#1
|
|||
|
|||
Исторические ценности ***опы. Как парижский морг в XIX веке привлекал с
Boris Paleev написал(а) к All в Aug 22 22:46:36 по местному времени:
Нello All! https://aftershock.news/?q=node/1147692 Исторические ценности *опы. Как парижский морг в XIX веке привлекал сотни тысяч зевак 19:46 - 28/Авг/22 PIPL Просто история: Страницы истории. Жуткая достопримечательность Парижа, XIX век Париж - одна из главных туристических столиц мира, практически каждый путешественник считает своим долгом побывать в столице Франции. И если сейчас самыми посещаемыми его достопримечательностями являются Эйфелева башня, Лувр и Нотр-Дам де Пари, то в XIX веке в тройке самых посещаемых было еще одно место... Это был парижский морг. Да, это действительно было так - центральный парижский морг входил в список обязательных для посещения мест как для туристов, так и для местных жителей. Стоит отметить, что сначала это был обычный морг, который использовался только по своему основному предназначению - для временного хранения тел покойных. Их останки раскладывались для опознания на наклонных мраморных столах за большими стеклянными окнами. Но однажды в морг, видимо случайно, попал какой-то зевака, который потом рассказал другим, и так далее, пока временное пристанище усопших не стало популярным для посещения местом. В это сложно поверить, но к концу XIX века парижский морг на набережной Quai de l'Archeveche посещало до сорока тысяч человек в день (!). Он был включен практически во все экскурсионные туры по Парижу, а опознание трупов, как это ужасно не прозвучит, стало своеобразным шоу. Люди стремились попасть на опознание и очень живо реагировали на происходящее. Надо сказать, что посещение морга не было исключительно развлечением маргиналов. Многие известные люди частенько посещали это скорбное заведение. Например - знаменитый писатель Чарльз Диккенс в своих записях отмечал, что много раз посещал это "странное зрелище". Ажиотажный интерес к трупам можно считать жутким и извращенным. Возможно, во многих случаях, так и было. Но помимо развлекательной функции, морг выполнял еще одну - он визуализировал столь популярное в то время выражение Memento Mori - "Помни о смерти". И люди, приходившие поглазеть на страшные диковины этого места, задумывались о том, что и их жизнь конечна, что и они когда-нибудь тоже умрут. И это могло наполнить их жизнь смыслом, заставить ценить ее. В конце концов, как и следовало ожидать, в 1907 году морг был закрыт для публичных посещений "по соображениям морали". А позже - здание снесли совсем, и сейчас на его месте находится красивый зеленый парк. * Как парижский морг в XIX веке привлекал сотни тысяч зевак Что и говорить, у людей, которым не повезло родиться в XIX веке, развлечений было немного. Кто-то поспорит - мол, зато у них был свежий воздух и экологически чистая брюква. Но какой в этом толк? Ведь, даже если ты при такой экологичной жизни проживешь до глубокой старости, у тебя так и не появится любимого сериала! Разве что дотянешь до выхода на экраны документального фильма "Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота", да и то не факт. В общем, со зрелищами было туго. Поэтому, в сущности, нет ничего удивительного, что в Париже XIX века одной из главных развлекательных достопримечательностей стал общедоступный городской морг. В начале века морг располагался в небольшом темном помещении в замке-тюрьме Большой Шатле. В 1804 году морг переехал в собственное здание у моста Сен-Мишель. И, наконец, во время перестройки Парижа бароном Османом морг триумфально обосновался в большом и нарядном здании позади собора Парижской Богоматери, Нотр-Дама то бишь. Переезды во все более большие и доступные парижанам пространства были связаны со стремительно растущей популярностью морга. Дело в том, что морг был общедоступным. И в нем выставлялись тела неизвестных умерших. Формально это делалось с практической целью - дабы парижане могли опознать умерших. В реальности же морг превратился в аттракцион для жителей Парижа. Например, утром в выходной день парижанин читал о том, что в Сене выловили очередное тело. "Дети, я знаю, куда мы сегодня пойдем!" - сообщал он отпрыскам. И вся семья шла поглазеть на обнаженное тело в морге и на развешанные рядом вещи, в которых был обнаружен покойник. (На телах приличия ради оставляли небольшие куски ткани.) Это было волнительно, захватывающе, щекотало нервы. Перед тем как обзывать жителей Парижа XIX века варварами, задай себе один вопрос: а что бы ты делал на их месте без "Игры престолов"? И без планшета с играми как бы развлекал детей по выходным? То-то и оно. Иногда неопознанных тел в Сене и в городе не оказывалось, и мраморные столы за стеклом пустовали. Но публика все равно подтягивалась к моргу, открытому все семь дней в неделю: а вдруг кого-то да вынесут? Несколько раз за свою вековую историю морг подвергался настоящим осадам желавших лицезреть особенно любопытные "экспонаты". Например, на тело несчастной, убитой любовником и выловленной из Сены в 1876 году, пришли поглазеть в общей сложности 400 тысяч человек. Вскоре аналогичный ажиотаж вызвало обнаружение тела 4-летней девочки. Работники морга еще зачем-то посадили ее останки на стул, вместо того чтобы выложить на стол, и придали тем самым зрелищу дополнительной жути. И, разумеется, нельзя не вспомнить о Незнакомке из Сены. Безымянная девушка с легкой полуулыбкой тоже провела в парижском морге несколько дней, но ее так никто и не опознал. Подробнее об этой мистическо-романтической особе читай в материале "История Незнакомки из Сены: факты, версии, мистификации". Воспоминания о парижском морге оставил и Марк Твен в своих путевых заметках "Простаки за границей" (1869 год). Передаем слово мастеру и очевидцу: "Затем мы отправились в морг, этот зловещий приют мертвецов, уносящих с собой в могилу страшную тайну своей гибели. Мы остановились перед решеткой и заглянули в комнату, где была развешана одежда умерших: промокшие насквозь грубые блузы, изящные женские и детские платья, изрезанные и исколотые дорогие костюмы в красных пятнах, измятая, окровавленная шляпа. На наклонной каменной плите лежал утопленник - обнаженный, распухший, лиловый; в кулаке, который смерть окостенила так, что разжать его уже невозможно, мертвой хваткой была зажата сломанная ветка - немое свидетельство последней отчаянной попытки спасти обреченную жизнь". Лишь к началу XX века стали раздаваться отдельные голоса, вопрошавшие, этично ли выставлять на всеобщее обозрение жертвы преступлений или роковых случайностей. С распространением гуманизма голоса звучали все громче, постепенно сливаясь в хор. В итоге парижский морг по соображениям этики был закрыт в 1907 году. Ну а тут уже и кино подоспело, пусть и немое. Авторство: Копия чужих материалов Использованные источники: https://musei-smerti.ru/ https://ekabu.ru/ Комментарий автора: Время от времени возникают разговоры, дескать, рядовые жители *опы хорошие. Просто власть у них не та. Оскотинивает поданных в меру сил и возможностей, дабы, легче управлять было. Однако чем больше узнаю в истории о поступках рядовых *опейцев, тем больше сомнений возникает. Когда средневековый житель **опы опорожнял ночную посудину из окна, он по собственной инициативе караулил прохожего дабы вылить помои ему на голову. Никакой ленлорд это не регламентировал. А на завтра спеша по делам, без оглядки по сторонам, уже сам получал "горшочек демократии" от инициативного соплеменника. А на третий день они оба, без принуждения, спешили в морг поглазеть.... Ещё и ребятишек с собой тащили, чтобы с малолетства приохотить к ценностям **опы. Best regards, Boris --- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027 |