#1
|
|||
|
|||
Психологический подорожник-2 или Информационная гигиена
Boris Paleev написал(а) к All в May 23 22:24:04 по местному времени:
Нello All! https://aftershock.news/?q=node/1243230 Психологический подорожник-2 или Информационная гигиена 07:49 - 10/мая/23 Telemax Наше тело - это то, что мы едим. Наше сознание - это, во многом, та информация, которую мы потребляем. Практически каждый день мы пропускаем через себя огромное количество новой информации. Новости, мнения, скандалы, интриги, расследования - всё это оставляет следы в нашем ментальном поле. И хуже того: часть информации воспринимается некритически, маркируется как "правда" и становится нашим знанием, влияя на последующие решения и эмоции. Неконтролируемое потребление еды вызывает тяжесть, несварение и ожирение, а неразборчивость в потреблении информационного контента приводит к размыванию критериев достоверности и объективности (они подменяются верой и субъективным авторитетом источников), а также к подселению ментальных вирусов (которые "заболевший" носит в себе и заражает ими других). Ментальный вирус - это искусственно созданный, чужеродный по отношению к индивиду информационный код или программа поведения, структурно (формально) выраженная в виде идеологии, концепции, совокупности образов действия и мышления; направленная на внедрение в инстинктивную среду человеческого организма и изменение его мировоззрения. Если выразится проще, то ментальный вирус представляет собой информацию, формирующую сознание человека с целью дальнейшего манипулирования его поведением. Неплохим правилом для еды и потребления информации может стать "избирательность и осознанность": помнить, что и для чего ты делаешь, не погружаясь с головой в бездумное поглощение, и осмысленно выбирать источник (не жрать всё подряд). И, конечно, потреблять небольшими порциями, чтобы успевать переваривать. . Для чего мы потребляем информацию? Если обобщить, то, в основном, для рациональной цели: построения реалистичной картины мира или для психологической: получения эмоций. Пропуская через себя огромные массивы данных, мы выстраиваем кирпичик за кирпичиком лестницу своих представлений о мире. Если очередную порцию информации мы считаем достоверной (подтверждена надежными источниками или нашим прошлым опытом), то информация становится нашим знанием и в будущем мы опираемся на него как на надежный кирпич при дальнейшем строительстве. Но в мире переизбытка информации мозг не справляется с функциями проверки и верификации, поэтому начинает оптимизировать входящий поток: подменяет достоверность авторитетом источника (если любимый блогер что-то сказал, то оно так и есть) или вовсе переключает ресурсы с рациональной функции на психологическую. В результате мы потребляем терабайты контента, получаем легкоусвояемые эмоции, чтобы тут же забыть содержание увиденного или прочитанного. В периоды неопределенности мозг пытается вернуть чувство контроля над ситуацией и подменяет качество информации количеством (постоянным просмотром новостей, обновлением почты, поглощением некачественной псевдоаналитики и чужого мнения). Аналогичным образом некоторые "заедают" депрессию и стресс. При этом включается самоподдерживающийся механизм: неизвестность вызывает страх =} для снижения неопределенности мозг потребляет большое количество неструктурированной информации =} обилие разных мнений обостряет неизвестность. Так с началом СВО многие обзавелись россыпью подписок и телеграм-каналов, которые не столько давали объективную и взвешенную информацию, сколько продавали ножи эмоционально подавали новости и лишь увеличивали тревожность. . Насчет получения информации для контроля ситуации можно принять следующие аргументы: 1. Срочность не так важна, как это кажется. Вопрос: если бы вы узнали ту или иную новость на сколько-то часов раньше остальных, то какие ваши действия изменились бы? Вероятно, даже в самых значимых случаях - типа начала СВО, объявления частичной мобилизации и т.п. - ваши действия были бы плюс-минус такими же, какими они были в реальности. А в тех случаях, когда срочность имеет значение (например, при торговле акциями и валютами), при появлении новости в агрегаторах и ТГ-каналах она уже исчерпала заряд свежести и потенциал для использования. 2. Знание не равно Действие. Вопрос: какие новости или аналитика поменяли ваши действия ИРЛ в лучшую сторону? В большинстве случаев не информация влияет на выбор, а, наоборот, человек сначала принимает внутреннее решение и подбирает информацию для рационализации выбора. 3. Иногда мозг завышает значимость информации для того, чтобы отвлечься от неприятных мыслей или сложной работы. Вопрос: были случаи, что вы занимались банальной прокрастинацией под видом безостановочной проверки новостей и интернет-серфинга? Ленивый мозг предпочитает поглощение ни к чему не обязывающей информации вместо принятия неприятных решений или решения сложных вопросов. Т.е. мозг занимается не работой, а симуляцией работы. 