forum.wfido.ru  

Вернуться   forum.wfido.ru > Прочие эхи > SU.PILOT

Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
  #1  
Старый 20.06.2018, 08:13
Boris Paleev
Guest
 
Сообщений: n/a
По умолчанию К 22 июня - почему асы Геринга боялись воздушного тарана

Boris Paleev написал(а) к All в Jun 18 06:34:44 по местному времени:

Нello All!

https://aftershock.news/?q=node/657428

К 22 июня - почему асы Геринга боялись воздушного тарана

ср, 20/06/2018 - 00:36 | Снорус (5 лет 1 месяц)



Вряд ли кто будет оспаривать утверждение, что таран - это оружие русских и применяли его наши соотечественники не только при защите своей страны, но и за рубежом, в Испании, Китае и Монголии. Но все же правильнее сказать, что таран - это способ борьбы с неприятелем, придуманный в России, поскольку в безвыходной ситуации к этому приему прибегали и поляки в сентябре 1939 - го, и финны во время войны с Советским Союзом, и англичане при отражении налетов немецкой авиации. Но массовый характер он носил только в Советском Союзе. В этом материале пойдет разговор о формировании тарана как тактического приема борьбы с самолетами противника в годы Великой Отечественной войны на примере авиации ПВО.


КТО ЖЕ БЫЛ ПЕРВЫМ

Принято считать, что первый таран в Великой Отечественной войне совершил 22 июня 1941 года летчик 46 - го истребительного авиаполка (иап) старший лейтенант И.И. Иванов, уроженец подмосковного села Чижово, ныне входящего в состав города Фрязино.

В начале войны полк дислоцировался на аэродроме Дубно Киевского особого военного округа. На перехват бомбардировщиков Нe - 111, направлявшихся в сторону Млынова, взлетело звено Иванова из трех истребителей И - 16. В том бою летчики звена одержали две победы, но горючее было на исходе, и по приказу командира ведомые развернулись в сторону своего аэродрома, но Иванов заметил еще один "хейнкель". Он попытался атаковать его, но тут кончились боеприпасы. И тогда пилот отважился на таран.

Правительство оценило подвиг пилота, присвоив ему 2 августа звание Героя Советского Союза. Но до других героев военного неба такие награды почему - то доходили крайне редко. Пытаясь разобраться в этом, автор обратился к архивным документам 6 - го истребительного авиакорпуса ПВО, защищавшего небо столицы.

Первый таран (по данным автора) в авиации ПВО совершил старший лейтенант П.В. Еремеев из 27 - го иап в ночь с 28 на 29 июня 1941 года. Еремеев, преследуя противника на МиГ - 3, после отказа оружия недалеко от ст. Румянцево Ново - Петровского района таранил самолет противника. Однако и сам вынужден был покинуть истребитель на парашюте.

Как следует из аварийного акта, летчик был хорошо подготовлен, дисциплинирован, тактичен, техника пилотирования отличная. Летных происшествий не имел и летал с большим желанием. Такой пилот мог решиться на таран только осознанно.

Через неделю после этого подвига Еремеева наградили орденом Красного Знамени, а останки немецкого бомбардировщика Ju - 88 в начале августа выставили на Манежной площади столицы.

Жизнь отважного летчика оборвалась 2 октября 1941 года в районе деревни Красуха, когда группа истребителей во главе с Еремеевым обрушилась на самолеты противника, пытавшиеся штурмовать наши войска. Интересно, но в истории 27 - го иап, впоследствии 129 - го гвардейского иап, хранящейся в Центральном архиве Министерства обороны РФ, имя Еремеева даже не упоминается.

Справедливость восторжествовала лишь в 1995 году, когда указом президента РФ от 21 сентября старшему лейтенанту Еремееву Петру Васильевичу посмертно присвоили звание Героя, но уже не Советского Союза, а Российской Федерации.



ВИКТОР ТАЛАЛИХИН

На фоне всех воздушных таранов заметно выделяется заместитель командира эскадрильи В.В. Талалихин, таранивший ночью 7 августа 1941 года на истребителе И - 16 над деревней Кузнечики под Подольском бомбардировщик Нe - 111. Летчик удачно покинул с парашютом неуправляемый самолет, и на следующий день ему присвоили звание Героя Советского Союза.

Виктор Васильевич Талалихин окончил Качинскую военную школу в 1939 году и продолжил службу в 27 - м иап. Участник войны с Финляндией, за что был награжден орденом Красной Звезды. Первое упоминание о нем автор обнаружил в воспоминаниях ветерана полка, участника войны с Финляндией майора М.И. Королева:

"Я получил приказание обеспечить безопасное выполнение операции своей эскадрилье. Погода не благоприятствовала выполнению задания: шел снег, с высоты 350 м почти ничего не было видно, но я отлично знал район боевых действий и поэтому шел впереди.

Когда мы пришли на место, наши войска выложили соответствующий знак. Один за другим начали сбрасывать мешки с сухарями. Вдруг справа от командира эскадрильи бомбардировщиков (в истребительном полку тогда помимо И - 16 числилась эскадрилья бомбардировщиков СБ. - Н.Я.) разорвался снаряд зенитной артиллерии... Я дал сигнал самолетам о том, что бьет зенитная артиллерия, и начал искать батарею противника. Сделав вид, что ухожу на свою территорию, резко развернулся влево и прямо под собой увидел неприятельские пушки, бившие с берега озера по нашим самолетам. Я засек место и, поймав в прицел врага, сбросил бомбы и обстрелял из пулеметов артиллерию противника, после чего по моему самолету стали бить из зенитных пулеметов уже с другой стороны озера...

Увидев это, летчик Талалихин пришел на помощь, подавив их".

Сказанное свидетельствует о храбрости и инициативности Талалихина, но насколько высока была квалификация пилота, сказать трудно, хотя известно, что 9 июля 1941 года Талалихин на аэродроме Клин поломал И - 16, а вслед за этим и самолет МиГ - 3, о чем свидетельствует карточка-донесение от 21 июля. Летчик, как следует из аварийного акта, подписанного командиром 27 - го иап подполковником П.К. Демидовым, осваивал новый, причем высокоскоростной самолет и после тренировочного разбега получил задание на самостоятельный вылет. У МиГа не было двухместного варианта, и все должно было делаться в соответствии с указаниями летчика - инструктора, но Виктор Васильевич не принял их к сведению.

В первой половине разбега Талалихин не зафиксировал педали, ослабив левую ногу, и самолет начал разворачиваться вправо. Летчик растерялся и ничего не предпринял, чтобы задержать разворот, наоборот усугубил ошибку, убрав обороты двигателя. Машина развернулась на 110 градусов и сложила обе опоры шасси. Летчик не получил повреждений, но самолету потребовался серьезный ремонт с участием заводской бригады.

После этого случая Талалихина перевели в только что сформированный 177 - й иап, дислоцировавшийся на том же аэродроме Клин. В этом полку Талалихин 27 июля 1941 года потерпел аварию на И - 16, а 5 августа на таком же истребителе сбил Ju - 88, упавший в районе Букова, что подтвердило командование 6 - го истребительного авиакорпуса (иак), выезжавшее на место падения самолета.

В ночь на 7 августа Талалихин таранил над подмосковным Подольском Нe - 111. Оба самолета - советский и вражеский - упали в районе Степыгина. Летом 2014 года останки этого истребителя доставили в Домодедовский краеведческий музей (о том, как искали и поднимали самолет В.В. Талалихина, см. "Самолет Талалихина", "НВО" от 27.06.14).

После тарана Талалихин пересел на МиГ - 3 и 13 октября в паре с летчиком В.А. Самодуровым сбил еще один Нe - 111, упавший в районе Медыни, что подтвердил секретарь Медынского райисполкома Морозов. Спустя два дня та же пара уничтожила двухмоторный истребитель Bf.110, в результате Талалихина включили в список асов 6 - го иак.

Талалихин погиб 27 октября 1941 года в воздушном бою возле Каменки (в 80 км от Москвы). В том бою он лично сбил один истребитель Bf.109, а другой - в составе группы. На тот момент летчику исполнилось 23 года, и его с воинскими почестями похоронили в Москве на Новодевичьем кладбище.


ПОДВИГИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ

Спустя двое суток после подвига Талалихина, в ночь с 9 на 10 августа 1941 года замкомандира эскадрильи 34 - го иап В.А. Киселев на МиГ - 3, таранив самолет противника, воспользовался парашютом. Как следует из аварийного акта, летчик был хорошо подготовлен, дисциплинирован, отличался хорошей техникой пилотирования. Летал с большим желанием. Судя по сказанному, такой пилот мог решиться на таран только осознанно, а за свои победы он был удостоен 28 октября ордена Ленина.

