#1
|
|||
|
|||
Борт Ту-154, падаете!
Boris Paleev написал(а) к All в Jun 09 10:55:52 по местному времени:
Нello All! http://www.trud.ru/issue/article.php?id=200906181080017 Борт Ту-154, падаете! Впервые в истории России авиадиспетчер представлен к государственной награде Об этой профессии вспоминают, только когда случается катастрофа в небе. Илья Куракулов - единственный ставший известным российский авиадиспетчер. 24 апреля он предотвратил авиакатастрофу над Домодедово. Как выяснилось позднее, пилот самолета Ту-154, летевшего в Самару, забыл убрать шасси, и лайнер стал внезапно терять высоту. До столкновения с "Боингом", летевшим следом за "Туполевым", оставалось несколько секунд. Илья больше других был удивлен, когда узнал, что представлен к высокой награде. Оказывается, с внештатными ситуациями он сталкивается чуть ли не каждый день и по несколько раз в день слышит крики коллег: "Борт! Набирайте высоту! Падаете!" Борт Ту-154, поднимайтесь до 9100 метров, - скомандовал диспетчер Куракулов пилоту, направляющемуся из Внуково в Самару. - Вас понял. - Борт "Боинг-767", набирайте 7500, - обратился Куракулов к лайнеру, следующему за "Туполевым". - Понял, 7500. Внезапно Ту-154 перестал набирать высоту и начал снижение. Иногда приборы могут давать сбои и неверно передавать данные. Первые секунды Илья наблюдал за индикатором, надеясь, что самолет выровняется. Но этого не произошло. - Борт Ту-154, вы снижаетесь, - сообщил пилоту Куракулов. Ответа не последовало. - Борт Ту-154! - уже кричал диспетчер. Ответа не было. "Туполев" опускался к "Боингу". От напряжения Илье стало жарко. Этот день начался как обычно. Куракулов прошел медицинское освидетельствование и расписался в журнале, что чувствует себя хорошо и жалоб на здоровье у него нет. Затем последовал традиционный инструктаж. Синоптик рассказал о погодных условиях, инженер и штурман - о работе аппаратуры и закрытых воздушных коридорах. - Всем добрый вечер, - приветствовал Илья коллег, появившись в диспетчерском зале. Заняв свое место, он надел наушники и посмотрел на табло. За 17 лет работы диспетчером Илья научился быстро настраиваться на нужный лад. Ничто постороннее - ни грядущий диплом в МАИ, ни плохая погода - не должно отвлекать его в ближайшие часы. Самолеты следовали в восточном направлении один за другим. Выходя на высоту 600 метров, пилоты сообщали Куракулову о своем маршруте и спрашивали об условиях набора высоты. Илья направлял летчиков и внимательно следил за индикаторами на экране. К тому моменту, как "Туполев" стал снижаться, в поле его зрения было уже семь самолетов. - Борт Ту-154, вы падаете. Все ли в порядке на борту? - закричал Илья. Динамики молчали. ...О том, что он станет диспетчером авиации, Илья знал со школы. Его родители были геологами-разведчиками, и большую часть детства он провел с ними в Якутии. Когда пришло время определяться, вариантов у Ильи было два - геология или авиация. Других профессий в Якутии просто не знали. - Иди-ка лучше в авиацию, - посоветовал отец, не вполне довольный участием сына в геологической экспедиции. Так Илья подал документы в Академию гражданской авиации в Ленинграде. Сдав математику, физику и сочинение, он был зачислен на факультет управления воздушным движением. То, что работа диспетчера не сахар, Илья понял не сразу. В академии казалось, что у этой профессии гораздо больше преимуществ, чем недостатков. Во-первых, неполная рабочая неделя. Во-вторых, возможность раз в год слетать в любую точку мира вместе с семьей. В-третьих, ранний выход на пенсию. В-четвертых, форма диспетчеров почти не отличалась от формы летчиков. "Главное, к чему вам нужно привыкнуть заранее, это к ответственности, - втолковывали студентам преподаватели. - Помните, что на вашей совести - жизни сотен людей". Узнать на своей шкуре, что такое ответственность диспетчера, Илья смог спустя несколько лет. Прежде чем начать работать в Московском центре автоматического управления воздушным движением, он прошел 400-часовую стажировку под наблюдением инструктора. Сделать это оказалось не так-то просто. Многие бывшие однокурсники Ильи не выдержали испытаний. - Работа каждого сотрудника записывается на аудио- и видеопленку. И ты не можешь позволить себе ни малейшей ошибки, - рассказывает Илья. - К примеру, диспетчер обязан сообщать каждому самолету о том, что в зоне полета есть грозовые засветы. И если из 15 пилотов ты не предупредишь хотя бы одного и, не дай бог, у лайнера окажется поврежден обтекатель или случится какая-то другая мелочь, то в итоге крайним будешь именно ты. В результате каждая смена - это тяжелейший стресс. Конечно, у нас есть возможность взять короткий внеплановый отпуск по психологическим причинам, когда ты приходишь и сообщаешь начальнику, что не можешь сосредоточиться. Но все равно к пенсии каждый диспетчер как выжатый лимон. ...