#1
|
|||
|
|||
Издевается, гад! (Над Пелевиным).
Uncle Sasha написал(а) к All в Nov 21 14:25:47 по местному времени:
Dear All, https://novayagazeta.ru/articles/202...pokolenie-p-in В. П-ин как зеркало Навстречу 22 ноября 18:52, 19 ноября 2021 Дмитрий Быков, обозреватель ОТ АВТОРА Как мы знаем из стихотворения Давида Самойлова, "в третьем тысячелетии автор повести о позднем Предхиросимье позволит себе для спрессовки сюжета небольшие сдвиги во времени - лет на сто или на двести". Для читателей будущего два главных персонажа сегодняшней литературы и политики сольются в одно - поскольку действуют они одним и тем же методом "зеркального реализма", что и позволяет им оставаться первыми. Автор попытался представить, как это будет выглядеть с точки зрения грядущего историка. Как заметил сам П-ин в одном из своих романов, в России первоначальное накопление является также и окончательным. Накопив капитал в девяностые (в понятие капитала включается репутация, связи и средства), в нулевые и десятые он успешно его эксплуатировал, не добавляя ничего существенного к своим приемам и темам, но это и не требовалось. Скажем больше - такой консерватизм был главным условием успеха, поскольку в конце так называемого п-инского периода русской литературы в обществе сложился абсолютный консенсус по единственному вопросу (по остальным, включая таблицу умножения, наблюдался полный раздрай). Все признали такую форму существования империи (вертикального коррумпированного государства с пирамидальной структурой и неуклонно деградирующими институтами) единственно возможной. Любые перемены привели бы к обрушению всей структуры, после чего, конечно, началось бы что-нибудь новое, но старое со всеми его персонажами погибло бы безвозвратно. Погибла бы не только власть, но и брюзгливая, раздробленная оппозиция, некомпетентные отсталые интеллектуалы, паразитарный по своей природе средний класс, а также беспомощные старики и дети. Как выражался писатель в одном из поздних романов П-ина (не дословно, но близко к тексту): я пишу плохо, но ты и так не умеешь. Начинало казаться, что если прекратится деятельность П-ина (о мотивировках которого многие спорили: всем уже казалось, что он давно устал), - никакой России не будет вовсе, то есть он и есть в известном смысле творец реальности. Поэтому П-ина продолжали обсуждать и потреблять, тем более что альтернатива ему и не просматривалась. Главный метод П-ина принципиально отличался от прочих литературных и властных стратегий: вместо того чтобы предлагать потребителю некую новизну или, по крайней мере, разнообразие, он подносил к его глазам - а возможно, что уже и к губам, - зеркало. В этом зеркале общество исправно видело себя: существовала небольшая секта поклонников П-ина, толковавшая каждое его слово как глубокое откровение. Не факт, что почитатели П-ина считали его мудрецом, но несомненно, что такой подход к его текстам значительно повышал их самоуважение, а именно это и является целью большинства населения. Относился ли он всерьез к собственным идеям - вопрос отдельный (наверняка нет), но массам нравилось. Более того - поклонники П-ина могли считать себя умными и талантливыми лишь в его присутствии, на его фоне; он гарантировал им стабильность такой самооценки, и потому эту группу можно с полным основанием назвать п-инским ядерным электоратом. Вторая группа повышала свое самоуважение за счет дежурных острот по адресу П-ина и полного непризнания за ним каких-либо талантов, но, если вдуматься, этой группе он был столь же необходим. Третьи полагали возможным существовать, как если бы никакого П-ина не было. Это было несложно, поскольку сам В. П-ин в реальности практически отсутствовал. О его местоположении ходили самые разные слухи: говорили, что он обитает за границей, в Тибете, в бункере; теперь решили, что он в Таиланде, но поскольку большинство граждан России никогда не бывали за границей, а сам в. П-ин неоднократно утверждал, что граница России везде, - при слове "Таиланд" почти всем представляется что-то вроде элитного квартала в Тамбове, только с гастарбайтерами вместо прислуги. Самое обидное, что они не так уж и ошибаются. Для циничного разума везде в мире более или менее - Тамбов. Но если в начале карьеры он являлся народу во плоти сравнительно регулярно, то в зрелые годы не давал отечественным журналистам ни одного интервью, а о подлинности протокольных съемок гадали целые армии диванных экспертов. Поговаривали даже, что П-ин - коллективный псевдоним или команда двойников, и эта конспирологическая версия имела сотни поклонников. В основе "зеркального реализма" лежали три принципа, от которых В. П-ин не отступал ни в одном своем тексте. Первым являлось глубочайшее разочарование в человеческой природе, если не презрение к ней; это романтическое убеждение обеспечивало львиную долю обаяния П-ина, поскольку он одинаково презирал как своих оппонентов, так и единомышленников, как