#1
|
|||
|
|||
Производство Як-18 на ХАЗе [2/2]
Andrey Platonov написал(а) к All в Jun 05 23:16:12 по местному времени:
From: "Andrey Platonov" <av_platon@interami.com> Нi All, В конце 1949 г. коллектив ОКБ А.С. Яковлева разработал вариант самолета Як-18 с трехколесным шасси, комплектом оборудования для освоения 'слепой' посадки и более мощной энергосистемой. Введение носового колеса значительно упрощало первоначальную подготовку курсантов и облегчало им переход в дальнейшем к полетам на реактивных учебно-боевых самолетах типа УТИ МиГ-15 и Ил-28У. Опытный самолет с носовым колесом и не полностью убирающимся шасси получил обозначение Як-18Т (в 1967 г. название Як-18Т было присвоено другому самолету). Так как мощности двигателя М-11ФР уже явно не хватало, для новой машины запорожское ОКБ Ивченко создало новый двигатель М-17. Производство опытного образца Як-18Т А.С. Яковлев поручил коллективу ХАЗа. Разработкой чертежей и строительством машины руководили А.А. Синицин (представитель ОКБ Яковлева) и И.Г.Бергардт (ведущий конструктор от ХАЗа). В ходе испытаний выяснилось, что взлетная масса нового самолета сильно возросла и поэтому Як-18Т серийно не строился. . Постоянно радовали работников ХАЗа успехи на редкость удачного учебно-тренировочного Як-18. На долгие годы он стал поистине незаменимой машиной в летных училищах и аэроклубах страны. Но использовали самолет не только как 'летающую парту'. Выполненный по образу и подобию своих предков-истребителей, Як-18 оказался на удивление маневренным самолетом. Что и требовалось спортсменам-пилотажникам. В 1949 г. 24 самолета Як-18 харьковской постройки впервые демонстрировали во время воздушного парада в Тушино каскад фигур высшего пилотажа. Показ был столь впечатляющим, что за организацию выступлений и проявленное при этом высокое воздушно-спортивное мастерство правительство наградило пилота Я.Д. Форостенко орденом Красной Звезды. В сентябре того же года спортсмены Я.Д. Форостенко и А.И. Бодрягина установили на самолетах Як-18 два новых мировых рекорда скорости на дистанции 1000 км и на стокилометровом замкнутом маршруте. Международная Авиационная федерация наградила Бодрягину медалью Луи Блерио. В 1951 г. мастер спорта В. Панченко на самолете Як-18 осуществил перелет по треугольному маршруту протяженностью 2000 км. Средняя скорость 209,6 км/ч стала новым мировым рекордом для сверхдальнего маршрута в данном классе самолетов, В том же году летчица М. Дригас на самолете Як-18 пролетела 1000 км по треугольному маршруту со средней скоростью 237,8 км/ч, значительно перекрыв прежние всесоюзный и мировой рекорды. Всего же, за все годы эксплуатации Як-18, на нем было установлено девять мировых рекордов скорости, дальности и высоты С легкой руки харьковских самолетостроителей Як-18 ста основным самолетом в аэроклубах ДОСААФ СССР. Предельна простота и неприхотливость этого самолета сочетались с высокой надежностью и хорошими летными данными. Этот самолет стал своеобразной воздушной 'партой' и для летчиков-спортсме нов аэроклубов, и для гражданских и военных летчиков несколь ких послевоенных поколений. Самолет дал крылья первым отечественным космонавтам. 'Летали мы на Як-18 - добротно учебной машине, казавшейся нам истребителем. Это был маневренный, легкий в управлении самолет',- писал о своих летных днях в Саратовском аэроклубе первый космонавт планеты Юрий Алексеевич Гагарин. Dixi. Platon --- ifmail v.2.15dev5 |