На призывы диспетчера пилот "Туполева" не отвечал. Еще 10 секунд, и индикаторы Ту-154 и "Боинга" на экране сольются в одну жирную точку. - Илья, что там у тебя? - подошел главный диспетчер. Илья хорошо помнил инструкции. Если первый самолет не отвечает, надо срочно работать со вторым. - Борт "Боинг-767", прекращайте набор высоты и срочно сверните вправо, - скомандовал Куракулов. - Вас понял, - отозвался пилот "Боинга". Траектория движения самолета на табло начала меняться. "Только бы успели", - пронеслось в голове у Ильи. Индикатор "Боинга" ушел вправо и выровнялся. Теперь за его пассажиров можно было не волноваться. Но "Туполев" продолжал падать. - Борт Ту-154, ответьте, все ли в порядке, - потребовал Куракулов. Пилоты по-прежнему молчали. - Какой ближайший населенный пункт? - спросил старший диспетчер. - Поселок Черусти. - Так что же он - прямо на них?! В этот момент индикаторы показали, что Ту-154 опять пошел вверх. - На борту все в порядке, - вышел на связь пилот "Туполева". - Продолжаем полет. Со стороны эта сцена вряд ли могла бы показаться волнующей, но Илья почувствовал, как его ладони покрылись липким потом. - Иди отдохни минут на пятнадцать, - похлопал Илью по спине Сергей Васильевич. - Тебя сменят. Илья спустился в буфет и выпил кофе. Покурил и поднялся в комнату отдыха. Посидел на диване и вернулся в диспетчерский зал. Внештатная ситуация - не повод для того, чтобы расклеиваться. К тому моменту старший диспетчер уже успел предупредить администрацию самарского аэропорта и местных диспетчеров, чтобы те внимательно следили за "Туполевым". По поводу происшествия подготовили рапорт и направили его вышестоящему начальству: за считанные секунды Илья Куракулов сумел предотвратить авиакатастрофу и спасти жизни около 300 пассажиров. Самолеты пролетали над поселком Черусти с населением почти 3000 человек, и в случае столкновения жертв могло бы быть намного больше. Придя домой, Илья ничего не стал рассказывать жене Ирине. Мало ли, какие неприятности случаются по работе. - Диспетчеру очень сложно судить, предотвратил он катастрофу или просто выполнил свою работу. Иногда я по два-три раза за смену слышу от своего коллеги Василия Челюканова: "Прекратите снижение, прекратите снижение!" И я понимаю, что он решает внештатную ситуацию, которая точно так же может закончиться аварией. Иностранные экипажи часто спускают давление и оказываются ниже нужной отметки. По поводу каждого такого инцидента составляется рапорт и происходит расследование. Просто обычно эти случаи не афишируются, - улыбается Илья. - Илья, тебя представят к государственной награде. - Что?! - Приехало начальство с журналистами, сейчас будут тебя снимать. - По поводу? - Ну помнишь, пару недель назад этот случай с Ту-154 и "Боингом"? Вот по этому самому поводу. Илья не мог поверить своим ушам. Так вот зачем его попросили задержаться после работы! - Сергей Васильевич, и вам не стыдно меня так разыгрывать? Первое апреля уже давно прошло. - Да я не разыгрываю. - Ну конечно, - рассмеялся Илья. - А почему именно меня, а не вас? И почему так скромно? Что же не Нобелевскую премию? - А я-то откуда знаю, - ответил главный диспетчер. Илья поднялся из-за стола и направился к выходу. - Скажите начальству, что может прислать награду ко мне домой. - Куракулов, я серьезно тебе говорю. - Не верю. Илья был уже около двери, как вдруг она распахнулась, и в диспетчерский зал вошли руководитель аэронавигационной службы России Александр Нерадько, директор центра управления Владимир Ужаков и несколько операторов с видео-камерами. - Ну, где наш герой? - спросил