#1
|
|||
|
|||
VX-39-2
Oleg Tchernychenko написал(а) к All в Apr 05 18:35:26 по местному времени:
From: "Oleg Tchernychenko" <Lima411@vzpacifica.net> Нi All, Я уже помещал заметку о проекте команды Go Fast - полёты на куполе сверхмалой площади VX-39. По матералам статьи Шона Гана (Sean Gunn 'Сокрушая пределы' из январского номера журнала парашютной ассоциации США 'Парашютист'). На второй день испытательных полётов на VX-39, состоявшихся в парашютном центре Перрис-Валлей в Калифронии в мае прошлого года, участники проекта обратили внимание на полётные данные. В некоторые моменты полётов углы планирования и скорости, достигнутые пилотом-испытателем Луиджи Кани (Luigi Cani) на куполе площадью 39 квадратных футов, приближались к характеристикам достигаемым квалифицированными сьют-флаерами ( сьют-флаер - парашютисты, использующие костюм с перепонками для планирования в падении). Луиджи пришла в голову идея, с которой он обратился к профессиональноу BASE-джамперу Джэбу Корлиссу (Jeb Carliss). (BASE-джампер - человек имеющий в активе прыжок с парашютом с моста, с антенны, с высотного здания или башни, с горы или в каньон - О.Ч.). В заключительный день испытательной программы они собрались в команду для неофициальных попыток групповых полётов. Стало ясно, что Кани хочет собрать команду сьют-флаеров для дальнейший испытаний и видеосъёмок. Так появилась идея проекта 'VX-39, этап-2'. В проекте приняли участие спонсируемые фирмой спортсмены Корлисс и Дж.C. Колкложюр (J.C. Colclasure). В качестве независимого члена к ним присоединился Люк Жан-Альберт (Loic Jean-Albert) из команды Soul Flyers. Вместе они решили исследовать и продемонстрировать возможности парашюта и скайдайвинга (в смысле возможностей падающего парашютиста -О.Ч.) во время второго этапа проекта VX-39 фирмы Go Fast. Путём анализа полётных данных купола и 'крылатого' парашютиста они надеялись найти новые возможности для полётов будущего. Во время прошлогодних майских полётов Луиджи Кани впервые облетал и смог приземлиться на парашюте VX-39. С тех пор он совершил более 50 посадок. Он даже выполнил посадку в стиле 'всадник без головы' (ghostrider). Этот стиль предусматривает посадку с брошенными петлями строп управления и скольжение на ногах по грунтовой полосе до полной остановки. Кроме высотомера и видеокамеры парашютисты полагаются скорее на свои собственные ощущуния, чем электронные инструменты. Но для проекта команда воспользовалась сложной системой GPS со встроенным высотомером для регистрации многих параметров, включая время, направление полёта, горизонтальную скорость, дистанцию, географические координаты (широту и долготу). Эта информация позволила команде вычислить аэродинамическое качество и угол планирования. Из-за технических трудностей команда могла получать данные если GPS-систему нёс Кани, а не сьют-флаер. Даже при этом точность и непрерывность данных оставалась под вопросом. Поначалу команда могла использовать данные из временных окон восьми полётных отрезков. Статистические методы обработки подтвердили приемлемую постоянность данных. Точность GPS-системы - настоящая оставалась тёмной лошадкой. И всё же цифры выдаваемые ею, похоже, стыковались с математикой и физикой аэродинамических поверхностей. Команда дублировала получаемые данные показаниями высотомера Alti-2 'Neptune' и комбинованным устройством Larsen & Brusgard 'Pro-Track'. (Последний регистрирует высоту прыжка, скорость падения (снижения), время и дату прыжка). В большинстве попыток Кани и сют-флаеры летели в формации с высоты 10000 до 3500 футов. В одном из прыжков Кани и Корлисс летели рядом досточно долго, чтобы можно было говорить и сравнимости характеристик. По данным видеосъёмки, высотомера и GPS-системы они в течени приблизительно 18 секунд имели вертикальную скорость 53 мили в час и горизонтальную скорость окло 85 миль в час. Небольшие математические вычисления показывают, что Кани оттриммировал купол под качество 1,6, а угол планирования составлял 32 градуса. Теперь команда может анализировать полученные данные и интерпретировать их в контексте ощущений пилота, видео и визуальных наблюдений. Экстремальные данные, зарегистрированые прибором фирмы Airtec (производель парашютного страхующего прибора Cypres - О.