#11
|
|||
|
|||
Почему социализм провалился
Boris Paleev написал(а) к Andrei Mihailov в Sep 20 11:17:10 по местному времени:
Нello Andrei! Mon Aug 31 2020 21:21, Andrei Mihailov wrote to Boris Paleev: AM> Нello, Boris Paleev. AM> On 31.08.2020 11:34 you wrote: AV>>>>> Нет - потому что степень государственного контроля бизнеса AV>>>>> должна быть пропорциональна масштабу этого самого бизнеса: BP>>>> Какой может быть бизнес при социализме, если нет частной BP>>>> собственности на средства производства? "Бизнес" на средствах BP>>>> производства, полностью арендованных у государства? AM>>> Почему бы и нет? [Начало цитаты] Социалистические системы делятся AM>>> на нерыночные и*рыночные*формы. Нерыночный социализм предполагает AM>>> замену рыночных факторов производства и денег AM>>> инженерно-техническими критериями, основанными на расчётах, AM>>> выполненных в натуральной форме, тем самым создавая экономический AM>>> механизм, который функционирует в соответствии с*экономическими AM>>> законами, отличными от законов*капитализма. Нерыночный социализм AM>>> направлен на то, чтобы обойти неэффективность и*кризисы, AM>>> традиционно связанные с накоплением капитала и системой прибыли. AM>>> В свою очередь рыночный социализм сохраняет использование AM>>> денежных цен, факторов рынка и, в некоторых случаях, мотив AM>>> прибыли в отношении деятельности предприятий, находящихся в AM>>> общественной собственности, и распределения средств производства AM>>> между ними. Прибыль, полученная этими фирмами, будет напрямую AM>>> контролироваться рабочей силой каждой фирмы или накапливаться для AM>>> общества в целом в форме социального дивиденда. [Конец цитаты] BP>> Кстати, Сталин тоже отнюдь не держался за промкооперативы и BP>> артели, хотя при нём они и развивались. Он тоже считал, что они BP>> неэффективны по сравнению с нерыночной советской экономикой, и BP>> являются временным "костылём" для потребительского снабжения, пока BP>> социализм не окреп настолько, чтобы отставить их в сторону. AM> Однако, в том числе эти "неэффективные" формы труда позволили СССР AM> совершить "экономическое чудо" - не только в кратчайшие сроки AM> выкарпбкаться из послевоенной разрухи, но еще и стать одним из AM> политических и экономических мировых лидеров. На самом деле нет. Вся сталинская индустриализация и восстановление народного хозяйства после войны планировались и обеспечивались по сугубо нерыночным механизмам. Это особо подчёркивается в обзорных статьях, посвящённых двухконтурной денежной системе СССР. Рекомендую для понимания, наиболее глубокую из встречавшихся мне статей: https://cont.ws/@gros59/233303 Доля всех предприятий промкооперации на момент смерти Сталина - всего около 6% валовой продукции промышленности СССР. https://topwar.ru/169394-pochemu-hru...ie-arteli.html То, что эти шесть процентов включали в себя "практически все необходимые в обычной жизни предметы и товары в наиболее проблемном секторе народного хозяйства СССР" по обеспечению потребительскими товарами, вызвано тем, что для сталинской экономики обеспечение потребительского спроса принципиально стояло далеко не на первом месте. Это описано в статье https://cont.ws/@gros59/233303 . И этому соответстовала распространенная в обществе идеология радикального анти-индивидуализма и анти-потребительства, которая описана во множестве документальных и художественных источников о сталинском СССР. О необходимости именно такой идеологии писал автор оригинального текста, в конце моего перепоста: "Коммунизм, по меткому выражению Прудона, есть эксплуатация сильного слабым, и не в материальном только смысле, а также и в нравственном: это эксплуатация добросовестного недобросовестным. Только высшее религиозное одушевление, доводящее человека до полного самоотречения, может противодействовать этому злу." AV>>>>> сапожник в будке - ежегодно оплачиваешь патент и работай (ИП), BP>>>> Зачем сапожник в будке должен оплачивать патент государству? При BP>>>> капитализме понятно зачем - это контроль частного бизнеса BP>>>> государством, как ты и написал. AM>>> Когда