Нерадько. Пока Илья Куракулов жал руки начальству и отвечал на все вопросы, его не покидало ощущение, что это происходит не с ним. - Представил вас к госнаграде. Спасибо вам за хорошую работу, - сказал глава Росаэронавигации. - Рад стараться, - смущенно улыбнулся Илья. Его так и подмывало спросить: какая награда? Но он сдержался. На следующий день о подвиге Ильи Куракулова знали все его родственники и знакомые. - Ну ты даешь, - обиделась жена. - Даже не рассказал. - Так и не о чем было рассказывать. - Папа, а что за награда? - спросил младший сын Саша. - Еще не знаю. - А если медаль дадут, будешь ее носить? - поинтересовался старший сын Егор. - Вот дадут, тогда и решим. - Расследование продолжается. Я слышал, что Ту-154 стал снижаться из-за того, что летел с выпущенными шасси. Но не хотел бы это комментировать, - признается Илья. - Что же касается моей жизни, то она никак не изменилась. Я точно так же заканчиваю второе высшее в Московском авиационном институте по специальности "переводчик-лингвист". Сейчас обязательным требованием для диспетчеров стало знание английского языка, и я решил подучиться. Точно так же работаю в нашем центре. Главная перемена в том, что теперь я - первый в истории России авиадиспетчер, который был представлен к государственной награде. Пока что я ее еще не получил. К тому же соответствующий приказ должен быть подписан президентом. Но все мои коллеги надеются, что это все-таки произойдет. И тогда награждение диспетчеров станет хорошей традицией. Имя их неизвестно, подвиг их... Имена людей этой профессии, как и разведчиков, всплывают только тогда, когда происходит катастрофа. В рядовых случаях их имена неизвестны. Самым нашумевшим эпизодом с участием авиадиспетчера можно считать трагедию, происшедшую над Боденским озером 1 июля 2004 года. Сотрудник компании SkyGuide Петер Нильсен не успел отреагировать на сближение грузового "Боинга" и Ту-154. На следствии выяснилось, что в течение 10 минут до катастрофы Нильсен отслеживал полет 15 самолетов, провел 118 переговоров по радио с их экипажами, при этом следил за своим монитором и монитором напарника, который отлучился отдохнуть. На вопрос следователя, почему он не вызвал напарника, Нильсен ответил: "Мне было не до того". У диспетчера не было буквально ни секунды, чтобы набрать по мобильному номер своего коллеги. В результате столкновения погиб 71 человек. Несмотря на то что Петер Нильсен был официально признан главным виновником катастрофы, диспетчера даже не уволили. Спустя полтора года Петера на пороге его собственного дома зарезал Виталий Калоев, потерявший в катастрофе всю свою семью. А вот случаи, когда авиадиспетчеры предотвращают столкновение самолетов, происходят очень часто. Но, как правило, широкой огласке не подлежат. За несколько месяцев до того, как Илья Куракулов развел Ту-154 и "Боинг-767", подобный эпизод произошел на Урале. Тогда при вылете из екатеринбургского аэропорта Кольцово "Боинг-767" пошел на опасное сближение с другим лайнером. Авиакатастрофы удалось избежать благодаря диспетчеру Кирову. Спустя несколько дней руководство наградило его знаком отличия "За заслуги в труде". А в июне 2007 года диспетчеры Алексей Лосев и Михаил Чижов предотвратили крушение над аэропортом Внуково. Пилоты взлетающего "Челленджера-60" направили его навстречу "Боингу-767", который в тот момент заходил на посадку. Развести их удалось в самый последний момент. Лайнеры миновали друг друга на встречных курсах с разницей по высоте всего в сотню метров. Женщин в профессии авиадиспетчера можно пересчитать по пальцам. Большинство из них работают диспетчерами-ассистентами без права выхода в эфир и управления воздушным движением. Это не случайно: по психоэмоциональной нагрузке профессия авиадиспетчера является одной из наиболее опасных. Среди работающих диспетчеров у 20% были выявлены заболевания психогенной природы, невротические расстройства, гипертоническая болезнь, а среди отстраненных по медицинским показаниям диспетчеров в 50% случаев были диагностированы психогенные и психосоматические заболевания. Васецкий Антон Best regards, Boris --- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027 |
#2
|
|||
|
|||
Борт Ту-154, падаете!