За время боевых действий Киселев совершил 251 вылет, провел 21 воздушный бой, лично сбил семь самолетов противника и четыре - в группе. Приказом по войскам ПВО № 0169 от 13 августа 1944 года ему посмертно присвоили воинское звание майор.

Через десять дней, ночью 20 августа, командир эскадрильи 24 - го иап П.В. Демянчук на ЛаГГ - 3 (№ 31213104) вылетел на перехват Ju - 88, летевшего на высоте 4500 м, и в 17.30 сбил его у деревни Некрасово в 25 - 30 км северо - западнее Медыни. Затем летчик обнаружил Нe - 111 и после неудачной атаки таранил неприятеля, но и сам погиб. "Геройский подвиг лейтенанта Демянчука довели до сведения личного состава", но награда похоже где - то затерялась - в списке Героев Советского Союза он не значится. А ведь летчик был дисциплинирован и хорошо знал летное дело.

9 сентября того же года летчик 124 - го иап старший лейтенант Н.Л. Грунин на МиГ - 3 таранил самолет противника неустановленного типа. В тот день на перехват разведчика в район юго - западнее Тулы вылетело дежурное звено младшего лейтенанта Чеснокова. После первой попытки перехватить противника самолет Чеснокова получил серьезные повреждения, и летчик совершил вынужденную посадку. Но его ведомые Грунин и Кузьменко продолжили преследование, а когда пулеметы Грунина вышли из строя, он, оказавшись вблизи врага (10-15 м), летевшего на высоте 6000 м, решил его таранить, ударив винтом по стабилизатору. Самолет противника упал в районе деревни Драгуны в 10-15 км юго - восточнее города Крапивно на реке Плава. Но и наш летчик вынужден был покинуть потерявшую управление машину. Как следует из характеристики Качинской авиашколы, летчик был дисциплинирован, исполнителен, быстро и легко усвоил летную программу обучения. С апреля 1941 года имел налет 40 часов.

В том же месяце, 28 - го числа, командир звена 171 - го иап Г.Н. Старцев, патрулируя на МиГ - 3 в районе Алексина, заметил Ju - 88. Во время второй атаки отказали пулеметы, и летчик пошел на таран. "Юнкерс" упал в районе Жиздры (ныне Калужская область), что подтвердили посты ВНОС Орловского военного округа. В объяснительной записке Старцев отметил: "Я подошел к нему (к противнику. - Н.Я.) снизу сзади на дистанцию 50-75 м и нажал на гашетки пулеметов, но БС и правый ШКАС не стреляли. Я успел два раза повернуть вентиль воздушного баллона (на самолете применялась пневмоперезарядка оружия. - Н.Я.), но результата не было, и я решил пойти на таран. Противник вел по мне огонь, и я видел, как от левой плоскости отрывались куски фанеры и перкали. Решив таранить вспомнил, как это советовал делать заместитель командира полка майор Крюков, отвернул влево и с левым креном 65-70 градусов с правой стороны от противника направил нос своего истребителя на стабилизатор самолета противника, но попав под спутную струю от правого мотора Ю - 88, был отброшен назад, и я <...> резко дал ручку вправо и правую ногу до отказа вперед, мой самолет перевернулся вправо и ударил правой консолью левое крыло Ю - 88..."

Летчик был представлен к награде, но какой - установить пока не удалось. В списке Героев Советского Союза он не числился.

Через месяц, 15 октября, командир эскадрильи старший лейтенант 445 - го иап П.Е. Жидков над аэродромом между Каширой и Тарусой на МиГ - 3 таранил Ju - 88, что было подтверждено постами ВНОС районного центра и начальником гарнизона города Серпухова. Спустя три дня командир того же полка майор В.П. Круглов таранил еще один Ju - 88, упавший в 20-30 км севернее станции Венев в районе. Падение самолета подтверждено постами ВНОС Тульского райцентра.

В первый день нового, 1942 года младший лейтенант Лямин из 282 - го иап (102 - я дивизия ПВО), патрулируя на Як - 1 на подступах к Сталинграду на высоте 7000 м, заметил Ju -88 и атаковал его. Но после нескольких очередей оружие отказало, и летчик решился на таран. Расстояние между машинами не превышало 80 м. Противник заметил приближавшийся снизу самолет, и маневрируя пытался уйти из - под удара, но поздно. Воздушный винт рубанул по хвостовому оперению, но и истребитель пострадал, лишившись двух лопастей винта. Лямин выбрал площадку и произвел посадку на фюзеляж. Осмотр Як - 1 показал, что он имел лишь два попадания пуль, выпущенных противником, в мотор и киль. За этот подвиг летчика наградили орденом Ленина.