Восток, так и Запад, во всем обнаруживал низменные интересы: прежде всего жадность, тщеславие и похоть - вполне, впрочем, по-толстовски, а религия в это время пребывала в таком упадке, что, кажется, соответствовала представлениям П-ина и даже обгоняла их. Виктор Пелевин. Фото из архива Следствием этого представления являлось то, что героями П-ина все чаще становились не люди с их суетой и зловонием, а механизмы, алгоритмы, андроиды (с которыми совокуплялся герой), а вся человеческая толчея представала "Жизнью насекомых". То и впрямь было время тотального расчеловечивания, когда людские эмоции вроде умиления, страха, благодарности вызывали скорее смех и брезгливость, нежели желание их разделить. В. П-ин был одним из символов новой бесчеловечности, той предельной усталости гуманизма, которая и породила все катастрофы ХХ и последующих веков, пока на руинах цивилизации не пробилась травка так называемого нового милосердия. Второй чертой высказываний и прозы В. П-ина (чем и обеспечивалась идеальная зеркальность) была амбивалентность, то есть возможность разнообразных и часто взаимоисключающих толкований. В тексте или действиях человека, воздерживающегося от прямых оценок, каждый видит отражение собственных тайных мыслей. Находились люди, искренне считавшие П-ина либералом и даже единственным европейцем. Были те, кто находил у него все черты ястреба, упорно и жестоко высмеивавшего либерализм, Америку, Европу, BLM и Me-too. Его считали христианином и буддистом, агностиком и апостолом новой веры, разрушителем и защитником духовности, а некоторые полагали, что он просто над всеми издевается, - и он давал для этого все основания, виртуозно овладев искусством говорить много, не сообщая ничего. Речь П-ина состояла из череды подтасовок и подмен, но любой, кто собрался бы всерьез возражать существу, находящемуся везде и нигде, априори выглядел идиотом, так что желающих анализировать фантазии П-ина давно не находилось. Третьей чертой, позволявшей П-ину развивать жанр "зеркального реализма", была его полная неосведомленность о текущей реальности. Более того - сама эта реальность была для него под вопросом, ибо соприкоснуться с ней ему было попросту негде. Такое отношение к русской жизни встречало самую пылкую радость у поклонников П-ина, поскольку реальность - да, была, ее можно было потрогать, и сама она тянулась к вам липкими пальцами по десять раз на дню; но, правду сказать, именно в эту эпоху она была так омерзительна, что ни фиксировать ее, ни соприкасаться с ней не было ни малейшего стимула. Литература зеркального периода тем и отличается от скучного ползучего реализма, что отражает то, к чему поднесена. Если в нее глядится автор - он видит свои галлюцинации, но и читателю она позволяет увидеть собственное лицо во всей его неприглядности. То, что происходит в это время в стране, останется в вечной "сумеречной зоне" - мы не узнаем об этом ни из кино, ни из литературы, разве что из мемуаров выживших современников. Так мы почти ничего не знаем о последнем семилетии николаевского ("палкинского") царствования: все, кто мог эту реальность зафиксировать, были либо на каторге, как Достоевский, либо в ссылке, как Щедрин, либо в заграничном путешествии, как Гончаров, либо в глубокой депрессии, как Гоголь; то, что писали Некрасов с Панаевой в "Трех странах света", с реальностью соотносилось слабо. Фото: Евгений Одиноков / РИА Новости В том-то и состоит особенность зеркальной литературы (и власти), что, не в силах предложить читателю эмоционального либо интеллектуального прорыва, они ему предлагают его собственное отражение. И обвинять автора не в чем: это такая форма существования деградирующего проекта, последняя итерация - и последняя судорога - этой литературы и этого социума. (А литература не может быть лучше социума - это печальная данность.) В. П-ин - объективное, точное зеркало, в котором страна без искажений видит свои таланты, стремления и комплексы. Эта та система власти и словесности, которая никуда не зовет, ничего не предлагает и ничему не учит. Она точно показывает читателю и гражданину, что он есть такое. И потому эпоха В. П-ина войдет в учебники не как самое подлое, а как самое честное время. Тем более что никаким дыханием, только туманящим отражение, это зеркало почти уже и не замутнено. P.S. Автор подчеркивает, что никаких оценок творчества героя он принципиально не дает. Он лишь фиксирует, что метод управления страной и писания романов у В. П-ина один и тот же и диктуется одними причинами; более того - это единственно возможный сегодня способ существования русской власти и литературы. Автор спешит уверить, что очень любит В. П-ина и совсем не любит В. П-ина, но проблема как раз в том, что это не играет роли ни в их, ни в его судьбе. Sincerely yours, Alex Tihonov ... Если трезво взглянуть на жизнь, то хочется напиться (Шебаршин) --- FoxPro 2.60 |
#2
|
|||
|
|||
Издевается, гад! (Над Пелевиным).
