#1
|
|||
|
|||
dada [4]
Alex Ovechkin написал(а) к All в May 01 02:42:02 по местному времени:
=== Cut === смерть -- более не спасение души от земных несчастий, смерть стала рвотой, криками, тошнотой. Дадаисты Кабаре Вольтер приняли брютизм, и не подозревая о его истинной философии; на самом деле, они стремились к противоположному: удобству, успокоению души, бесконечной колыбельной, искусству, абстракции. Им хотелось найти моральный предохранительный клапан: "... В омерзении от резни Первой Мировой Войны, мы посвятили наши усилия Изящным Искусствам," "Что-то типа Кандидов против современности" -- что-то типа четырехслойного одеяла. Но дада вырос в существо, стоявшее на голову выше всех присутствующих. Вы понимаете? Мы -- психиатры; мы -- германцы; мы -- читали Ницше; мы знаем, что глядеть слишком долго в глаза чудовищ значит рисковать превратиться в одного из них -- ЗА ЭТО НАМ И ПЛАТЯТ." Интерес Хьюльзенбека к пограничным случаям и откровенной психопатии -- ключ к пониманию истории Дада в Берлине. Хьюльзенбек (единоличный диктатор в кадровых и всех прочих вопросах) отказался принять в Клуб Дада Курта Швиттерса, впоследствии прославившегося картинами из склеенных окурков. Хьюльзенбек заявил, что ему неприятна буржуазная физиономия Швиттерса. На самом деле, Швиттерс был богатым идеалистом от искусства, далеким и от нигилизма и от агрессии расщепленного сознания -- две крайности, между которыми осциллировало сердце берлинского Дада. Если верхом циничного нигилизма и контролируемой истерии следует считать Диктатордада Хьюльзенбека, то противоположный полюс занимал Обердада -- Йоханнес Баадер. Баадер, перед войной -- преуспевающий богатый архитектор 1875 года рождения (гораздо старше остальных берлинских дадаистов), сместился сознанием по мере вступления войны в свои права. Он считал себя Повелителем Мира (от этого -- Обердада); в дни более-менее ясного сознания Баадер был Джозеф Смит, основатель мормонизма, а в дни наступления болезни -- Иисус Христос. Люди, далекие от брютизма, могут счесть, что Баадер был здоров, и его шизофрения -- поза, принятая для усугубления парадокса, что-то вроде требования права писять и какать разными цветами. Но нет, у Баадера был сертификат, удостоверяющий психическую болезнь (лицензия охотника, называл этот сертификат Хьюльзенбек) -- из-за этого сертификата, Баадер использовался остальными дадаистами в кажетсве живого тарана. 17 ноября 1918 (или 16 августа 1918, или 1917), через 10 дней после объявления Советской Республики в Баварии, Баадер явился в Берлинский Кафедрал. Взгромоздившись на алтарь (или верхом на лошади) Баадер провозгласил: "ДАДА СПАСЕТ МИР!" "ХРИСТА -- К ЧЕРТУ!" "КТО ТАКОЙ ТЕБЕ ХРИСТОС? ХРИСТОС ТАКОЙ ЖЕ, КАК И ТЫ -- ЕМУ НАЧХАТЬ НА ТЕБЯ" "НАМ НАЧХАТЬ НА ИИСУСА ХРИСТА" "ВЫ НАСМЕХАЕТЕСЬ НАД ХРИСТОМ, ВАМ НА НЕГО НАЧХАТЬ" Есть и другие версии; наиболее радикальная утверждает, что произнесены были слова "ХРИСТОС -- ЭТО КОЛБАСА". На следующий день, все газеты обошло заявление о смерти Баадера -- на следующий еще, "Обердада Воскрес". Не следует читать союз между Баадером и Дада как циничную эксплуатацию больного человека; в соответствии с изложенной Хьюльзенбеком доктриной брютизма, распад личности Баадера был естественным следствием, проявлением и идеалом брютизма. Точно так же, как пассионарный парадоксалист Тцара был тем Дада живого искусства, о котором писал Балл -- немолодой шизофреник Баадер был Дада брютизма, о котором говорил Хьюльзенбек. Высшей точкой берлинского Дада (акцией, безупречной как с метафизической, так и с чисто художественной точки зрения) было создание Баадером Общества Христов с ограниченной ответственностью. В своих мемуарах Рауль Хаусманн, ближайший друг Баадера, описывает эту историю так. В Баадере я видел человека, способного на службе идеи проломить головой кирпичную стену. В июне [1917], нам с Баадером и Францем Юнгом стало ясно, что массы нуждаются в потрясении, способном избавить их от ступора... Я взял с собой Баадера в поля близ Сюденде, и сказал ему "Все будет твое, если ты сделаешь как я говорю тебе. Епископ Брунсшика отказался признать в тебе Иисуса Христа, и ты отомстил ему, осквернив алтарь в его церкви. Это недостаточно. С сегодняшнего дня, ты будешь Президент Общества Христов, Ltd., и будешь вербовать членов общества. Ты должен убедить всех, что они тоже могут быть Христом, если пожелают. заплатив 50 марок твоему обществу. Члены общества могут не подчиняться земной власти и будут автоматически не годны для службы в армии. Ты оденешь темно-красные ризы... Согласно гностикам, Христос -- Знающий, человек, осознавший свою божественную природу. Последнее упоминание Баадера в летописи и иконографии Дада такое (из мемуаров Веры Бройдо-Конн, подруги Хаусманна). [Примерно в 1930] Гитлер был в начале своего [окончательного возвышения]. Одним из наиболее странных симптомов того, что последовало, было невероятное число людей, думавших, что они Христос... У каждого были свои апостолы и ученики. Христы были так многочисленны, что было решено собрать Конгресс Христов, чтобы найти для себя истинного Христа среди самозванцев. Было лето, и в Тюрингии Христы появлялись как грибы после дождя. Собрание было организовано в центре луга, неподалеку от города, и Баадер поступил необыкновенным образом. Будучи в то время журналистом, Баадер имел пропуск на самолеты Люфтханзы, позволявший ему летать в любое место бесплатно, если он отправлялся на важный митинг в Германии. Он позвонил в компанию, и попросил отвезти его в Тюрингию и высадить в середине луга. Так и было сделано. Все присутствовавшие на митинге встали и собрались в огромный круг. Вокруг каждого Христа стоял круг почитателей и учеников. Христы направились к середине поля, за каждым ринулись его апостолы: беспорядок давка, столпотворение. Неожиданно в центре поля опускается самолет, из него выходит Баадер и молча уходит прочь. С окончательным крахом Германской Революции, Хьюльзенбек оставил занятия "искусством". В 1920-х и 1930-х он становится иностранным корреспондентом берлинских газет, берет интервью у Чан Кай-Ши, присутствует на похоронах Сунь Ятсена. В перерывах между путешествиями, он практикует психиатрию. В 1936-м в Гитлер произносит историческую Нюрнбергскую Речь против Дада; к Хьюльзенбеку в дверь стучится Гестапо с вопросом "Здесь ли живет дадаист Хьюльзенбек?" -- "Здесь живет врач Хьюльзенбек", -- отвечает жена. Хьюльзенбек эмигрирует в Штаты, селится в Нью-Йорке, и живет жизнью уважаемого и высокооплачиваемого психоаналитика до самой смерти. В 1969, за пять лет до смерти, Хьюльзенбек обмолвится: "Я был хорошим доктором, но я был плохим дадаистом..." В Америке Хьюльзенбека звали Чарльз Р. Хьюбек. * === Cut === --- |