Спустя два дня старший лейтенант А.Г. Лукьянов из 487 - го иап (101 - я истребительная авиадивизия (иад) ПВО) недалеко от города Боброва Воронежской области таранил Ju - 88 на высоте около 2000 м. При этом он отсоединил шлемофон и привязные ремни, но при первой попытке таранить неприятеля самолет отбросило в сторону потоком от воздушных винтов. Удар по хвостовому оперению удалось нанести со второй попытки, после чего летчика наполовину выбросило из кабины, и ему пришлось приложить немало усилий, чтобы не отпуская ручки управления самолетом вернуться в свое кресло. Потеряв около 500 м высоты, летчик восстановил управляемость самолета и произвел посадку на аэродроме. 4 марта Лукьянова удостоили звания Героя Советского Союза.

На следующий день, 4 января, капитан А.В. Чирков из 154 - го иап (с 22 ноября 1942 - го - 29-й гвардейский) таранил Bf.109F. Покинув машину на парашюте летчик оказался на территории, занятой противником, но спустя неделю, перейдя линию фронта вернулся домой. В тот же день И.П. Шумилов из 16 - го иап на МиГ - 3 таранил Bf.109 около Малоярославца, что подтверждено опросом местных жителей и докладом летчика. Удостоен звания Героя Советского Союза 4 февраля 1944 года.

Через месяц, 7 февраля, комиссар эскадрильи 740 - го иап (148 - я иад ПВО) А.Н. Годовиков на МиГ - 3 перехватил Ju - 88 на высоте 7000 м. После нескольких атак "юнкерс" продолжал лететь, и тогда политрук решился на таран. Правда удар пришелся не по оперению, а по левому мотору. Точно описать картину произошедшего не представлялось возможным и предположили, что после удара, унесшего жизнь Годовикова, оба самолета начали падать, сцепившись друг с другом. За этот подвиг летчика посмертно удостоили звания Героя Советского Союза.

Утром 19 марта 1942 года младший лейтенант Е.И. Пичугин из 441 - го иап (106 - я иад ПВО), взлетевший на МиГ - 3 с аэродрома Мигалово во время налета неприятельской авиации, атаковал Bf.110, но "немец", не принимая боя стал уходить в облака. Тогда Пичугин зашел под правую часть его хвостового оперения, но проскочил, ударив левой консолью своего истребителя по крылу "мессершмитта". В результате экипаж Bf.110 и летчик Пичугин погибли. За этот подвиг Е.И. Пичугина 14 февраля 1943 года посмертно удостоили звания Героя Советского Союза.



СОВЕТЫ КОМИССАРОВ

В апреле 1942 года Управление истребительной авиации ПВО территории страны разослало в строевые части рекомендации по технике нанесения таранных ударов по самолетам противника. Приведу этот документ лишь с небольшими сокращениями.

"Таран - форма боя - говорилось в документе - применяемая только советскими летчиками и основанная, во - первых, на беззаветной преданности своему народу <...> а во-вторых, на трезвом расчете, на умении, хладнокровии, быстроте решения, сообразительности и летном искусстве наших истребителей. По этим признакам таран - советская форма воздушного боя, присущая только нам и возможная не в виде исключений только у нас.

Таран применяется не только, когда израсходованы боеприпасы или не работает вооружение. Может сложиться такая ситуация, когда долг перед Родиной потребует от советского летчика немедленного тарана и при действующем вооружении. Так например, может получиться, если бомбардировщик противника выходит на боевой курс для бомбардирования объекта государственного значения. В этой обстановке дорога каждая секунда, и придется продолжая вести огонь, идти на таран с тем, чтобы не дать противнику сбросить бомбы.

Из опыта проведенных нашими летчиками - истребителями таранов и из опроса пленных немецких экипажей, сбитых тараном, можно сделать следующие выводы:

1. Тарана немецкие фашисты невероятно боятся...

2. Экипаж фашистского бомбардировщика, как правило, сразу определяет, что наш летчик принял решение таранить, и <...> начинает метаться, резко меняя направление и высоту.

3. Таран является актом величайшего героизма и самоотверженности, но отнюдь не актом самопожертвования. Таран надо уметь делать, и следовательно, тарану надо учить. При обучении рекомендуется исходить из следующего:

а) Таран применять по хвостовому оперению...