4. Стресс и эмоции заставляют воспринимать информацию некритично. Вопрос: как часто из-за эмоциональной подачи и громких заголовков вы верили новостям, которые потом оказывались неправдой? Это свойство нашего сознания хорошо знают и используют маркетологи, манипуляторы и различные (в т.ч. телефонные) мошенники. Яркие, острые, жесткие эмоции, шок и "жареные" подробности заставляют поверить в продаваемую картинку. Естественно, особенности работы мозга, влияние страха на подсознание и, конечно, связку эмоций и некритического восприятия постоянно используют технологи психологической войны со стороны нашего противника. . Логичным образом переходим ко второму вопросу. Что за информацию мы потребляем? Главное: производство любого контента - это затраты труда и энергии, а, значит, имеет стоимость. Вся информация в Интернете или СМИ кем-то произведена. Иногда это душевная потребность, дань тщеславию или разовый всплеск творчества. Но в большинстве случаев (особенно, когда мы говорим об аналитике и геополитике) - это направленная и профессиональная работа... которая рассчитывает на будущую выгоду или отрабатывает уже оплаченный заказ. Мало кто в Интернете или СМИ желает вам добра, хочет, чтобы вы лучше ориентировались в мире и были более информированы. Все желают добра себе. . Соответственно, то, что мы потребляем, может относиться к следующим категориям информационного "фастфуда": 1. Новости ради новостей. Т.е. не информация о событиях (которые что-то меняют), а пустая, пережеванная жвачка, которую громким заголовком ("пользователи Сети осудили..."; "в Интернете появилось видео, в котором..."; "... попало на камеру") или использованием громких фамилий журналисты пытаются выдать за что-то стоящее. Трафик сам по себе не увеличится. Новостная лента сама себя не наполнит. Приходится выкручиваться. 2. Хайп ради хайпа. Когда что-то происходит, но журналист не имеет надежных источников информации, то приходится собирать слухи, а остальное додумывать. Для того, чтобы читатели не поняли фокуса, крохи информации приправляются острыми эмоциями. Этим особо грешили диванные блогеры, которые почему-то называются военкорами, в моменты напряженных событий на фронте. 3. Гонзо-журналистика. Похоже на п.2, но здесь подача эмоций - это самоцель, а информативность имеет сугубо вторичную роль. Журналист больше упирает на собственные мысли, чувства и выводы, а не реалистичность и объективность картины происходящего. 4. Личные страхи, комплексы и мрии автора, упакованные в формат аналитической статьи. Оно вам надо? 5. Направленная дезинформация, в которой среди чего-то похожего на правду рассыпаны ростки лжи и закладки ментальных вирусов. Оно вам точно не надо! . Чем больше информации мы потребляем, тем выше вероятность, что мы набьем свои чертоги разума фастфудом из пп.1-5. Качественный контент стоит дорого, а реальное знание - очень дорого. В открытый доступ такая информация попадает редко и нужно недюжее умение отделять зерна от плевел, чтобы разглядеть золото среди песка. Соответственно, более правильной стратегией выглядит фильтрация источников по достоверности и полезности, а, главное, неповерхностная, глубокая и осознанная оценка новой входящей информации на предмет встраивания в свою картину мира. Достоверно или нет? Правдоподобно или нет? Отвечает ли моему прежнему опыту или нет? . Итак, резюмируем: люди во многом состоят из того, что едят, и из информации, которую потребляют; информация, как и еда, должна быть качественной и дозированной; хорошее правило для еды и контента: осознанность и фильтрация; нужно отдавать себе отчет, для чего мы потребляем информацию: для получения необходимых практических знаний, для развлечения или для создания иллюзии контроля ситуации (попытка борьбы со страхами); мозг склонен переоценивать важность и срочность получения информации - в большинстве случаев новости никак (от слова "совсем") не влияют на наши действия, но изрядно влияют на состояние и повышение тревожности; в стрессовом состоянии критичность мышления снижается и, как ни парадоксально, мы легко верим тому, чего боимся; эти особенности работы нашего мозга используются маркетологами (чтобы продать нам что-то ненужное), мошенниками (чтобы забрать у нас что-то нужное) и противников (для манипуляции обществом и подсадки ментальных вирусов); производство любого контента стоит трудозатрат и энергии; если вы получаете информацию бесплатно, значит, товар - это вы; знающий - не говорит, говорящий - не знает; большая часть контента в открытом доступе не является качественной аналитикой, которую можно встраивать в свою картину мира и систему знаний, а, скорее, информационным фастфудом; необходимы осознанность и фильтрация. Авторство: Авторская работа / переводика Комментарий автора: В современном цифровом шквале информационная гигиена входит в набор первоочередных правил жизни (по крайней мере, пока псевдо искусственный интеллект не решил кардинально проблему выбора информационного контента). Best regards, Boris --- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027 |