#1
|
|||
|
|||
Первый московский фестиваль космической анимации.
Andrei Tumilovich написал(а) к All в Jun 21 16:11:44 по местному времени:
Здpавствуй, All! Михаил Гостев, Олег Константинов / ИА Красная Весна / 12 июня 2021: Космическую анимацию спасли голос Гагарина и фольклор. Ретроспективу отечественных мультфильмов про космос собрал первый Московский фестиваль космической анимации 5-6*июня в Центральном доме авиации и космонавтики (ЦДАиК). Организаторы представили мультфильмы от первого советского анимационного фильма <Межпланетная революция> до современных работ, находящихся в фестивальном прокате. Первый день был посвящен авторской анимации. Прочная связь с космической темой прослеживалась далеко не у всех работ, несмотря на формальное присутствие на экране космонавтов или инопланетян. Современных режиссеров анимации намного сильнее волнует внутренняя психологическая проблематика. Большинство работ построено на сюжете противостояния одинокого героя и жестокого, непонятного общества. Среди картин, представленных на фестивале, выделяется анимационный фильм Галины Голубевой <А как наши космонавты>, опубликованный в интернете в 2019 году. В своем дебютном анимационном фильме режиссер обратилась к фольклорной интерпретации полета Гагарина в космос*- песне Марии Тимофеевны Яковенко из белгородского села Верхняя Покровка <А как наши космонавты>. Сюжет фильма следует сюжету песни. Визуальная стилистика отсылает к кировской домашней росписи и творчеству художников-наивистов. https://rossaprimavera.ru/static/files/6c6ce08a.mp3 (Яковенко Мария - А как наши космонавты) Особенностью фильма является также голос Юрия Гагарина, который рассказывает о своем полете в интервью на радио. Режиссер упомянула, что ее особенно подкупила простая интонация и нестандартные связки слов, характерные для речи Гагарина. <Голос Гагарина так лег вместе с этой бабушкой, очень хорошо, мне кажется. Вначале я использовала его голос только в начале и в конце, а потом решила и в середину его вставить. Как-то усилить*его. Это его прям настоящее интервью, он рассказывал на каком-то радио, как вот он летал в космос>,*- рассказывает Голубева. <Он говорит, что он в космосе слышал музыку, и даже где-то говорит, что он эту музыку слышал в современном мире. Такой*хор. Что там "все пело">,*- поделилась режиссер. Анимационный фильм Галины Голубевой выигрышно смотрелся на фоне <психологической> и депрессивной анимации ее коллег. Казалось, лишь преломление космической темы в народной культуре дарит надежду на развитие. <Фильм как идея кажется оригинальным тем, что обычно про космос делают какие-то научно-исследовательские, современные вещи, а тут, наоборот, я ушла в фантастичный*мир. Мне хотелось показать, что у нас за спиной очень богатое народное искусство, потому что, когда я делала фильм, опиралась на роспись домовую, на прялки, и мне кажется, что это очень красивые цвета>,*- рассказала режиссер. Одной из причин выбора ею стилистики и цветового решения фильма стали мысли о массовой культуре, предназначенной для российских детей. <Сейчас как*бы мода*- смотреть на Запад, или смотреть современные мультфильмы, которые очень яркие. И детей, скажем, подсаживают на это, и вкус немножко не совсем хороший вырабатывается. А яркость и такая может быть*- красивая. В народном искусстве этого очень много>,*- объясняет режиссер. Содержание народного искусства Галина Голубева продемонстрировала собравшимся самым непосредственным образом: предъявила собранию крыловидные гусли, объяснила их устройство и исполнила серию композиций, от народных, вроде <Барыни>, до вполне классических. https://www.youtube.com/watch?v=PdyPl6SGuVg (Мультфильм "А как наши космонавты...") Путь к режиссуре анимации. Галина Голубева рассказала, кем себя считает и как