forum.wfido.ru  

Вернуться   forum.wfido.ru > Архив эх > ARC.RU.AVIATION

 
 
Опции темы Опции просмотра
  #1  
Старый 15.10.2018, 11:39
Oleg Tchernychenko
Guest
 
Сообщений: n/a
По умолчанию Огонь по союзникам (1\6)

Oleg Tchernychenko написал(а) к All в Apr 05 16:27:54 по местному времени:

From: "Oleg Tchernychenko" <Lima411@vzpacifica.net>

Нi All,

Независимое Военное обозрение

http://nvo.ng.ru/history/2005-04-08/5_attak.html


'ДРУЖЕСКИЕ' АТАКИ АМЕРИКАНСКИХ СОЮЗНИКОВ

Советским летчикам было приказано на огонь отвечать сигналами
Андрей Почтарев

Об авторе: Андрей Николаевич Почтарев - кандидат исторических наук.

История советско-американского военного сотрудничества в годы Второй мировой
войны изобилует яркими примерами сотрудничества военно-воздушных сил (ВВС)
двух сверхдержав. Достаточно вспомнить, что СССР получил по ленд-лизу 14 тыс.
535 американских самолетов четырнадцати типов. Большая их часть
эксплуатировалась в боевых соединениях и частях ВВС Красной армии.
Не случайно из 62 советских летчиков, дважды удостоенных высокого звания Героя
Советского Союза, 19 в разное время воевали на американских истребителях и
бомбардировщиках. А из 601-го отечественного воздушного аса, одержавшего по
пятнадцать и более побед в воздухе, на импортных самолетах в разное время
сражались 138 человек. Кроме того, в Советский Союз из Америки было доставлено
46 тыс. 287 тонн различных запчастей, 130 тыс. 896 тонн сборно-разборных
взлетно-посадочных полос, 34 комплекта авиаремонтных мастерских, большое
количество другого авиатехнического имущества.
Особую ценность, по признанию отечественных специалистов, представляла
приобретенная авиационная военно-техническая информация, которая насчитывала
около 11 тыс. 313 наименований - в виде различных описаний, инструкций,
наставлений, бюллетеней, каталогов, чертежей. 89% всей этой информации было
направлено заинтересованным советским организациям для ознакомления,
использования и внедрения в собственное производство.
Свидетельствовала о тесном сотрудничестве авиаторов СССР и США в этот период
боевая деятельность на авиабазах в Абадане, Шуайбе и Маргиле в Иране
(1942-1944), Фербенксе и Номе на Аляске (1942-1945) и Элизабет-Сити в Северной
Каролине в Америке (1944); на Полтавском аэроузле в СССР и авиабазе Палези под
Бари, что в Италии (1944).
Однако отношения между союзниками отмечены не только завидными примерами
отлаженного взаимодействия, взаимовыручки и дружественных отношений. Случались
и трагические инциденты. К их числу можно отнести массированный налет
американских ВВС на аэродром и колонну советских войск в Югославии в начале
ноября 1944 года. Длительное время эта история оставалась вне поля зрения
научных исследователей. Но сегодня открывшиеся документы и новые факты
позволяют пролить свет на эти, казалось бы, загадочные события.

"РАМЫ" С БЕЛЫМИ ЗВЕЗДАМИ

Утро 8 ноября 1944 года для Сталина было омрачено неожиданным докладом
заместителя начальника Генерального штаба Красной армии генерала Антонова о
трагедии, произошедшей накануне в районе югославского города Ниш: в результате
авианалета американских союзников погибли 34 советских военнослужащих, включая
командира 6-го гвардейского стрелкового корпуса гвардии генерал-лейтенанта
Котова, еще 39 человек были ранены, до 20 автомашин с грузами оказались
сожжены. Вот так подарок к 27-й годовщине Октябрьской революции преподнесли
союзники!
Верховный сразу же потребовал срочного расследования обстоятельств дела. На
стол легло подробное донесение на основе материалов, подготовленных на месте
командующим 17-й воздушной армией генерал-полковником авиации Судцом и
начальником штаба армии генерал-майором авиации Корсаковым.
В донесении сообщалось: "...установлено, что в 12 часов 40 минут 7 ноября 1944
года над городом Ниш (северо-западные окраины) курсом 120 градусов и на высоте
двух тысяч метров появилась группа самолетов типа "Лайтнинг" (Р-38, "Молния").
Над аэродромом она перестроилась в растянутый правый пеленг и, спустившись на
40-50 метров, начала расстреливать автотранспорт и войска, продвигавшиеся по
дороге Ниш-Алексинац-Делиград-Роянь, действуя по одному и производя по
несколько заходов вдоль дороги..."
Как оказалось, американские пилоты производили пулеметно-пушечный, ракетный и
бомбовый огонь по подразделениям 6-го гвардейского стрелкового корпуса 3-го
Украинского фронта, находившегося на марше. К тому времени сопротивление
немцев было уже сломлено - их авиации в воздухе быть не могло. И командование
средиземноморских ВВС США не могло не знать об этом.
Советским командирам не сразу удалось разобраться в ситуации. Вот как
вспоминал об этом бывший заместитель командира эскадрильи 707-го штурмового
авиаполка 186-й штурмовой авиадивизии, Герой Советского Союза, полковник
Николай Шмелев: "Утро 7 ноября выдалось погожим. Окутанный легкой дымкой город
Ниш был украшен красными флагами и транспарантами. Авиаторы нашего полка
стройными колоннами вышли на просторный плац. Приняв рапорт, подполковник
Шевригин подал команду: "Вольно!". Заместитель командира по политчасти Сивуд
вышел на середину строя и приказал 1-й и 3-й эскадрильям развернуться флангами
к середине. Образовалось нечто вроде буквы "П".
- Товарищи! - подчеркнуто торжественно начал подполковник Сивуд. - Сегодня
весь советский народ празднует 27-ю годовщину Великой Октябрьской
социалистической...
- "Рамы!" - прервал его чей-то возглас. - Фашисты пикируют на наш аэродром!
Все, как по команде, повернули головы на юг. Из-за гор вылетела большая группа
двухкилевых самолетов. Некоторые из них уже свалились в пике. Послышались
глухие разрывы. Один за другим на аэродром пикировали и остальные.
- Разойдись! В укрытия! - скомандовал Шевригин.
- Знамя в штаб! - распорядился подполковник Лопаткин.
- Ничего не понимаю, - развел руками Сивуд, когда мы вместе добежали до щели,
отрытой возле забора. - 40 самолетов! Откуда они могли взяться?
И не только Василий - все мы были удивлены и озадачены. Ведь каждый знал, что
на нашем участке у фашистов не было и нет такого количества авиации. А тут -
целая армада! Супонин, Орлов и я, выбравшись из щели, встали под деревом. До
аэродрома - около двух километров. Мы видели, как "рамы" одна за другой
продолжали пикировать, штурмуя стоянки наших самолетов... И вот они уже совсем
близко.
- Так это же не немцы, это американцы! Союзники! - закричали наши летчики,
когда на двухкилевых самолетах стали отчетливо видны опознавательные знаки ВВС
США. Да, это действительно были американские "Лайтнинги".

Blue Sky. mail to: Lima411@vzpacifica.net

--- ifmail v.2.15dev5.3
 


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Текущее время: 09:34. Часовой пояс GMT +4.


Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2024, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot