#1
|
|||
|
|||
Как связаны чашка Сталина и кольцевая линия метро?
Boris Paleev написал(а) к All в Aug 19 19:05:00 по местному времени:
Нello All! Деловая газета "Взгляд" https://vz.ru/question/2019/8/3/990599.html Как связаны чашка Сталина и кольцевая линия метро? 3 августа 2019, 11::24 Фото: Grigory Dukor/Reuters Текст: Алексей Яковлев Столичные власти на днях объявили, что на кольцевой линии московского метро появится-таки 13-я станция, "Суворовская". Располагаться она будет между "Новослободской" и "Проспектом мира", и с нее можно будет перейти на "Достоевскую". Новая станция мигом заставила отечественные СМИ вспомнить мифы и легенды, годами копившиеся вокруг кольцевой линии. В частности, о "чашке Сталина" и мистике "12 станций". "Чашка" Если в двух словах, суть истории такова. Когда шло обсуждение проектов развития московского метро, подуставший Иосиф Виссарионович просто поставил чашку с кофе на план инженеров, лежавший на столе - по одной версии он сделал это случайно, по другой - специально, но суть от этого не меняется, - и заявил: "Так и стройте". И более того - цвет кофе тоже сыграл свою роль. Линия-то "коричневая". А вы думали. На самом деле это, конечно, миф. Выдуманность "чашки" становится очевидной еще и при пристальном взгляде на историю создания кольцевой линии. Первое "кольцо" на бумаге появилось ещё задолго до Сталина. В 1902 году его представили инженеры Балинский и Кнорре - сначала московским властям, а затем и императору. Их проект представлял собой два больших кольца, одно выходило из другого. В перспективе их должны были разрезать несколько радиальных линий. "Первый проект был представлен в 1902 году, и там, разумеется, уже были кольцевые линии. У Москвы радиально-кольцевая структура, поэтому логично было построить что-то из колец", - заявили ВЗГЛЯДу в Музее московского метро. Идея пары инженеров едва не была утверждена, но в итоге пала под натиском лоббистов конки и трамвая. Но когда власти империи поняли, что пассажиров куда больше, чем лошади и трамваи могут осилить, было уже поздно - сначала грянула Первая мировая, а затем и революция. Между тем проекты строительства метро продолжали появляться. В 1918 году свой план представил архитектор Сакулин, в 1922 году - Бернацкий, и оба они уже предусматривали строительство кольцевых линий. Причем не одной, а сразу двух - по Садовому и Бульварному кольцам. Как видно, никакая чашка не нужна была, чтобы заставить инженеров и архитекторов думать о "кольце". В итоге советские власти начали строить метро в начале 30-х годов, первые утвержденные проекты никакой кольцевой линии не предполагали. Однако уже в 1932 году ее очертания все же стали проявляться. Все проекты следующих лет тоже не требовали никакой "чашки" сверху, поскольку инженеры хотели провести линию строго по Садовому кольцу. К 1938-му стало ясно, что "кольцо" все же понадобится. Должна была подоспеть вторая очередь, пассажиров бы хлынул новый поток, и 2-3 пересадочных узла не справились бы с такой нагрузкой. В итоге появляется новый план развития. По нему видно, что либо стакан у Сталина был с кривым и непропорциональным дном, либо кто-то выдумал всю эту историю с чашкой, поскольку она подразумевала, что строить нужно было строго по контурам следа от стакана. В конечном итоге в 1943 году проект кольцевой линии утвердили, и он был практически тем же, что мы знаем сейчас. "12 станций - по числу знаков зодиака" "Хорошо известно, что внешне атеистическая советская власть совершенно не чуралась мистики. Достаточно взглянуть на масонскую символику советского герба, зиккурат мавзолея или на в чистом виде храмовые комплексы ВДНХ и мемориала на Мамаевом кургане", - говорит писатель, культуролог Андрей Новиков-Ланской. Надо сказать, что число станций в разных проектах кольцевой линии отличалось. Их было то 15, то 17... Затем, в 1941 году, когда план строительства окончательно утвердили, осталось 12. Здесь тоже усмотрели мистический момент. Сталин якобы очень интересовался трудами "колдуна с Сухаревой башни" Якова Брюса, сподвижника Петра I. В связи с этим вождь поручил сделать на кольцевой линии именно 12 станций, по числу знаков зодиака. И такая связь действительно возможна, считает Новиков-Ланской. "Кольцевая линия метро действительно выстроена в соответствии с зодиакальным циклом: связь Сталина с Яковом Брюсом здесь скорее мифологична, что не отменяет астрологического принципа, лежащего в основе этой линии", - заметил писатель. На самом деле и правда - вскоре после открытия из 12 станций пересадочными были только 5. Остальные 7, соответственно, сделали таковыми позже. Почему же тогда изначально выбрали цифру 12? В Музее метро же высказали прозаичную версию, объяснив все средней длиной перегонов между станциями, которая в нашем метрополитене составляет около 2 километров. Таким образом, рассчитав суммарный километраж ветки, инженеры вывели и необходимое число станций - 12. "Трассы проложили через основные узлы. Изначально хотели строить вдоль Садового кольца - в южной части так в итоге и сделали, - а потом проект переработали и решили подтянуть линию к вокзалам, поскольку на севере они чуть в стороне от Садового. Савеловский и Рижский вокзалы всегда были второстепенными, поэтому к ним просто решили не тянуть. Так что никакой мистики тут нет, как и в случае с чашкой кофе", - рассказывают в Музее. К версии насчет длины перегонов, правда, тоже могут возникнуть вопросы, если посмотреть на трассировку на отдельных линиях в наше время. Где-то между станциями всего 380 метров, как между "Выставочной" и "Международной", где-то - и вовсе 6,6 км, как между "Крылатским" и "Строгино". Но средняя действительно до сих пор около 2 км. Однако в 50-е годы, когда строилось большинство станций "кольца", средняя длина перегонов между ними составляла 1,5 км. В общем, есть о чем подумать. В целом же мифов о кольцевой линии достаточно, даже если не считать "чашку" и роковое число станций. Одна только история о поезде-призраке, курсирующем по ней по ночам, чего стоит. Текст: Алексей Яковлев Best regards, Boris --- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027 |