идиотов альтернативно одаренными воспринимались публикой иронически, но доброжелательно: в конце концов, за признание многообразия и равноправия меньшинств человечество заплатило в предыдущие века неимоверную сумму в тоннах пролитой крови и потоках слез, и сама по себе либерализация цивилизации представлялась безусловным благом. Но очень скоро клетки политкорректности стали делиться как-то неправильно, а борьба за права меньшинств одномоментно превратилась в войну против прав большинства, причем в войну на уничтожение. Началось все по общему согласию: оправданная и освященная кровью миллионов жертв криминализация отрицания преступлений нацизма очень скоро получила неожиданное расширение - гомофобию и сексизм как-то невзначай приравняли к Холокосту. На сегодняшний день торжествующий глобальный либерализм явил полное воплощение мрачных прогнозов Джорджа Оруэлла. Многие в мире - и в СССР - считали его роман "1984" пародией на советский тоталитарный режим. На самом деле великий писатель был глубже и тоньше своих читателей. "Я убежден, - сказал он [11, с. 854], - ...что тоталитарная идея живет в сознании интеллектуалов везде, и я попытался проследить эту идею до логического конца. Действие книги я поместил в Англию, чтобы подчеркнуть, что англоязычные нации ничем не лучше других и что тоталитаризм, если с ним не бороться, может победить повсюду". Да, Ingsoc Оруэлла, "английский социализм" XXI века, оказался более похож на реалии реальной современной Океании (так в романе называлась сверхдержава, созданная на базе "англосаксонского мира"), чем на "реальный социализм". Напомню: самым страшным преступлением в мире Оруэлла считалось thoughtcrime, мыслепреступление, то есть любое отклонение от резко ограниченного новым словарем новояза набора разрешенных к мышлению понятий. Именно к этому пришла за два десятилетия нового века цивилизация "Свободного мира". Фактически отменен базовый либеральный принцип Rule of Law (правление права). Теперь обвинения в неполиткорректном поведении (к которому относятся и действия, и публичные высказывания, и вырванные из контекста фразы в соцсетях) без всякого суда, следствия и судебной защиты, без права на апелляцию к Первой поправке сразу же ведут к принятию бессудных репрессивных мер: человека могут попросту забанить в оффлайне, запретив ему работать по профессии, заниматься политикой, печь в своей частной пекарне тортики (если ты при этом отказался испечь такой тортик для гомосексуальной "свадьбы") - да и вообще, общаться с "нормальными людьми" и зарабатывать деньги своим трудом. Сроков давности для преступлений против либерализма нет: недоказуемые митушечные1 обвинения в преступлениях, якобы имевших место сорок лет назад, принимаются к рассмотрению во внесудебном порядке в любой момент без малейшей возможности оспорить и доказать свою невиновность (да, презумпция невиновности отброшена либералами намного более откровенно, чем Андреем Вышинским во времена "московских процессов" 1936-1938 годов). Пошли побоку все главные либеральные скрепы - от Нabeаs Corpus до Билля о правах. Свобода слова оказалась извращена и фактически уничтожена - опять же в бессудном порядке, исподтишка, но полностью - установлением тоталитарной цензуры (публицист Сергей Худиев назвал ее тоталерантностью). Можно резюмировать: радикально изменилось сама суть понимания либеральных принципов. Классическую французскую marque deposee2 "Свобода - Равенство - Братство" заменила новая триада - DIE (diversity, inclusion и equity). Принцип Diversity ультимативно требует от любого пространства, связанного с постоянным присутствием людей (государственной власти, бизнес-структуры, общественной организации, политического движения и пр.), обеспечивать справедливую представленность всех угнетенных разными образами меньшинств. Теснейшим образом связан с Diversity принцип Inclusion, требующий защиты всего спектра угнетенных от травмирующих переживаний, возникающих вследствие давления белых угнетателей и их расистско-сексистской культуры, включая сюда пьесы Шекспира, мультфильм "Белоснежка" и нотную грамоту (то есть своего рода "позитивной сегрегации"). Завершает триаду важнейший принцип Equity (не путать с Equality, равенством возможностей, это понятие криминализовано) - принцип обеспечения равных результатов. Смысл состоит в том, что неравенство в способностях, знаниях и навыках - результат угнетения со стороны режима "белых привилегий" - должно быть преодолено созданием системы небелых привилегий (и, соответственно, самой жесткой дискриминацией белых угнетателей). Сегодня под лозунгами либерализма и демократии попран важнейший из провозглашенных принципов либерального мироустройства - примат процедуры. Законно избранный президент США не способен противостоять деперсонифицированной и не определенной законом либеральной клаке, контролирующей и медиа, и значительную часть политического класса, и "силовиков". Результаты народного голосования избирателей Италии, Венгрии, Франции, Германии, Австрии, наконец, США (где законно избранный президент буквально с первых дней своего правления становится жертвой публичной травли, преследований и цензуры в СМИ и соцсетях) и других стран, а также народные протесты против "беженского" бандитизма и террора (в том числе сексуального) - все эти публичные действия свободных людей не признаются, шельмуются, все более жестко выталкиваются в пространство криминала, стигматизируются как фашизм, расизм, гомофобия и прочие, по мнению либералов, "преступления против человечества". Оруэлловский прогноз не просто сбылся, он оказался превзойден, расширен. Мир "1984" пронизан ложью и террором, но ложь и террор авторизованы: это Партия (внешняя и внутренняя), полиция мысли, министерство любви и прочие институты диктатуры. В общем, это - разросшееся тоталитарное государство. Потому что именно государство как субъект политики и экономики стало считаться по итогам XX века главным врагом экономической свободы и причиной людских бедствий: бедности и политического насилия. А единственным средством реального улучшения жизни людей либеральные идеологи - да и в целом прогрессивное общественное мнение - провозгласили добрую "невидимую руку рынка", которая обеспечивает людям намного лучшие условия для жизни, чем любое, даже с самыми добрыми намерениями, вмешательство государства. Известные идеологи и пропагандисты либеральных ценностей Милтон Фридман и Фридрих Хайек примерно сорок лет назад спрогнозировали перспективы развития общественной мысли Запада (более того, они говорили об уже свершившихся процессах). "Идея равенства перед Богом, как и идея равенства возможностей, не вступали в конфликт со свободой каждого человека строить собственную жизнь по своему усмотрению, - утверждал Фридман [15, с. 72-73]. - Как раз наоборот - равенство и свобода отражали два дополняющих друг друга аспекта одной и той же основополагающей идеи: что каждый индивидуум должен рассматриваться как самоценность и самоцель. Совершенно иное понимание термина "равенство" возникло в Соединенных Штатах в последние десятилетия: оно стало интерпретироваться как равенство конечных результатов... Различные системы ценностей, разные возможности и вкусы приводят к тому, что люди будут хотеть жить совершенно по-разному. Равенство их как личностей требует, чтобы другие уважали это их право, а не навязывали бы им свои принципы и суждения". "Неверно думать, - продолжал Хайек, - что выбор, перед которым мы стоим, - это выбор между системой, где каждый получает по заслугам в соответствии с некими абсолютными и универсальными критериями, и системой, где судьба человека в какой-то мере определяется случайностью или везением. В действительности это выбор между системой, при которой решать, кому что причитается, будут несколько человек, и системой, при которой это зависит, хотя бы отчасти, от способностей и предприимчивости самого человека, а отчасти - от непредсказуемых обстоятельств". Эти формулировки похожи на пророчества, но у них есть важное расхождение с современной реальностью. Потому что всякий раз, когда они (Фридман, Хайек, Джонсон, Туск и прочие приверженцы либерализма) говорят о "немногих", берущих на себя право "решать, кому что причитается", они имеют в виду авторитарные, несвободные государства и их социально-экономическую политику. Современная же либеральная диктатура тоталитарна как государство, но анонимна и конспиративна, ее либеральный террор правит исподтишка, а любые догадки о "реальном либерализме" объявляются особо опасными мыслепреступлениями. Это - анонимная диктатура, надгосударственная, своего рода сетевой тоталитаризм, действующий на уровне горизонтальных связей при децентрализованной координации, тоталитарное общественное мнение. Это система всепроникающего насилия, базирующаяся на том, что намного важнее экономического базиса: на душевном строе, на коллективном бессознательном, на психологическом манипулировании массами. Best regards, Boris --- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027 |