Ч.), показывают, что в одном прыжке Кани в пикировании под куполом достиг скорости 117 миль! В другом прыжке GPS-система зарегистрировала максимальную горизонтальную скорость купола в 108 миль в час. Жан-Альберт из команды Soul Flyers по кличке 'Мистер Воздушный' прехал в Перрис-Валлей для показательного выступления. Он присоединился к команде проекта в качестве оператора воздушной съёмки. Его воздушное мастерство очень пригодилось. Во время одного из прыжков, летя рядом с Кани для фотосъёмки, он решил дотронуться до ноги пилота. Он держал уверенный захват несколько секунд, пока кроссовка Кани не начала соскальзыватьс ноги! Что это, новый гибрид групповой акробатики? Blue Sky. mail to: Lima411@vzpacifica.net --- ifmail v.2.15dev5.3 |
#2
|
|||
|
|||
VX-39-2
Oleg Tchernychenko написал(а) к All в Apr 05 15:10:06 по местному времени:
From: "Oleg Tchernychenko" <Lima411@vzpacifica.net> Нello All, Эта же статья была перепечатана в австралийском парашютном журнале ASM (Australia Skydiving Magazine) в расширенном варианте. Ниже привожу выдержки: ..."Современые скайдайверы и BASE-джамперы получили в свой арсенал технологически сложные винг-сьюты (от англ. wingsuit - комбинезон с перепонками - О.Ч.). Фактически Корлисс, применяя костюм человека-птицы, уменьшил вертикальную скорость до 32 миль в час. С высоты 13500 футов до 3500 футов он падал около трёх минут, перед тем, как раскрыть парашют. Теперь скайдайверы могут бороздить небо, достигая при этом аэродинамического качества 2 и более. Большая часть энергии падения Корлисса посредством перепончатого костюма теперь трансформируется в подъёмную и горизонтально движущую силы. Он скорее планирует, чем падает. Для скайдайвера в вингсьюте теперь уж не так необычно иметь горизонтальную скорость более 100 миль в час. С тех пор, как появились перепончатые костюмы, парашютисты шутят про первого человека достаточно ненормальлного, чтобы попытаться приземлиться таким способом. Это-то и есть мечта Корлисса, и его стремление! Не моргнув глазом, Корлисс называет этот проект "посадкой на Луну" потому, что считает его драматическим авиационным достиженим. Человек летает над планетой многоми необычными способами, включая самолёты, воздушные шары, ракеты, перепончатые костюмы, парашюты и планеры. Мы даже запустили сами себя в космос, прошли по Луне и вернулись обратно. Хотя, никто ещё не приземлился с помощью перепончатого костюма, встал, отряхнулся и пошёл к самолёту, достаточно ненормальный для второго раза. Многие полагают эту мечту несбыточной. Столкнувшись с пессимизмом, Корлисс любит цитировать Альберта Эйнштейна: "Выдающиеся личности всегда встречали яростное сопротивление средних умов". Наиболее подходящим сравнением с реальным миром была бы посадка Ф-18 на палубу авианосца. Пилот задаёт скорость около 154 миль в час и выдерживает угол атаки для захода на посадку. Оба, Корлисс и Ф-14, имеют схожую проблему - высокую удельную нагрузку на крыло. Можно спорить, что это одна из самых важных характеристик конструкции любого самолёта. Это основной фактор, определяющий максимальную скорость, скорость сваливания, характер воздействия турбулентности на самолёт многое другое. Парашюты и перепончатые костюмы не