сапожник работает в государственной мастерской - он все AM>>> заработанное отдает государству. А когда в своей - то забирает AM>>> себе. Но должно же что то и государство получить во втором случае AM>>> - вот поэтому и патент платный. BP>> Поэтому при социализме сапожник может только пользоваться BP>> общественной (государственной) мастерской. AM> Но для собственных нужд При социализме предполагается удовлетворение собственных нужд граждан из общественных фондов потребления. BP>>>> А при социализме? Сапожнику не может принадлежать его будка, она BP>>>> должна быть государственная. И молоток ему не может BP>>>> принадлежать, и колодка - это всё средства производства, они BP>>>> тоже должны быть государственные. AM>>> Точно помню, что молотки при социализме были в каждой квартире и AM>>> они точно не были государственными. BP>> Они были в личной собственности проживающих в квартире. Или могли BP>> быть взяты в прокат у государства. AM>>> В каждой - т.е. и в квартире сапожника тоже. И что же ему мешает AM>>> этим молотком не только гвозди в стены забивать, но и в обувь AM>>> тоже? BP>> Он может взять молоток, находящийся в его личной собственности, и BP>> хоть обзабиваться гвоздями в стены и обувь, которые находятся в BP>> его личной собственности. Или в соседские (чужие) стены и обувь, BP>> но тщательно избегая при этом нетрудовых доходов, т.е. брать за BP>> это плату строго в размере затраченных усилий и материалов. AM> Да. Но при этом он будет работать на себя, а не на государство. Т.е. будет AM> частным предпринимателем. Основной лозунг социализма "От каждого по его способностям, каждому по его труду". В нём пропущены, но подразумеваются некоторые слова. От каждого - кому? Каждому - от кого? Ответ только один - обществу (государству) и от общества (государства). Т.е. при социализме труд индивида оценивается только обществом (государством) и в принципе не может оцениваться самим индивидом. Следовательно, работа "на себя" при социализме невозможна. AM>>> Вот что действительно недопустимо при социализме (даже при AM>>> рыночном социализме) - это эксплуатация человека человеком. BP>> А эксплуатация человека коллективом людей? Она тоже должна быть BP>> запрещена, иначе это оставляет лазейку для капиталиста. AM>>> Т.е. сапожник не может дать свой молоток другому сапожнику и за AM>>> это забрать у него все им заработанное и отдать лишь небольшую AM>>> часть в виде зряплаты. BP>> А государство при социализме так может? Это ведь получается BP>> эксплуатация человека коллективом (государство - это лишь часть BP>> общества), значит - при социализме так делать нельзя. AM> При социализме государство именно это и делало. Но при этом было одно AM> "но", характерно отличающее социализм от капитализма: государство вначале AM> справедливо (каждому - по труду) расплачивалось с работниками, а только AM> оставшееся забирало себе. Что причиталось каждому по его труду, оценивало государство. При социализме по-другому никак. Была ли эта оценка справедливой? Это зависит не от самой оценки, а от её восприятия трудящимся. Если трудящийся - идейный радикальный коллективист, для него восприятие этой оценки будет однозначно положительным, потому что оно исходит от общества (коллектива). А если в трудящемся иссяк этот порыв радикального коллективизма, то восприятие будет по типу "они делают вид, что нам платят, мы делаем вид, что им работаем". AM> В капитализме же наоборот - вначале хозяин из заработанного фирмой AM> забирает себе сколько хочет, затем откладывает на нужды фирмы сколько AM> нужно, а что осталось - распределяет на зарплаты работников. Капитализм не запрещает работнику подписывать договор с фиксированным окладом и требовать его соблюдения. AM> А потом еще и государство с полученного работниками отбирает себе в AM> виде налогов... В СССР государство собирало не только налоги, но ещё и добровольно- принудительные подписки на облигации внутренних займ, на которые уходила существенная часть зарплат работников. Best regards, Boris --- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027 |