#1
|
|||
|
|||
Автор уверяет в бессилии пропаганды.
Uncle Sasha написал(а) к All в Jan 21 10:10:56 по местному времени:
Dear All, https://www.rosbalt.ru/posts/2021/01/05/1881047.html Константин Сонин. Когда пропаганда не работает У меня есть давний спор с коллегами - об эффективности российской пропаганды. И вот вакцинация дает повод высказаться, привести аргумент в пользу своей точки зрения. Я не хочу пересказывать его здесь целиком - он часто бывает довольно техническим, с моделями и небольшим количеством данных. Сложность в том, что последствия пропаганды (как и рекламы) очень трудно измерить. Очень легко принять корреляцию за причинно-следственную - и счесть то, что было бы и без пропаганды, за ее последствия. Фирма выпускает новый продукт, выпускает рекламу - и продукт раскупают. Его раскупили из-за рекламы или из-за того, что именно этот продукт нужен? Или телепропагандисты исходят пеной на украинском фронте - но это ли причина роста антиукраинских настроений, или просто пропагандисты говорят то, что зрители хотят увидеть? Я считаю, что российская госпропаганда исключительно сильна в "расковыривании ран" и совершенно профнепригодна во всем остальном. То есть если есть тема, по которой у граждан есть сложившееся отношение, но тема не является важной - и граждане на нее не обращают внимание, - то эту тему "вечерние мудозвоны" и Ко могут "вывести в топ". Но поменять взгляды граждан они не могут вовсе. Например, осенью 2014 года телеоргия успешно расковыряла антиукраинские и антиамериканские взгляды, но была совершенно бессильна в отношении, скажем, курса доллара. Граждане возненавидели - в ответах на вопросы - "американскую военщину", но закупались долларами, несмотря на масштабные вбросы про его конец. (Я знаю, насколько спорно то, что антиукраинский сантимент был просто спящим, - гораздо комфортнее винить в изменении отношений пропаганду. Я также знаю, что нет хорошего эксперимента, чтобы проверить эту гипотезу, - но, заметим, это точно так же верно и в другую сторону. Нет хорошего доказательства, что это последствия пропаганды.) Неслучайна и паника по поводу Алексея Навального. На пропагандистскую борьбу с ним брошены невероятные ресурсы - и они ничего не меняют в отношении граждан. Сейчас никто не помнит, но в 1989 году вся государственная машина пропаганды (сейчас выглядящая крайне наивной) работала на избрание директора ЗИЛ, крупнейшего московского завода, депутатом "от Москвы". Все было обвешано плакатами этого Бракова, и только его показывали по телевизору. Но его соперник, Борис Ельцин, набрал 94% голосов. Так вот, о вакцинации. Нет сомнений, что вакцинация - это важнейший государственный приоритет. На вакцину потрачены огромные ресурсы; цена промедления очень высока. На вакцинацию тратится драгоценный политический ресурс - когда принуждают или вынуждают граждан вакцинироваться. Ну и как, новостные каналы и агентства, ведущие "пилорам" и т. п. смогут кого-нибудь убедить? Они могут, конечно, закупить накрутку просмотров и лайков и отчитаться перед высшим начальством о якобы достигнутом влиянии. Ну то есть о создании макета информационного агентства в натуральную величину. Но ясно же, что не могут и не смогут что-то реально поменять. Никого переубедить - не расковырять старую рану, а именно переубедить, - они никого не могут. Константин Сонин, экономист Sincerely yours, Alex Tihonov ... Позволили говорить всем сразу, чтобы никто ничего не услышал... --- FoxPro 2.60 |