составляют исключения. Высокая нагрузка на крыло требует заходов на посадку с высокой скоростью во избежании сваливания. Доведя нагрузку на крыло до 4,3 фунта на квадратный фут, Кани каждый полёт на VX-39 должен держать это в уме. Он готовится к приземлению, выполняя разворот на 360 градусов перекосом подвесной системы. Этим он наращивает скорость и увеличивает наддув купола. Эффективность аэродинамики купола "Икарус VX-39" позволяет ему планироать на выходе купола из пикирования. В этот момент Кани в состоянии поддеживать наддув купола и конвертировать энергию пикирования в подъёмную силу. Из-за высокой нагрузки на крыло дистанция полёта на "подушке" VX-39 меньше и не идёт ни в какое сравнение с соревновательным куполом Кани - VX-84. В случае с Корлиссом удельную нагрузку расчитать гораздо сложнее из-за непостоянства формы костюма. Хотя, достаточно резонно допустить нижнюю границу, объединив площать костюма в проекции с ростом и весом Джеба. С достаточной осторожностью можно говорить об удельной нагрузке в 6,5 фунта на квадратный фут. Для достижения такого показателя Кани понадобился бы купол "Икарус VX-26" или даже ещё меньший. Кани предполагает, что при данном уровне технолонии парашютов типа "крыло" такая удельная нагрузка на площадь не реалистична для приземления. Принимая во внимание современныйм уровень характеристик перепончатых костюмов, можно говорить, что никто не сможет выжить при посадке (в перепончатом костюме -О.Ч.) на плоскую поверхность. В момент касания сила удара будет эквивалентна удару о кирпичную стену на скорости 40 миль в час. Но путешествие на этом ещё не закончится. Горизонтальная скорость более 80 миль в час тоже должна быть погашена до полной остановки скольжением и кувырками. Для Корлисса будет критичным направить траекторию снижения почти параллельно посадочной поверхности во время касания. Вместо того, чтобы пытаться уменьшить угол снижения, он просто выберет поверхность наклоненную под достаточным углом. Корлисс выберет посадочную полосу в соответствии с желаемым углом планирования и скоростью касания. Это поможет уменьшить или даже избежать сильного удара. Нельзя упускать из виду скорость, которую "шасси" может выдержать. Ф-18 имеет колёса и тормоза. У Корлисса их нет. Хотя, можно представить упавшего мотогощика, мчащегося со скоростью более 100 миль с час. Гонщики обычно пытаются скользить на своих мотоциклах и снаряжении. Многие из них ушли практически невредимыми после таких падений. Одним из ключевых факторов их спасения было гашение большей части скорости и рассевание энергии во время скольжения вдоль дороги, что гораздо лучше удара. При подобном сценарии есть риск ожогов от трения и кувыркание, с чем справляться гораздо легче, чем с ударами. Данные GPS, как упоминалось выше, показывают, что Кани и Корлисс летели вместе с горизонталльной скоростью 85 миль в час и вертикальной скоростью 53 мили в час. Угол планирования при этом составлял 32 градуса. Применив теорему Пифагора, мы можем вычислить, Колисс при касании будет лететь с суммарной скоростью 100,2 в мили в час с углом планирования 32 градуса. Это не идеально, но приемлемо для выживания при скольжении. Понадобятся дальнейшие вычисления и эксперименты для поиска оптимальной комбинации скорости и угла планирования. Корлисс создаст площадку приземления с наиболее безопасными подходами. Необходимо учитывать один из серьёзных факторов - влияние ветра на планирование. Глиссада Корлисса должна быть направлена приблизительно на середину посадочной полосы. Если ветер будет одним из факторов, у Корлисса должны быть запасы по управлению. Если его угол глиссады будет слишкомкрутым, он может слегка промахнуться по полосе и начать кувыркаться неуправляемо. Если