Andrey Platonov написал(а) к Boris Paleev в Jun 09 20:04:06 по местному времени:
From: "Andrey Platonov" <av_platon@interami.com> Thu Jun 18 2009 11:55, Boris Paleev wrote to All: BP> http://www.trud.ru/issue/article.php?id=200906181080017 Позорище, а не материал! BP> Борт Ту-154, падаете! Начнем с того, что диспетчер такого не говорил. BP> Оказывается, BP> с внештатными ситуациями он сталкивается чуть ли не каждый день и по BP> несколько раз в день слышит крики коллег: "Борт! Набирайте высоту! BP> Падаете!" Такие крики каждый день разве что в Кащенко можно услышать. Блин, ну зачем накручивать и добавлять то, чего люди не говорят?! Желтяк голимый... --- ifmail v.2.15dev5 |
#3
|
|||
|
|||
Борт Ту-154, падаете!
Yuriy Arturovich Lange написал(а) к Andrey Platonov в Jun 09 21:11:14 по местному времени:
From: "Yuriy Arturovich Lange" <ra9lap@t72.ru> Thu Jun 18 2009 21:04, Andrey Platonov wrote to Boris Paleev: AP> From: "Andrey Platonov" <av_platon@interami.com> AP> Thu Jun 18 2009 11:55, Boris Paleev wrote to All: BP>> http://www.trud.ru/issue/article.php?id=200906181080017 AP> Позорище, а не материал! BP>> Борт Ту-154, падаете! AP> Начнем с того, что диспетчер такого не говорил. BP>> Оказывается, BP>> с внештатными ситуациями он сталкивается чуть ли не каждый день и по BP>> несколько раз в день слышит крики коллег: "Борт! Набирайте высоту! BP>> Падаете!" AP> Такие крики каждый день разве что в Кащенко можно услышать. Блин, ну AP> зачем накручивать и добавлять то, чего люди не говорят?! Желтяк AP> голимый... Ну чего ты хочешь от журналюги? Этот писака, полагаю, даже не поинтересовался, какие термины применяются в авиации, как ведётся радиообмен. Желтяк, он и есть желтяк! Чтото услышал и тут же в печать.... Мать их...! С уважением, Юрий Артурович Ланге RA9LAP --- ifmail v.2.15dev5.4 |
#4
|
|||
|
|||
Борт Ту-154, падаете!
Andrey Platonov написал(а) к Yuriy Arturovich Lange в Jun 09 21:23:38 по местному времени:
From: "Andrey Platonov" <av_platon@interami.com> Thu Jun 18 2009 22:11, Yuriy Arturovich Lange wrote to Andrey Platonov: AP>> Блин, ну зачем накручивать и добавлять то, чего люди не говорят?! AP>> Желтяк голимый... YAL> Ну чего ты хочешь от журналюги? Этот писака, полагаю, даже не YAL> поинтересовался, какие термины применяются в авиации, как ведётся YAL> радиообмен. Желтяк, он и есть желтяк! Чтото услышал и тут же в YAL> печать.... Мать их...! Я, как [пока еще] работник пресс-службы, хотел бы от журналистов профессиональной и отвественной работы. --- ifmail v.2.15dev5 |
#5
|
|||
|
|||
Борт Ту-154, падаете!
Yuriy Arturovich Lange написал(а) к Andrey Platonov в Jun 09 22:59:50 по местному времени:
From: "Yuriy Arturovich Lange" <ra9lap@t72.ru> Thu Jun 18 2009 22:23, Andrey Platonov wrote to Yuriy Arturovich Lange: AP> From: "Andrey Platonov" <av_platon@interami.com> AP> Thu Jun 18 2009 22:11, Yuriy Arturovich Lange wrote to Andrey Platonov: AP>>> Блин, ну зачем накручивать и добавлять то, чего люди не говорят?! AP>>> Желтяк голимый... YAL>> Ну чего ты хочешь от журналюги? Этот писака, полагаю, даже не YAL>> поинтересовался, какие термины применяются в авиации, как ведётся YAL>> радиообмен. Желтяк, он и есть желтяк! Чтото услышал и тут же в YAL>> печать.... Мать их...! AP> Я, как [пока еще] работник пресс-службы, хотел бы от журналистов AP> профессиональной и отвественной работы. Полагаю, не дождёсси. С уважением, Юрий Артурович Ланге RA9LAP --- ifmail v.2.15dev5.4 |
#6
|
|||
|
|||
Борт Ту-154, падаете!