Moderator написал(а) к Uncle Sasha в Dec 21 09:09:56 по местному времени:
Привет, Uncle! 20 Nov 21, Uncle Sasha wrote to All: US> @REALNAME: Alex Tihonov US> Dear All, US> https://novayagazeta.ru/articles/202...pokolenie-p-in US> В. П-ин как зеркало US> Навстречу 22 ноября US> 18:52, 19 ноября 2021 Дмитрий Быков, обозреватель US> ОТ АВТОРА US> Как мы знаем из стихотворения Давида Самойлова, "в третьем тысячелетии US> автор повести о позднем Предхиросимье позволит себе для спрессовки US> сюжета небольшие сдвиги во времени - лет на сто или на двести". Для US> читателей будущего два главных персонажа сегодняшней литературы и US> политики сольются в одно - поскольку действуют они одним и тем же US> методом "зеркального реализма", что и позволяет им оставаться первыми. US> Автор попытался представить, как это будет выглядеть с точки зрения US> грядущего историка. US> Как заметил сам П-ин в одном из своих романов, в России первоначальное US> накопление является также и окончательным. Накопив капитал в US> девяностые (в понятие капитала включается репутация, связи и US> средства), в нулевые и десятые он успешно его эксплуатировал, не US> добавляя ничего существенного к своим приемам и темам, но это и не US> требовалось. Скажем больше - такой консерватизм был главным условием US> успеха, поскольку в конце так называемого п-инского периода русской US> литературы в обществе сложился абсолютный консенсус по единственному US> вопросу (по остальным, включая таблицу умножения, наблюдался полный US> раздрай). Все признали такую форму существования империи US> (вертикального коррумпированного государства с пирамидальной US> структурой и неуклонно деградирующими институтами) единственно US> возможной. Любые перемены привели бы к обрушению всей структуры, после US> чего, конечно, началось бы что-нибудь новое, но старое со всеми его US> персонажами погибло бы безвозвратно. Погибла бы не только власть, но и US> брюзгливая, раздробленная оппозиция, некомпетентные US> отсталые интеллектуалы, паразитарный по своей природе средний класс, а US> также беспомощные старики и дети. Как выражался писатель в одном из US> поздних романов П-ина (не дословно, но близко к тексту): я пишу плохо, US> но ты и так не умеешь. Начинало казаться, что если прекратится US> деятельность П-ина (о мотивировках которого многие спорили: всем уже US> казалось, что он давно устал), - никакой России не будет вовсе, то US> есть он и есть в известном смысле творец реальности. Поэтому П-ина US> продолжали обсуждать и потреблять, тем более что альтернатива ему и не US> просматривалась. US> Главный метод П-ина принципиально отличался от прочих литературных и US> властных стратегий: вместо того чтобы предлагать потребителю некую US> новизну или, по крайней мере, разнообразие, он подносил к его глазам - US> а возможно, что уже и к губам, - зеркало. В этом зеркале общество US> исправно видело себя: существовала небольшая секта поклонников П-ина, US> толковавшая каждое его слово как глубокое откровение. Не факт, что US> почитатели П-ина считали его мудрецом, но несомненно, что такой подход US> к его текстам значительно повышал их самоуважение, а именно это и US> является целью большинства населения. Относился ли он всерьез к US> собственным идеям - вопрос отдельный (наверняка нет), но массам US> нравилось. Более того - US> поклонники П-ина могли считать себя умными и талантливыми лишь в его US> присутствии, на его фоне; US> он гарантировал им стабильность такой самооценки, и потому эту группу US> можно с полным основанием назвать п-инским ядерным электоратом. Вторая US> группа повышала свое самоуважение за счет дежурных острот по адресу US> П-ина и полного непризнания за ним каких-либо талантов, но, если US> вдуматься, этой группе он был столь же необходим. Третьи полагали US> возможным существовать, как если бы никакого П-ина не было. Это было