же слишком низко, ему понадобиться сделать быстрые плавные корреции или перелететь полосу и разбиться. Многие годы люди выходили с идеей использования горнолыжных склонов. Что имеет один больой недостаток. Подъёмная сила пропорциональна плотности воздуха. К тому же скорость сваливания увеличивается с увеличением высоты. Горнолыжные склоны обычно находятся на высотах около 7500 футов над уровнем моря. Ветер на больших высотах часто непредсказуем. Это может быть ещё более опасным на горнолыжных склонах, поросших лесом. Для преодоления всех препятствий приземлению в перепончатом костюме, Корлисс делает ставку на четыре технические новшества. Первое, и наиболее очевидное, - сам перепончатый костюм. Корлисс надеется на то, что сможет совместно с создателем "крылатого" костюма Робертом Пекником (Robert Pecnik) оптимизировать характеристики для его будущей попытки приземления. Второе, по описанию Корлисса, - подвесная система, защищающая голову и спину. Когда речь же заходит о третьем новшестве, он умолкает, считая её совершенно секретной. Я могу представить себе что-то типа ровной гладкой поверхности. Может быть он также разрабатывает что типа "салазок", способных скользить или кататиться по склону на подобии самолётного шасси. Один приятель высказал идею, что это может быть вспомогательным визуальным устройством, способным выдавать информацию об угле планирования. Время покажет. Корлисс же не хочет распространяться на эту тему. Если информация об его новшествах просочится, конкуренты могут опередить его. И даже если Корлисс сохранить приоритет, это не будет сюрпризом! Если четыре новшества Корлисса окажутся работоспособными, он ожидает, что посадки в перепончатом костюме станут повторяемыми. Он даже утверждает, что для посадки с помощью перепончатого костюма будет необходим уровень подготовки высокий, но не из ряда вон выходящий. Я думаю, что большинство согласится - вначале из ряда вон выходящим должна быть готовность рискнуть головой! Я лично, готов рискнуть приземлиться без парашюта за спиной. Но предпочитаю дать Джебу отработать все мелочи! Ну, что же Джеб, говоря бессмернымии словами из песни группы "Аэросмит" "Мечтай" - "Метай, пока мечта не сбудется". Blue Sky. mail to: Lima411@vzpacifica.net --- ifmail v.2.15dev5.3 |
#3
|
|||
|
|||
Re: VX-39-2
Mikhail Akopov написал(а) к Oleg Tchernychenko в Apr 05 22:28:56 по местному времени:
From: Mikhail Akopov <bedal@mw.narzan.com> "Oleg Tchernychenko" <Lima411@vzpacifica.net> wrote: >Я уже помещал заметку о проекте команды Go Fast - полёты на куполе сверхмалой >площади VX-39. вот непонятно - а нафига? Площадь под 4м2 - чем это может быть лучше тех самых сьютов? Vale! - Михаил Акопов. ============================================================ Миша заставил читать, так надо читать... (Зевает и читает.) /А.П.Чехов/ -- Отправлено через сервер Форумы@mail.ru - http://talk.mail.ru --- ifmail v.2.15dev5.3 |
#4
|
|||
|
|||
Re: VX-39-2
Oleg Tchernychenko написал(а) к Mikhail Akopov в Apr 05 17:06:42 по местному времени:
From: "Oleg Tchernychenko" <Lima411@vzpacifica.net> Добрый день, Михаил! Mon Apr 11 2005 22:28, Mikhail Akopov wrote to Oleg Tchernychenko: >> Я уже помещал заметку о проекте команды Go Fast - полёты на куполе >> сверхмалой площади VX-39. MA> вот непонятно - а нафига? Площадь под 4м2 - чем это может быть лучше MA> тех самых сьютов? Почитай продолжение. Удельлная нагрузка на площадь у сьюта окло 6,5 фунта на квадратный фут. Кани на VX-39 имеет 4,3. И посадка не из простых. При современжом уровне парашютов типа "крыло" это предел, или близко к пределу для безопасного приземления. Спортсмены прыгают с нагрузкой 2,2 и меньше. Blue Sky. mail to: Lima411*vzpacifica.net --- ifmail v.2.15dev5.3 |