Andrey Platonov написал(а) к Yuriy Arturovich Lange в Jun 09 11:55:20 по местному времени:
From: "Andrey Platonov" <av_platon@interami.com> Thu Jun 18 2009 23:59, Yuriy Arturovich Lange wrote to Andrey Platonov: AP>>>> Блин, ну зачем накручивать и добавлять то, чего люди не говорят?! AP>>>> Желтяк голимый... YAL>>> Ну чего ты хочешь от журналюги? Этот писака, полагаю, даже не YAL>>> поинтересовался, какие термины применяются в авиации, как ведётся YAL>>> радиообмен. Желтяк, он и есть желтяк! Чтото услышал и тут же в YAL>>> печать.... Мать их...! AP>> Я, как [пока еще] работник пресс-службы, хотел бы от журналистов AP>> профессиональной и отвественной работы. YAL> Полагаю, не дождёсси. Как везде, разные есть. Есть нормальные, а есть и такие вот... --- ifmail v.2.15dev5 |
#7
|
|||
|
|||
Re: Борт Ту-154, падаете!
Mikhail Akopov написал(а) к Andrey Platonov в Jun 09 22:33:04 по местному времени:
From: Mikhail Akopov <bedal@mw.narzan.com> "Andrey Platonov" <av_platon@interami.com> wrote: >Thu Jun 18 2009 23:59, Yuriy Arturovich Lange wrote to Andrey Platonov: > > AP>>>> Блин, ну зачем накручивать и добавлять то, чего люди не говорят?! > AP>>>> Желтяк голимый... > YAL>>> Ну чего ты хочешь от журналюги? Этот писака, полагаю, даже не > YAL>>> поинтересовался, какие термины применяются в авиации, как ведётся > YAL>>> радиообмен. Желтяк, он и есть желтяк! Чтото услышал и тут же в > YAL>>> печать.... Мать их...! > AP>> Я, как [пока еще] работник пресс-службы, хотел бы от журналистов > AP>> профессиональной и отвественной работы. > YAL> Полагаю, не дождёсси. > >Как везде, разные есть. Есть нормальные, а есть и такие вот... ага, это вроде честного гаишника. Говорят, есть такие, только никто не видел. Vale! - Михаил Акопов. ============================================================ Миша заставил читать, так надо читать... (Зевает и читает.) /А.П.Чехов/ --- ifmail v.2.15dev5.4 |
#8
|
|||
|
|||
Re: Борт Ту-154, падаете!
Andrey Platonov написал(а) к Mikhail Akopov в Jun 09 14:20:46 по местному времени:
From: "Andrey Platonov" <av_platon@interami.com> Fri Jun 19 2009 23:33, Mikhail Akopov wrote to Andrey Platonov: >> AP>>>> Блин, ну зачем накручивать и добавлять то, чего люди не говорят?! >> AP>>>> Желтяк голимый... >> YAL>>> Ну чего ты хочешь от журналюги? Этот писака, полагаю, даже не >> YAL>>> поинтересовался, какие термины применяются в авиации, как ведётся >> YAL>>> радиообмен. Желтяк, он и есть желтяк! Чтото услышал и тут же в >> YAL>>> печать.... Мать их...! >> AP>> Я, как [пока еще] работник пресс-службы, хотел бы от журналистов >> AP>> профессиональной и отвественной работы. >> YAL> Полагаю, не дождёсси. >> Как везде, разные есть. Есть нормальные, а есть и такие вот... MA> ага, это вроде честного гаишника. Говорят, есть такие, только никто не MA> видел. Я видел и даже общался. --- ifmail v.2.15dev5 |
#9
|
|||
|
|||
Борт Ту-154, падаете!
Alexander Konosevich написал(а) к Andrey Platonov в Jun 09 18:05:40 по местному времени:
Нello Andrey Platonov! [...] BP>> несколько раз в день слышит крики коллег: "Борт! Набирайте высоту! BP>> Падаете!" AP> Такие крики каждый день разве что в Кащенко можно услышать. Блин, ну зачем AP> накручивать и добавлять то, чего люди не говорят?! Желтяк голимый... Журналист(тм) писАл (не уверен, что поставил ударение в нужном месте Ж8) так-и "очень хер-р-роический материал на злобу дня"(ц) PS Тут имхо нечего комментировать - проще "брезгливо перелистнуть страницу" --- Нint: что получится, ежели %андон натянуть на остов барабана? ЖB} |