US> несложно, поскольку сам В. П-ин в реальности практически отсутствовал. US> О его местоположении ходили самые разные слухи: говорили, что он US> обитает за границей, в Тибете, в бункере; теперь решили, что он в US> Таиланде, но поскольку большинство граждан России никогда не бывали за US> границей, а сам в. П-ин неоднократно утверждал, что граница России US> везде, - US> при слове "Таиланд" почти всем представляется что-то вроде элитного US> квартала в Тамбове, только с гастарбайтерами вместо прислуги. US> Самое обидное, что они не так уж и ошибаются. Для циничного разума US> везде в мире более или менее - Тамбов. Но если в начале карьеры он US> являлся народу во плоти сравнительно регулярно, то в зрелые годы не US> давал отечественным журналистам ни одного интервью, а о подлинности US> протокольных съемок гадали целые армии диванных экспертов. US> Поговаривали даже, что П-ин - коллективный псевдоним или команда US> двойников, и эта конспирологическая версия имела сотни поклонников. US> В основе "зеркального реализма" лежали три принципа, от которых В. US> П-ин не отступал ни в одном своем тексте. Первым являлось глубочайшее US> разочарование в человеческой природе, если не презрение к ней; это US> романтическое убеждение обеспечивало львиную долю обаяния П-ина, US> поскольку он одинаково презирал как своих оппонентов, так и US> единомышленников, как Восток, так и Запад, во всем обнаруживал US> низменные интересы: прежде всего жадность, тщеславие и похоть - US> вполне, впрочем, по-толстовски, а религия в это время пребывала в US> таком упадке, что, кажется, соответствовала представлениям П-ина и US> даже обгоняла их. US> Виктор Пелевин. Фото из архива US> Следствием этого представления являлось то, что героями П-ина все чаще US> становились не люди с их суетой и зловонием, а механизмы, алгоритмы, US> андроиды (с которыми совокуплялся герой), а вся человеческая толчея US> представала "Жизнью насекомых". То и впрямь было время тотального US> расчеловечивания, когда людские эмоции вроде умиления, страха, US> благодарности вызывали скорее смех и брезгливость, нежели желание их US> разделить. В. П-ин был одним из символов новой бесчеловечности, той US> предельной усталости гуманизма, которая и породила все катастрофы ХХ и US> последующих веков, пока на руинах цивилизации не пробилась травка так US> называемого нового милосердия. US> Второй чертой высказываний и прозы В. П-ина (чем и обеспечивалась US> идеальная зеркальность) была амбивалентность, то есть возможность US> разнообразных и часто взаимоисключающих толкований. В тексте или US> действиях человека, воздерживающегося от прямых оценок, каждый видит US> отражение собственных тайных мыслей. Находились люди, искренне US> считавшие П-ина либералом и даже единственным европейцем. Были те, кто US> находил у него все черты ястреба, упорно и жестоко высмеивавшего US> либерализм, Америку, Европу, BLM и Me-too. Его считали христианином и US> буддистом, агностиком и апостолом новой веры, разрушителем и US> защитником духовности, а некоторые полагали, что он просто над всеми US> издевается, - и он давал для этого все основания, виртуозно овладев US> искусством говорить много, не сообщая ничего. Речь П-ина состояла из US> череды подтасовок и подмен, но любой, кто собрался бы всерьез US> возражать существу, находящемуся везде и нигде, априори выглядел US> идиотом, так что US> желающих анализировать фантазии П-ина давно не находилось. US> Третьей чертой, позволявшей П-ину развивать жанр "зеркального US> реализма", была его полная неосведомленность о текущей реальности. US> Более того - сама эта реальность была для него под вопросом, ибо US> соприкоснуться с ней ему было попросту негде. Такое отношение к US> русской жизни встречало самую пылкую радость у поклонников П-ина, US> поскольку реальность - да, была, ее можно было потрогать, и сама она