#1
|
|||
|
|||
Вскрыть мафиозную схему главы Удмуртии помогли общественники
Boris Paleev написал(а) к All в Apr 17 15:57:04 по местному времени:
Нello All! Деловая газета "Взгляд" http://www.vz.ru/society/2017/4/6/865083.html Вскрыть мафиозную схему главы Удмуртии помогли общественники 6 апреля 2017, 08::15 Фото: Станислав Красильников/ТАСС Текст: Михаил Кувырко Уголовные дела против теперь уже бывшего главы Удмуртии Александра Соловьева служат хорошим подтверждением того, что заявления руководства России о защите интересов частного бизнеса - это не пустой звук, а борьба с коррупцией через общественные организации может быть весьма эффективной. Наглую преступную схему Соловьева удалось вскрыть во многом благодаря "инициативе снизу". Коррупционная схема в дорожной отрасли, организованная Соловьевым и его окружением, была незатейливо проста: все основные дорожные подряды отдавались компаниям, аффилированным с правительством Удмуртии, а вокруг них была выстроена сеть частных компаний, близких к семье главы республики. Но такой подход принципиально нарушал сложившиеся в российской дорожной отрасли правила игры, и нет ничего удивительного в том, что удмуртские власти довольно быстро "доигрались". Губернатор с удмуртской дороги Крупнейшим дорожным предприятием Удмуртии является ГУП "Удмуртавтодор" - компания, имевшая в 2015 году выручку в 2,89 млрд рублей (это 30-е место среди крупнейших компаний республики). Именно ей доставалась львиная доля местных дорожных контрактов: только в прошлом году "Удмуртавтодор" выиграл 143 конкурса на общую сумму 4,28 млрд рублей. Помимо этого, в Удмуртии существует целая сеть дорожных предприятий (ДП), полностью принадлежащих местному Минимущества - "ДП Ижевское", "Глазовский дормостстрой", "Увинское ДП", "Можгинское ДП", "Сарапульское ДП". Эти компании имеют обороты, исчисляемые десятками и сотнями миллионов рублей в год, и столь же регулярно выигрывают госзаказы. По оценкам удмуртской прессы на середину прошлого года, в общей сложности через эту сеть прошли контракты на сумму почти 23 млрд рублей. На первый взгляд, ничего криминального в том, что значительную часть дорожных подрядов получали формально государственные компании, нет. Однако фактически дорожная отрасль Удмуртии находилась под контролем семьи главы республики - Александра Соловьева, который до 2002 года возглавлял тот самый "Удмуртавтодор". При этом у менее крупных компаний, перечисленных выше, помимо общего собственника - Минимущества Удмуртии, было еще одно связующее звено - в их советы директоров входила Юлия Башкова, дочь губернатора Соловьева и - по совместительству - заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства республики. Выходцем из одной из этих структур ("ДП Ижевское") является и нынешний руководитель "Удмуртавтодора" Александр Корепанов, которого в Ижевске называют близким другом Юлии Башковой. О том, как выигрывали тендеры аффилированные с властями Удмуртии дорожные компании, местная пресса писала задолго до "дела дорожников", начатого ФСБ осенью прошлого года. Например, в 2013 году в открытом аукционе на ремонт ижевских дворов участвовали "ДП Ижевское" и еще пять организаций, которые попросту не стали делать каких-либо предложений, обеспечив победу фавориту. Год спустя ремонт ижевских дворов вновь выставили на конкурс, и у "ДП Ижевское" возникло два спарринг-партнера, которые подали более дорогие и заведомо непроходные заявки. В 2015 году у компании наконец-то появились реальные соперники, сумевшие сделать предложения, существенно меньшие по стоимости, чем вечный фаворит. Однако в итоговом протоколе конкурса за "ДП Ижевское" была записана совершенно другая сумма, чем была заявлена при вскрытии конвертов, а на жалобы конкурентов был дан ответ, что оглашающий результаты конкурса "оговорился". Столь специфический подход к организации конкурсов, естественно, вызывал огромное недовольство других соискателей - коммерческих структур. Игра против правил Нелишне напомнить, что рынок дорожного строительства в России максимально дерегулирован - какие-либо формальные преференции для местных игроков в нем отсутствуют. Поэтому крупные дорожно-строительные организации участвуют в тендерах по всей стране, и встретить на объектах в Иркутской области или Подмосковье компанию, зарегистрированную где-нибудь в Дагестане, - это привычная для данного рынка картина. Удмуртия в этом отношении была явным исключением из правил, а частные интересы