появился ее первый мультфильм о космосе, который она снимала полтора года. <Я не могу так называть. Мне кажется, это какое-то "представительное" название*- "режиссер". Феллини*- режиссер, Михалков*- наверное, режиссер, а я просто... Это [фильм] такая идея, которую тебе хочется воплотить. Ты как*бы костьми ляжешь, чтобы ее сделать, уже не видишь другого пути, уже все, машина закручена. При том лет десять назад у меня совсем не было никаких идей, я смотрела на режиссеров анимации как на странных людей, которые живут своей идеей, что-то делают, ночами не спят. Я думаю: "Зачем? Я не знаю..." А потом пришел другой возраст, когда ты, может быть, приобрел другой опыт, что-то узнал и хочешь это показать, поделиться с миром. Наверное, это срабатывает на определенном этапе жизни. Я не скажу, что нужно постоянно этим делиться, потом, может, надо помолчать немного и еще набраться чего-то>. К вопросу идентичности. Первый опыт в анимации Галина получила на проекте <Незнайка и Баррабас>, а основную школу*- лепки и анимации методом перекладки*- на проекте <Гора самоцветов> студии <Пилот>. Когда студийных проектов не было, писала иконы в <Я училась в Палехе Ивановской области*- лаковая миниатюра, наверное, все вы знаете эти шкатулки. Нам преподавали иконопись. То есть у меня было совсем другое образование, не схожее с анимацией, но народное такое, прикладное. И проработав, наверное, лет 12-13 на студии "Пилот">. Замысел фильма, первая раскадровка с песней Марии Яковенко возникли как вступительная работа на курсы режиссеров анимации под руководством Михаила Алдашина на студии <Союзмультфильм>. <Я пришла на курсы режиссерские, надо было принести вступительную раскадровку на свободную тему, помимо заданной темы. Я не знала, что нарисовать, и думаю, вот, песня есть про космонавтов, вот нарисую сейчас раскадровку. Нарисовала эскизы, принесла запись бабушки, и меня взяли, сказали что надо запускать, подавать в Госкино, делать кино>,*- рассказывает Галина. Как режиссер анимации Голубева опирается на опыт коллективного творчества, полученный в роли ассистента, а затем*- художника-постановщика на крупном, практически промышленном производстве. Это происходило во время осуществления проекта по анимации сказок народов России <Гора самоцветов>, начавшегося в 2004 под руководством Александра Татарского, и продолжается до сих*пор. Выпущено уже более 80 серий. Техника исполнения и стилевое решение меняются от серии к серии. По словам Галины, в момент приезда в Москву представления о производственном процессе анимации у нее не было. <Но я очень много работала, видела потом в производстве, как это все делается. Делается командой. Застала Александра Михайловича Татарского, который делал "Пластилиновую ворону", "Падал прошлогодний снег". У нас был художественный руководитель Назаров Эдуард Васильевич, он снял "Жил-был пес". Вот с такими людьми чай пьешь, общаешься, и, конечно, очень здорово было>. Работали работали дружно, потому что нужно! При этом контакта с народной культурой Галина не прерывала, просто сместила его в музыкальную плоскость. <А потом я попала еще в народные круги, стала увлекаться: Я с детства еще играла на гармошке, у меня это было уже в детстве*все. Пела частушки, меня везде возили маленькую, в таком возрасте, и гармонь, и кричу чего-то, иногда даже матом, но я не понимала. Здесь, в Москве, есть возможность познакомиться с музыкантами разными. Я нашла Дмитрия Парамонова, он сам изготовляет такие инструменты. У него заказала инструмент, ходила к нему, училась, и сейчас мы вместе выступаем. Пока я накапливала этот опыт, познания народной музыки, я где-то услышала вот эту бабушку. Конечно, мы к ней потом, когда уже был запуск, мы к ней ездили домой. Подписывали с ней договор, она еще живая, ей уже