US> тянулась к вам липкими пальцами по десять раз на дню; но, правду US> сказать, именно в эту эпоху она была так омерзительна, что US> ни фиксировать ее, ни соприкасаться с ней не было ни малейшего US> стимула. Литература зеркального периода тем и отличается от скучного US> ползучего реализма, что отражает то, к чему поднесена. Если в нее US> глядится автор - он видит свои галлюцинации, но и читателю она US> позволяет увидеть собственное лицо во всей его неприглядности. То, что US> происходит в это время в стране, останется в вечной "сумеречной зоне" US> - мы не узнаем об этом ни из кино, ни из литературы, разве что из US> мемуаров выживших современников. Так мы почти ничего не знаем о US> последнем семилетии николаевского ("палкинского") US> царствования: все, кто мог эту реальность зафиксировать, были либо на US> каторге, как Достоевский, либо в ссылке, как Щедрин, либо в US> заграничном путешествии, как Гончаров, либо в глубокой депрессии, как US> Гоголь; то, что писали Некрасов с Панаевой в "Трех странах света", с US> реальностью соотносилось слабо. US> Фото: Евгений Одиноков / РИА Новости US> В том-то и состоит особенность зеркальной литературы (и власти), что, US> не в силах предложить читателю эмоционального либо интеллектуального US> прорыва, они ему предлагают его собственное отражение. И обвинять US> автора не в чем: это такая форма существования деградирующего проекта, US> последняя итерация - и последняя судорога - этой литературы и этого US> социума. (А литература не может быть лучше социума - это печальная US> данность.) В. П-ин - объективное, точное зеркало, в котором страна без US> искажений видит свои таланты, стремления и комплексы. Эта та система US> власти и словесности, которая никуда не зовет, ничего не предлагает и US> ничему не учит. Она точно показывает читателю и гражданину, что он US> есть такое. И потому эпоха В. П-ина войдет в учебники не как самое US> подлое, а как самое честное время. US> Тем более что никаким дыханием, только туманящим отражение, это US> зеркало почти уже и не замутнено. US> P.S. Автор подчеркивает, что никаких оценок творчества героя он US> принципиально не дает. Он лишь фиксирует, что метод управления страной US> и писания романов у В. П-ина один и тот же и диктуется одними US> причинами; более того - это единственно возможный сегодня способ US> существования русской власти и литературы. Автор спешит уверить, что US> очень любит В. П-ина и совсем не любит В. П-ина, но проблема как раз в US> том, что это не играет роли ни в их, ни в его судьбе. US> Sincerely yours, US> Alex Tihonov US> ... Если трезво взглянуть на жизнь, то хочется напиться (Шебаршин) Этого пейсатиля жызни гусской можно больше не приносить? -- С уважением, Эд. ... Смит и Вессон кроют четырёх тузов. --- GoldED-NSF/W32-MSVC 1.1.5-20090710 Владивосток |
#3
|
|||
|
|||
Издевается, гад! (Над Пелевиным).
Uncle Sasha написал(а) к Moderator в Dec 21 07:52:05 по местному времени:
Dear Moderator, On 13.12.21 you wrote to Uncle Sasha: US>> Навстречу 22 ноября US>> 18:52, 19 ноября 2021 Дмитрий Быков, обозреватель [...] M> Этого пейсатиля жызни гусской можно больше не приносить? Это ты о Быкове? Напрасно, мужик остроумный. Хотя и говно, конечно. Sincerely yours, Alex Tihonov ... Курение - тихий терроризм. --- FoxPro 2.60 |
#4
|
|||
|
|||
Издевается, гад! (Над Пелевиным).
Igor Vinogradoff написал(а) к Uncle Sasha в Jun 22 21:49:34 по местному времени:
Нello Uncle* *Sasha US> Dear Moderator, US> On 13.12.21 you wrote to Uncle Sasha: US>>> Навстpечу 22 ноябpя US>>> 18:52, 19 ноябpя 2021 Дмитpий Быков, обозpеватель US> [...] M>> Этого пейсатиля жызни гусской можно больше не пpиносить? US> Это ты о Быкове? Напpасно, мужик остpоумный. Хотя и говно, конечно. Фумлять. Как такое можно даже pуками бpать, не то что в pот совать-то? With best regards, Uncle Sasha --- FIPS/IP <build 01.14> |