#1
|
|||
|
|||
Стюардесса Вика ЗИЛЬБЕРШТЕЙН: Я молилась: <Господи, только бы люк не за
Boris Paleev написал(а) к All в Jul 06 10:51:30 по местному времени:
Нello All! http://kp.ru/daily/23736.5/55014/print/ Жизнь | ЧП10 июля 2006 Стюардесса Вика ЗИЛЬБЕРШТЕЙН: Я молилась: <Господи, только бы люк не заклинило!..> Бортпроводница рейса № 778 Москва - Иркутск успела спасти 20 пассажиров до взрыва самолета Вчера в Иркутске разбился и сгорел аэробус А-310 авиакомпании <Сибирь>, летевший из Москвы рейсом 778. На борту было 192 пассажира и 8 членов экипажа. Лайнер выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, врезался в гаражи и загорелся. Потом в баках взорвалось горючее и самолет раскололся на несколько частей. Трагедия произошла в 7.47 утра по местному времени. На момент подписания номера было установлено, что 127 человек погибли, 67 доставлены в больницу. Еще двое числились пропавшими без вести. Весь день в палату городской клинической больницы № 3 в Иркутске к красавице стюардессе один за другим заходили немногие выжившие пассажиры рейса 778. Молча сидели на краешке кровати. Потом так же молча выходили и уже в коридоре рассказывали нам: - Вика спасла человек двадцать пассажиров. Она единственная, кто в том аду не потерял голову. Представляете - дым, ничего не видно, дышать нечем, и вдруг появляется светлый проем и голос зовет: <На выход!> Мы думали, что это - ангел! Спасибо ей. Неземное! Нас Вика встретила шуткой: - С вас газета! Принесите <Комсомолку>, ладно? А то меня домой в Москву отправят - и показать нечего будет. Не поверят дома, что я вся такая смелая. - Вика Зильберштейн даже в больничной палате отделения нейрохирургии, куда ее привезли после авиакатастрофы, пытается шутить. И вдруг Вику словно подбросило на больничной кровати. - Люди... А кто остался жив? - Губы девушки задрожали. - Если в самолете до взрыва успели открыть только два люка - один сбоку и один в хвосте, то... Через дальний люк могли спастись человек тридцать! А остальные? Этого не может быть! Дайте мне списки выживших посмотреть, пожалуйста... Пробежав списки глазами, Вика откинулась на подушку. И начала говорить. Без всяких вопросов. Просто нужно было выговориться... - Самолет уже шел на посадку. Даже приземлились, коснулись колесами взлетной полосы. Машина накренилась. Потом самолет сразу выправился, я даже испугаться не успела: сильная вибрация - обычное дело при посадке. И вдруг нос ткнулся вперед, в землю. Толчок был таким сильным, что ремни безопасности не выдержали рывка - лопнули, как нитки. А пассажиры попадали вперед. Сразу погас свет... Несколько секунд в салоне было тихо-тихо. А потом из хвостовой части потянуло дымом. И с громким ревом по трубе салона двинулся огонь. Началась страшная паника. Люди кричали: <Двери открывай, двери!> Вика с трудом выбралась из-под завала из кресел и чужих сумок. На ощупь пробралась к аварийному выходу - люку над крылом. Нашарила рычаг. - Я тогда молилась: <Господи, только бы не заклинило!> - вздрагивает, вспоминая пережитый ужас, Виктория. - Нас постоянно учат, что во время таких ЧП главное - сделать в самолете дыру и спасти пассажиров. Повезло. Люк открылся. И все, кто успел спрыгнуть на землю до взрыва, остались живы. Там высота от крыла до земли метра три, наверное. Впереди меня в люк вылезли два парня. Одного, помню, Ваней зовут. Они спрыгнули и меня потом поймали. Поэтому я и без царапин... До взрыва через люк, который открыла Вика, сумели выпрыгнуть двадцать человек. Еще один люк, в хвосте самолета, открыл бортпроводник. Но тем людям, кто прыгал из этого люка на бетонку, повезло меньше. Хвост-то намного выше крыла, около 4 метров над землей. Из этой группы спасенных пассажиров большинство увезли в больницы с травмами и переломами. ИЗ ПЕРВЫХ УСТ Валентина Петровна, мама стюардессы Виктории Зильберштейн: Дочка позвонила в три часа ночи: <У нас горит самолет> 22-летняя Вика живет с мамой и старшей сестрой в Москве всего два года. И столько же работает стюардессой. Они переехали в столицу из Сибири, приехали на заработки. - Я ее всегда в рейс провожаю, - рассказывает мама Валентина Петровна, дежурная на одной из станций московского метро, - специально для Викули из <Комсомолки> вырезала молитву для тех, кто летает. Ваша газета как-то публиковала. А в этот раз мне не понравилось, как я дочку проводила. Завертелась, не успела толком с ней попрощаться, напомнить, чтобы молитву прочитала. Подумала еще, как нехорошо вышло. Она позвонила в три ночи мне на мобильный. <Мамочка, у нас горит самолет. Мне так больно, больно>. Видимо, ее уже несли на носилках. С этого времени я не перестаю благодарить Бога за то, что дочка выжила. ИЗ ДОСЬЕ <КП> 205-местный А-310, разбившийся в Иркутске, выпущен в июне 1987 года и куплен авиакомпанией <Пан Американ>. Затем продан <Дельте>, потом <Аэрофлоту>, 2 года назад - <Сибири>. Выполнил 10 000 рейсов средней продолжительностью 5,9 часа (это нормальные показатели). Всего сейчас в мире летают 229 таких самолетов. Как выжить в подобной катастрофе Слушайте инструктаж стюардесс перед вылетом. Они показывают ближайшие к вам выходы и учат вытаскивать надувной трап. Во время регистрации просите, чтобы вас посадили в хвосте самолета. Ежегодно в мире происходит 4 - 5 подобных <выкатываний> за пределы полосы (только авиаторы стараются не рассказывать об этом). Чем дальше вы сидите от носовой части - тем больше шансов выжить. Не отстегивайте ремни безопасности до полной остановки самолета. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Президент России Владимир ПУТИН: <Глубоко потрясен трагедией, происшедшей в результате крушения авиалайнера под Иркутском. Это горе переживает вся страна. Тяжело сознавать, что катастрофа сломала судьбы целых семей, унесла жизни тех, кого любили и ждали. Прошу выразить мои самые глубокие соболезнования родным и близким погибших. Мы сделаем все, чтобы до конца прояснить причины случившегося, и окажем всю необходимую помощь>. Сегодня в России день траура Президент России Владимир Путин подписал указ, в котором, выражая скорбь по погибшим в авиакатастрофе и соболезнуя их родным и близким, постановил объявить 10 июля днем траура в Российской Федерации. Сегодня на всей территории страны будут приспущены государственные флаги. Учреждениям культуры и телерадиокомпаниям предложено отменить развлекательные мероприятия и передачи. РАССКАЗ СПАСЕННЫХ Если бы трапы были надуты! Те, кому удалось спастись, недоумевают: как случилось, что надувные трапы самолета, которые должны были при аварии срабатывать автоматически, оказались в нерабочем состоянии? - Я прыгала с хвоста самолета. Закрыла голову обеими руками и ринулась вниз от огня и взрывов, - говорит иркутянка Вера ЯГОДКИНА, преподаватель Байкальского государственного университета экономики и права. - Слава Богу, осталась жива. Голову разбила сильно, зашили уже. Черепно-мозговая травма серьезная, голова просто раскалывается. Вера Михайловна с трудом вспоминает: вот самолет сел, вот чад, огонь, взрывы. - Выхода я в огне даже не видела. Крик стоял кругом, треск от огня, валил едкий дым. Я шагнула к хвосту наугад. Видела - несколько человек туда рванулись, я за ними. Там оказался провал. Я в него и упала. С бетонки Вера Михайловна видела, как самолет раскололся надвое, как начались взрывы, как живыми факелами выпадали из аэробуса люди. - Только не пишите, что нам повезло, не гневите Бога, - говорит она. Маргарита прыгала на полосу из хвостового люка, с высоты 4 метров, и отделалась легкими ушибами. Иркутянка Маргарита