#1
|
|||
|
|||
Чёрный ястреб Икс возобновил штурм по вертикали
Boris Paleev написал(а) к All в Jul 06 21:50:20 по местному времени:
Нello All! membrana (http://www.membrana.ru/articles/tech...1/181200.html) ------------------------------------------------------------------------------- - Чёрный ястреб Икс возобновил штурм по вертикали 31 июля 2006, membrana (staff@membrana.ru) Израильский летающий автомобиль не даёт о себе забыть надолго. На этот раз он напомнил о себе чёрной полномасштабной версией, да ещё и милитаризированной (фото Urban Aeronautics). Он появился на международном авиасалоне в полный рост, да ещё и в угрожающем чёрном цвете. И с оружием, к тому же. Летающий автомобиль из Израиля, который уже стал забываться из-за череды невыполненных обещаний, вернулся с одной лишь заявкой "возьмите на службу в армию США". Теперь машина, помимо вертикальных взлётов и посадки, интригует ещё и ездой по земле. "Мы только что вернулись из Великобритании, с Международного авиашоу в Фарнборо (Farnborough International Airshow), где полномасштабная модель машины X-Нawk Fancraft демонстрировалась в течение целой недели, с 17 по 23 июля, в павильоне компании Bell Нelicopter. Тысячи посетителей имели возможность увидеть, на что будет похожа военная версия X-Нawk, повстречать некоторых людей, связанных с этим проектом, и узнать больше о технологии Fancraft, - говорится в пресс-релизе. - Компании Bell Нelicopter и Urban Aeronautics в прошлом году сотрудничали, чтобы получить финансирование американского правительства для развития военной версии X-Нawk с целью её использования, прежде всего, в качестве боевого транспортно-десантного аппарата. Специалисты университета Пенсильвании (Penn State University) также вовлечены в этот проект. Мы выложим дополнительные детали, как только они будут готовы для обнародования". С таким сообщением выступила 25 июля израильская фирма Urban Aeronautics, с которой наши читатели, интересующиеся летающими автомобилями, неплохо знакомы. Ниже мы всё же напомним предысторию, но прямо сейчас расскажем, что было показано на авиасалоне. Во время премьеры макета X-Нawk компании напустили тумана (фото Urban Aeronautics). Над публикой с массивного постамента нависал хищного вида чёрный аппарат с двумя шестиствольными пушками M61 Vulcan калибра 20 мм. Заявленные "авиационной" прессой размеры этой, разумеется, нелетающей модели 8,2 метра, а ширина 4 метра, а высота 3,3 метра (хотя на снимках кажется, что "Хоук" поменьше; может, всё-таки размеры прежние 4,7 х 2,5 метра?). Это какие-никакие факты, а остальное вообще - сплошь теория. Чёрная модель выглядит лучше всех. Прежний полномасштабный прототип отрывался от земли 10 раз (по словам Йоли), но имел бледно-зелёный окрас. На компьютерных картинках аппарат был жёлтым, была и белая модель (фото с сайта chosun.com). По последним оценкам, такой вот X-Нawk мог бы летать с максимальной скоростью 250 км/час на высоте примерно 3,5 км, неся на себе 1362 кг полезного груза ("Хоук", по идее, должен будет вмещать 11 бойцов плюс один пилот). Вес самой машины - около 2 тонн. Раньше такого не было, но отныне ожидается, что аппарат сможет и ездить по улицам на скоростях 16-19 км/час. Дабы никто не усомнился в военном предназначении X-Нawk Fancraft, с обоих бортов ему повесили по 6-ствольной пушке (фото с сайта flightglobal.com). В качестве двигателей для двух горизонтальных роторов диаметром 2,5 метра пока рассматривается пара турбовальных Нoneywell LTS101, но возможна установка и более мощных моторов: LНTEC CTS800 или MTR390. Пресс-релиз Bell Нelicopter украшен вот такой картинкой с "иракскими" мотивами (иллюстрация с сайта bellhelicopter.textron.com). Продолжительность миссии этого аппарата не превышала бы 2 часов, но в компании уверены, что такой "выносливости" достаточно - для более длительных миссий, по их словам, можно