сейчас где-то 86 лет, и она очень веселая бабушка. Говорит: "У меня песня про женщин-космонавтов есть, я тебе завещаю! Я тебе завещаю, сделай нам, сделай на нее фильм",*- я теперь обязана сделать>. Источники вдохновения и художественных решений для Галины*- наивные художники всего мира. <Я много смотрела "наивных", в основном Павла Леонова я смотрела. Такой известный есть, наивист, он жил в деревне, рисовал огромные картины. Была выставка, сейчас проходила в Музее современного искусства. Там большие полотна. Он рисовал, как иконопись пишут, яруса такие, у него там люди вместе с животными живут в каком-то раю всегда. То есть животные*- они так расставлены, как у меня космонавты едут, и птички такие, вдоль панорамы: У него там свинарник, а это просто такой рай для свиней. Там свиньи*- они лучше, чем мы на каком-то отдыхе, там пальмы и все такое у них, и свиньи такие и самолеты какие-то вокруг летают, ну, такие, невидимые: Даже вот птицы, которые летят в самом начале, в разные стороны так, когда домик там, начало фильма, это я взяла с одной картины одной африканской, наверное, художницы. У нее было написано "Охота", и там птички, разлетающиеся в разные стороны, а в них стрелял охотник. Я прямо взяла и вот буквально так по небу слепила птичек, их там не было. Это очень вдохновляет*- чужие рисунки (смеется) >. По словам режиссера, коллеги отговорили ее от немедленного продолжения работы над фильмом. Возможно, позволили избежать самоповтора. После <космонавтов> Галина сделала фильм <Зеркальце> по сказке Бориса Шергина, сейчас в производстве проект <Миллион алых роз>*- народная рефлексия на песню Аллы Пугачёвой. Авторская анимация: путь к людям. Собравшиеся на фестивале в Центральном доме космонавтики специалисты по анимационному кино разъяснили зрителям нюансы творческой жизни мультипликаторов. По словам Галины, сейчас авторскую анимацию смотрят в основном сами аниматоры: фестивали не принимают фильмы, находящиеся в прокате или открытом доступе. После производства фильм путешествует по фестивалям и только через пару лет публикуется в интернете. <А как наши космонавты> хорошо принимали везде. <Ездила в Португалию с этим фильмом, представляла. Студия нам оплачивает иногда дорогу. Фестивали не оплачивают приезд и проживание, на все фестивали группа поддержки нужна*- со своими зарплатами. Но было приятно сидеть в Португалии и показывать это народное кино русское>,*- рассказывает Галина. Психологическая проблематика в авторской анимации. Галина отметила, что фильмов и анимации, в которых авторы обращаются к народной культуре, сейчас снимают мало. <Делают достаточно современную, психологическую, анимацию. Люди все очень много переживают, пытаются это показать*- структуру психологическую. Сейчас мы все такими становимся, с этими телефонами, инстаграмами. Да, у них проблемы, они пытаются через анимацию это рассказать, наверное: Но не каждый может это смотреть>. Депрессивные мультфильмы Константина Бронзита и некоторых выпускников ВГИКа, плотно занявшие всю первую часть программы фестиваля, Галина вместе с киноведом Павлом Шведовым уверенно отнесли к <цветочкам> современной авторской анимации. <Там иногда такая боль, что тяжело. Это еще цветочки. Бывает такое трение, смотришь: "Вот это жесть!"*- не можешь даже представить. А потом такая милая девушка встает, улыбается: Боишься к ней подойти>,*- говорит Голубева. На восхищенную реплику из зала о своем творчестве как явлении живой жизни Галина Голубева сказала: <Я всегда стесняюсь, когда представляют меня как "режиссера", все думают: "Это какой-то, наверное, человек такой, прям вообще что-то",*- а я, как-бы, простой человек>. Источник: ИА Красная Весна https://rossaprimavera.ru/article/557e3901 С уважением - Andrei --- -It's been a hard day's night. |