СВЕТЛОВА: Только выпрыгнув на поле, я вспомнила про родителей, оставшихся в самолете... Маргарита до сих пор не может прийти в себя. Она летела из Москвы вместе со своими родителями. - Когда начинаю вспоминать, что творилось в салоне самолета, все время плачу. - Девушка вытирает глаза и ненадолго замолкает. - Мы стали приземляться, видимость была плохая, я даже подумала, что нас отправят на другой аэродром в Улан-Удэ или в Братск, но самолет стал садиться на полосу. Некоторые пассажиры отстегнули ремни безопасности, и тут вдруг самолет снова стал разгоняться. Потом самолет затрясло. И тут кто-то стал кричать, что мы все взорвемся. Это было самое страшное - когда все стали кричать, а маленькие детишки плакали. Сама я на несколько секунд сознание потеряла. Когда очнулась, поняла, надо спасаться... Девушка не помнит, как она выбралась из салона. Действовала как во сне, на инстинктах. Кричала, ругалась матом. Потом в проходе, в дыму наткнулась на какого-то мужчину, который пытался открыть аварийный люк. - Это был стюард. Он резко вышиб дверь, и народ стал прыгать. Но запасной трап не надулся. Все кубарем летели вниз, - рассказывает иркутянка. - Дорога была мокрой и скользкой. Я прыгнула четвертой. И только на земле вспомнила про родителей. В самолете некогда было думать. Я не знала, что с ними, поэтому просто села на полосу и разрыдалась. А через пять минут увидела, что отец на руках несет маму. Они тоже спаслись. Но мама была без сознания - отравилась угарным газом. СВИДЕТЕЛЬСТВА ОЧЕВИДЦЕВ Елена ГОРБУНОВА: - Пассажиры шли по нашей улице босиком, кто что мог, тапочки, одежду давали. Прошли строем по нашей улице. Татьяна ПОПОВА: - Я услышала дикий гул и вскоре удар самолета о землю. Посмотрела в окно, думаю, все, самолет упал. Такая дикость, говорить не могу. Выскочила на балкон, смотрю, метров в 200 стоит красавец самолет, все закрыто, тихо, спокойно, никого нет. Я поняла, что беда. Сначала горела кабина, потом постепенно пламя, <пожарки> подъехали, <Скорая>. Я дальше не смогла смотреть, со мной было очень плохо. Иркутский аэропорт, утро 9 июля. Опять большая беда... ВОПРОС ДНЯ А вы теперь будете летать самолетами? Екатерина ЛАХОВА, глава Комитета Госдумы по делам женщин и семьи: - Ой, такая трагедия. Мне лично всегда очень страшно летать, но приходится. И как только поднимаюсь на борт, стараюсь побыстрее заснуть. Андрей МАЛАХОВ, телеведущий: - Если на дорогах погибают десятки тысяч людей, мы же не перестаем ездить на машинах. Так же и с самолетами. Жизнь - вообще большой риск. Я скорблю вместе с родственниками погибших. Олег МАЛЫШКИН, депутат Госдумы: - Я только что прилетел на самолете в Ростов. Выводы делать будем, надо плотно заниматься всем авиационным парком. Бари АЛИБАСОВ, продюсер: - Эта трагедия не первая и не последняя. Я много раз попадал в разные аварии. И оставался жив. Так что самолеты меня не пугают. Любомир ТЯН, зампредседателя Комитета Госдумы по аграрным вопросам: - Конечно, будем. Самолет - это основной транспорт для депутатов. Михаил МАРКЕЛОВ, депутат Госдумы: - Сейчас рано делать выводы, но, скорее всего, это трагическая ошибка летчиков. Тем не менее мое отношение к самолетам не изменится. Потому что мне много приходится передвигаться по стране. Так что буду молиться и летать. Виктор ЧЕРЕПКОВ, депутат Госдумы: - Выхода нет. Летать надо. Самое печальное, что аварий будет все больше. Потому что самолеты старые, в частных компаниях денег нет, государство отошло от контроля. На поезда можно было бы пересаживаться, но срочность жизни не позволяет. Николай, читатель сайта WWW.KP.RU: - Cильно задумаюсь... может быть, лучше потерять несколько часов на поезде, но сохранить жизнь. Best regards, Boris --- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027 |