удмуртского начальства хорошо прослеживались в сегменте дорожного строительства. Одним из ключевых элементов "дорожной схемы" стала компания "Автодормостпроект", в совет директоров которой также входила Юлия Башкова. Эта проектная организация тоже регулярно выигрывала конкурсы Миндортранса Удмуртии и муниципальных администраций - только в 2016 году она заключила 45 таких контрактов на общую сумму 166,5 млн рублей. Основным владельцем "Автодормостпроекта" выступала другая ижевская компания - ООО "Байконур", принадлежавшая бизнесмену Александру Мурашову, бывшему помощнику Александра Соловьева и депутату Госсовета Удмуртии. Эта организация специализируется на поставках минеральных концентратов для дорожной отрасли, в том числе для названных выше дорожных предприятий Минимущества республики, а также для ижевского муниципального предприятия "Дорожное ремонтно-эксплуатационное управление". Руководит последним Андрей Трубицин - зять Александра Мурашова. Еще один элемент "удмуртской схемы" - до некоторых пор скромная лесоторговая компания "Новые технологии", дела которой уверенно пошли в гору после того, как Александр Соловьев стал главой Удмуртии. В 2014-2015 годах она заключила с подконтрольными Минимущества Удмуртии дорожными компаниями контракты на поставку строительных материалов более чем на 900 млн рублей. Это обеспечило ей завидную для периода экономического кризиса рентабельность: в 2015 году она получила чистую прибыль в 59,5 млн рублей при выручке 476 млн рублей. Секрет успеха "Новых технологий" был достаточно прост: основатель компании Булат Ахметзянов был давним бизнес-партнером старшей дочери Александра Соловьева Евгении Сирик, владеющей рядом коммерческих фирм. Среди организаций, в число учредителей которых в разное время входила Сирик, значится некое ООО "Соло", занимающееся разработкой гравийных и песчаных карьеров. Едва ли приходится сомневаться, на каких именно стройках использовалась их продукция. Остается добавить, что гражданский супруг старшей дочери главы Удмуртии бизнесмен Захар Милостивенко был членом совета директоров "Автодормостпроекта" и депутатом городской думы Ижевска. Кавказский уголок Прикамья Все эти "тайны удмуртского двора" оставляют стойкое ощущение дежавю, как будто действие происходит в какой-нибудь республике Северного Кавказа, а не в среднестатистическом регионе Поволжья. Однако, в отличие от ряда кавказских республик, где интересам местных коррумпированных элит сложно противостоять без плачевных последствий, в Удмуртии против клана Александра Соловьева очень быстро мобилизовалось местное гражданское общество. О злоупотреблениях, которые творились в дорожной сфере, в Ижевске было хорошо известно задолго до начала "дела дорожников" благодаря местным независимым СМИ. А само это дело во многом стало результатом деятельности общественной организации "Автомобилисты Удмуртии", которая не раз привлекала внимание к сомнительным контрактам в области дорожного строительства. При этом состояние дорог в республике было, мягко говоря, не лучшим: в последнем рейтинге городов России, составленном Общероссийским народным фронтом, Ижевск по этому показателю занял лишь 66-е место. С этой точки зрения назначение врио главы Удмуртии активного общественника и сопреседателя центрального штаба ОНФ Александра Бречалова выглядит совершенно логичным решением. У нового руководителя республики, который раньше не имел к ней отношения, уже есть в нем готовая база поддержки - те самые общественные активисты, журналисты и просто неравнодушные граждане, которые не были готовы закрывать глаза на деятельность Соловьева и его окружения. Другое дело, что Бречалову достался крайне непростой регион в плане отношения местных элит с федеральным центром. Удмуртию никак нельзя назвать республикой с ярко выраженной этнократией (на титульный народ финно-угорской группы здесь, по данным переписи населения, приходится только 28%), но клановость в ней всегда была очень сильна. За это подвергали резкой критике и предыдущего руководителя Удмуртии Александра Волкова, который пробыл у власти почти два десятилетия. По той же линии пошел и его преемник Александр Соловьев. Поэтому третьему Александру - Бречалову - предстоит очень тяжелая работа по искоренению тех традиций региона, которые привели его предшественника за решетку всего за три неполных года. Текст: Михаил Кувырко Best regards, Boris --- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027 |