выбрать "что-нибудь более подходящее", самолёт или вертолёт. "Изначально мы рассматриваем X-Нawk исключительно как предложение американским вооружённым силам и обратились к Управлению военно-морских исследований (Office of Naval Research - ONR). Цель презентации здесь, в Фарнборо, состоит в том, чтобы ускорить получение финансирования. Это не должно быть 25-летней программой, но оно может ею стать, если мы сейчас упорно не потрудимся, чтобы пробудить интерес", - сообщил Джон Татро (Jon Tatro), директор Bell Нelicopter по развитию перспективных концептов. Он всерьёз рассчитывает на деньги ONR, $500 тысячный контракт для начала, упоминая, впрочем, и переговоры "с другими потенциальными американскими военными клиентами". Теперь заметим, что полномасштабный опытный образец данного аппарата построен не впервые. Был и другой, который даже отрывался от земли на несколько сантиметров. А посему - предыстория. Таким способом планируется усадить в "Хоук" 12 человек (иллюстрация с сайта dfw.com). Доктор Рафи Йоли (Rafi Yoeli), вдохновлённый летающим джипом Piasecki и возглавляющий Urban Aeronautics, ещё с сентября 2001 года обещал, что его аппараты CityНawk и TurboНawk полетят в первой половине 2002-го (читайте наш первый рассказ об этом). После паузы была объявлена готовность №2 (смотрите вторую статью). И снова тишина. В марте 2003-го Рафи Йоли прислал в редакцию "Мембраны" письмо, отрапортовав о начале лётных испытаний. Через год, в мае 2004-го, прошла информация о завершении лётных испытаний, окончании анализа их данных, успехах в техническом развитии и сотрудничестве с партнёрами. Затем была малоинформативная весточка в декабре 2004 года. О том, что идея Urban Aeronautics не умерла окончательно, начиная с лета 2005-го стали свидетельствовать сообщения о модели в масштабе 1:10. Год назад её впервые показали на встрече Американского общества вертолётчиков (American Нelicopter Society - AНS), ещё свозили её в Лондон, причём и там, и там собрали массу восторженных отзывов и, как заявила фирма, "завязали новые отношения со множеством важных игроков". Слева: белая модель аппарата в аэродинамической трубе. Справа: жёлтый макет в мастерской компании (фото Urban Aeronautics). В августе 2005-го модель неплохо прошла туннельные испытания в университете Аризоны (University of Arizona), в апреле-мае этого года с летающими машинами познакомилась Ассоциация армейской авиации Америки (Army Aviation Association of America - AAAA или "Quad-A"), кроме того, было объявлено, что "работа над демонстратором концепции продвигается как запланировано". И вот теперь имел место дебют полномасштабного прототипа X-Нawk на авиасалоне в Фарнборо. В пресс-релизе американской компании Bell Нelicopter, на правах старшего брата участвовавшей в представлении концепции Urban Aeronautics, как и следовало ожидать, встречаются сочетания "передовой подход", "революционная технология" и "универсальное воздушное транспортное средство". Снимок с форума Американского общества вертолётчиков. Крайний справа доктор Йоли, крайний слева - один из директоров Bell Нelicopter Джон Татро (фото Urban Aeronautics). Из этого же релиза следует, что партнёры с целью ускорения развития X-Нawk выработали поэтапный подход. В первой фазе будут выполнены оценка технологии и анализ рынка с возможным подключением новых источников финансирования. Во второй фазе будет построен демонстратор, а дальше видно будет. То бишь, "а потом всё сначала, я ждала и скучала"? Вроде бы, не совсем. Рафи Йоли говорит, что демонстратор полетит по-настоящему "в течение 10 лет, 15 - самое большее", и для этого прямо сейчас ищутся "дополнительные $10 миллионов". Предполагаемая цена X-Нawk будет сопоставима с военными представителями "царства вертолётов" - около $6 миллионов. Best regards, Boris --- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027 |