б) Удар наносить винтом. На современных длинноносых истребителях (Як, ЛаГГ, МиГ) сам удар винтом для летчика совершенно безопасен. Нанесение удара крылом опаснее, хотя и отмечались случаи благополучного возвращения истребителей на аэродром после такого тарана...

в) Удар рекомендуется наносить сзади, имея принижение 1,5-2 м. И затем, подводя винт снизу, рубить хвостовое оперение... Удобнее рубить правую половину хвостового оперения, так как летчик привык смотреть в левую сторону.

г) К моменту удара истребитель должен иметь скорость, приблизительно равную скорости самолета противника, и последний этап сближения производить с превышением скорости только на 10-15 км/ч...

д) Сближение надо производить с той полусферы, в которой не работает стрелок... Если действует нижняя точка, то переход на сближение надо производить непосредственно перед нанесением удара. У бомбардировщиков противника на малых дистанциях имеется за хвостом мертвый конус обстрела, правда очень незначительный.

е) Перед нанесением удара истребитель находится в струе от винтов самолета противника, и его нужно удерживать энергичными движениями рулей и газом.

ж) Отстегивать ремни перед тараном летчики, имеющие опыт таранов, не рекомендуют.

4. Тактика тарана окончательно еще не отработана. Особенно трудно решаются вопросы сближения..."

Все же надо признать, что таран - это крайняя мера. Конечно, сидя за письменным столом, рассуждать гораздо проще, чем в боевой обстановке, но во многих случаях можно было обойтись и без этого приема. В частности, трижды Герой Советского Союза А.Н. Покрышкин был противником тарана. Но, видимо срабатывало русское авось: "Будь, что будет. Где наша не пропадала". Немцы же таранных ударов избегали, даже когда оказывались в критической ситуации.

Летом 1942 года немецкая авиация продолжала удерживать господство в небе, и сообщения о таранах продолжали появляться на полосах советских газет. Так, утром 3 июня младшие лейтенанты М.А. Родионов (командир звена) и Сергеев из 562 - го иап ПВО вылетели на Як - 1 на перехват Ju - 88 в район Малоярославца. После двух атак экипаж самолета противника, находившегося на высоте 3000 м, попытался уйти от преследования, и спикировав, перешел на бреющий полет. Родионов, летевший на облегченном истребителе (вариант для ПВО), безрезультатно преследуя противника, решился на таран. У деревни Шумятово он отрубил свыше двух метров правой плоскости бомбардировщика, но видя, что противник продолжает полет, зашел на другую сторону и крылом ударил по левой консоли "юнкерса". После этого Ju - 88 пролетел еще около 800 м, и упав на землю сгорел. По словам очевидцев, Родионов приземлился на неровной местности и столкнулся с земляным холмом... 14 февраля следующего года Родионова посмертно удостоили звания Героя Советского Союза.

В том же году 9 августа молодой летчик сержант Белоусов из 34 - го иап на МиГ - 3, израсходовав боекомплект, таранил Ju - 88.

Тараны имели место и в 1943 году, когда отечественные ВВС заметно окрепли и набрались боевого опыта. Так, 2 июня младший лейтенант Сырейщиков на МиГ - 3, израсходовав боекомплект, решил таранить Ju - 88. Сблизившись с "юнкерсом", летчик отрубил винтом хвост бомбардировщика до передней кромки стабилизатора. После тарана самолет потерял управление. На высоте 6000 м летчика выбросило из кабины, и на 5000 м он открыл парашют, благополучно приземлившись в километре от упавших самолетов.

Воздушный бой Сырейщиков проводил с открытым фонарем. Во время осмотра останков Ju - 88 в нем обнаружили до 50 пулевых пробоин и двух человек с пулевыми ранениями, бронезащита летчика имела много пробоин, что свидетельствовало о достаточной мощности пулеметов Березина, установленных на МиГ - 3.

После сказанного вряд ли кто будет сомневаться в героизме советских летчиков, только непонятно, почему одних удостаивали самых высоких званий, а других в лучшем случае - орденов.


Авторство:
Копия чужих материалов
Использованные источники:
http://nvo.ng.ru/history/2018-06-15/...00</b>ass.html
https://youtu.be/TIUTlIUN-9I
https://youtu.be/ZvNDGhdНhqk

Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027
Ответить с цитированием
Ответ


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Текущее время: 15:46. Часовой пояс GMT +4.


Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2025, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot