#1
|
|||
|
|||
Отставка невидимки
Alexander Konosevich написал(а) к All в May 08 09:23:04 по местному времени:
* Crossposted в RU.AVIATION * Crossposted в RU.НARDWARE.REPAIR.TRICKS ╒═══════════════════════════════════════════════════════════════════════════╕ Forward Alexander Konosevich (2:5004/9) Area : RU.COMPUTERRA (RU.COMPUTERRA) From : News Robot, 2:5030/1543 Name : All Subj : Отставка невидимки ╘═══════════════════════════════════════════════════════════════════════════╛ Компьютерра _______________________________________________________________ Отставка невидимки Опубликовано: 17.04.2008, 12:06 В апреле нынешнего года начинается заключительный этап снятия с вооружения американского самолета F-117 NIGНTНAWK - первой боевой машины, созданной по технологии stealth. Его "отправляют в отставку" ради экономии. Деньги пойдут на закупки более эффективных F-22 RAPTOR. Устроим же F-117 "проводы", а заодно поговорим о его жизни и предках. В Первую мировую войну армии, до того щеголявшие цветастыми мундирами, оделись в хаки, скрываясь от вражеских глаз. А тогдашний хайтек, авиационный, пошел дальше. В 1935 году бригада Военно-воздушной академии РККА под руководством профессора С. Г. Козлова построила "невидимый" самолет ПС1. Это был переделанный аэроплан АИР-4 конструкции А. С. Яковлева. Особенностью моноплана-парасоли ПС было то, что его плоскости вместо штатного полотна обшили родоидом - органическим стеклом французского производства. Это должно было придать самолету малозаметность. Но кроме обшивки плоскостей в самолете есть мотор, кабина, детали планёра... Их окрасили в белый цвет и отлакировали, стенки лонжеронов крыла покрыли родоидом с нанесенным изнутри слоем амальгамы. В результате самолет в воздухе быстро исчезал с глаз наблюдателей, на киносъемке с большого расстояния не было даже пятен. Правда, продолжения эксперимент не получил - родоид быстро помутнел, и "невидимость" приказала долго жить2. Но это было уже неважно. В ПВО приходила техника - в частности, радио (занявшая доминирующее положение) и инфракрасная (прижившаяся в головках самонаведения). Поначалу было неясно, какая окажется перспективнее. Основания для сомнений были. 16 января 1934 г. в Физико-техническом институте у академика Иоффе состоялось обсуждение проекта первого импульсного радиолокатора. Из "рыбы" протокола Абрам Федорович вычеркнул слова "дециметровые и сантиметровые волны", ограничившись общим: "на принципе использования электромагнитных волн достаточно короткой длины". "Отец советской физики" допускал, что при зеркальном отражении самолет переизлучит ЭМ-волны так, что отраженный сигнал, и без того маломощный, отклонится от направления на приемную антенну радиолокатора. Это легко смоделировать. Возьмем LED-фонарик и листок фольги от любой упаковки. Посветим под углом на ровную фольгу - на стене четкий зайчик. Скомкаем листок - блики пошли во все стороны. Приемнику радара такого отражения достаточно, он очень "зоркий". Но в первом случае (гладкий лист) отраженный сигнал, хоть и "яркий", к излучателю не возвращается. Именно это имел в виду Иоффе! (Хотя его опасения и не оправдались - аэродинамика навязала самолетам поверхности весьма сложной формы, а физика дала радарам сверхмощные магнетроны...) В воздушных битвах Второй мировой технология радионевидимости не применялась - летающие крепости полагались на активные (шумогенераторы) и пассивные (полоски станиоля, сбрасываемые с машин прикрытия) помехи. Дальнейшая история технологии stealth связана с трудами радиофизика Петра Яковлевича Уфимцева, работавшего в Центральном научно-исследовательском радиотехническом институте (ЦНИРТИ). Изучая дифракцию электромагнитных волн на телах сложной формы - то есть имеющих отношение к реальным формам3 планёра летательного аппарата, - он сумел показать, что эквивалентная поверхность рассеяния (величина, характеризующая долю радиоизлучения, отражаемого назад, к радару) зависит не столько от размеров, сколько от конфигурации тела. В 1962 году в издательстве "Советское радио" выходит книга Уфимцева "Метод краевых волн в физической теории дифракции". В отделе иностранных технологий ВВС США книгу заметили и пе- ревели4. И начался заокеанский этап развития "невидимки". Математическую модель Уфимцева заимствуют, и в 1970-х математики авиастроительной фирмы lockheed aircraft создают компьютерную программу Echo 1, позволившую предсказывать РЛС-сигнатуры для машины, планёр которой составлен из плоских пластин, называемых фасетами. От анализа перешли к синтезу - в 1975 году инженеры из локхидовской команды Skunk Works, специализировавшейся на самых безумных идеях и самых передовых конструкциях, приступили к конструированию аэроплана из плоских панелей, которые должны были рассеивать электромагнитное излучение, тем самым радикально ослабляя возвращающийся к локатору отраженный сигнал. А мы отметим, что имитационное моделирование физической дифракции ЭМ-волн стало первой ИТ-технологией, сделавшей существование невидимок возможным. Модель назвали "The Нopeless diamond", "Безнадежный бриллиант". "Бриллиант" - поскольку он разбрасывал лучи во все стороны. (Это привлекает внимание к обладательнице камня, но, наоборот, должно было сделать малозаметным самолет.) А "безнадежной" будущую "фамильную драгоценность" ВВС США делали ее летные характеристики. Реальная машина - всегда компромисс. Конструкторы "Бриллианта" принесли в жертву форме что только сумели, в том числе устойчивость. Самолет был неустойчив аж по трем осям, то есть без управления все больше и больше отклонялся от нейтрального положения. Заставить его летать могла лишь цифровая система управления Fly-by-wire. Вот и вторая ИТ-технология, делающая "невидимку" возможным. Почему именно цифровая? А потому, что аналоговая система такой сложности "утонула" бы в поднастройках и службах резервирования. Получившийся в результате самолет мы видим за техобслуживанием на фото внизу. Железка как железка. Обычные болты, обычные заклепки, обшарпанные плоскости... Ничего "волшебного". Просто его планёр - из плоских фасет, отражающих "радиозайчик" в сторону от радара. (Именно фасеты наградили невидимку омерзительными аэродинамикой и устойчивостью.) Плоские решетки (механик в желтом комбинезоне высунулся из технологического люка над одной из них) закрывают от локаторного сигнала мелькающие лопатки компрессора турбореактивного двигателя. Размеры "невидимки" такие же, как и у тяжелого истребителя ВВС США f-15c Eagle. Два турбовентиляторных двигателя F404-F1D2 производства GENERAL ELECTRIC с тягой по 48 килоньютонов каждый разгоняют машину (вес пустого - 13380 кг, взлетный - 23800 кг) до весьма скромной скорости 0,92 Маха (993 км/час). Это плата за аэродинамику и отсутствие форсажных камер - последнее обусловлено необходимостью обеспечения низкой инфракрасной сигнатуры "невидимки", ведь охота на тепловое излучение - любимое занятие головок самонаведения ракет "воздух-воздух" и "земля-воздух". Дополнительно конструкторы приняли меры для снижения акустического шума. Невидимка, впервые взлетевший в 1981-м и введенный в строй в 1983 году, получил имя f-117 nighthawk. С 1962 года военные аэропланы США имеют букву F в индексах истребителей. А невидимка - типичный бомбардировщик. Почему же американцы отступили от традиции? Есть конспирологическая версия - буква f должна была ввести в заблуждение советских и китайских шпионов. В это можно было бы поверить, если б машина получила проскальзывавший в ряде источников индекс f-19. Но f-117 nighthawk заставляет вспомнить о другом аэроплане "сотой серии, F-111 Aardvark, классическом носителе ядерного оружия. Правда, боевая нагрузка "Козодоя" оказалась иной, он нес на борту высокоточное оружие (третья ИТ-технология, сделавшая существование "невидимки" возможным). Ведь для бомбометания по площадям F-117 слишком дорог - $122 млн. за штуку. Надо пользоваться или ядерными, или высокоточными бомбами, способными с одного удара поразить бункер, мост, электростанцию, завод... На фото в начале статьи мы как раз и видим сброс бомбы с лазерным наведением gbu-28. По заказу ВВС США было изготовлено пятьдесят девять F-117. Публике машину впервые показали в ноябре 1988-го. В 1989-м f-117 бомбил Панаму, в 1991-м - Ирак, потом - Югославию (27 марта 1999 года F-117A, позывной VEGA 31, был сбит старой советской ракетой С-125, выпущенной сербскими зенитчиками5), затем опять Ирак. А теперь машине, широкая известность которой пришлась на время превращения США в единственную мегадержаву, настала пора уйти на покой. Технологию же stealth ждет дальнейшая жизнь. _______________________________________________________________ Оригинал статьи на http://pda.computerra.ru/?action=article&id=354740 [http://pda.computerra.ru/?action=sec...ion_id=27598]: - Блог "Компьютерры-Онлайн" - Из журнала "Компьютерра" --- |
#2
|
|||
|
|||
Re: Отставка невидимки
Valentin Davydov написал(а) к Alexander Konosevich в May 08 14:11:28 по местному времени:
From: Valentin Davydov <sp@m.davydov.spb.su> >Компьютерра >_______________________________________________________________ > >Отставка невидимки Автора!!! Нынче технически грамотные (и при этом понятные) статьи - настолько редки, что авторы заслуживают поимёного перечисления. Вал. Дав. --- ifmail v.2.15dev5.4 |
#3
|
|||
|
|||
Re: Отставка невидимки
Andrew A. Vasilyev написал(а) к Valentin Davydov в May 08 15:50:50 по местному времени:
From: "Andrew A. Vasilyev" <andy@demos.su> Valentin Davydov <sp@m.davydov.spb.su> wrote: >>Компьютерра >>_______________________________________________________________ >> >>Отставка невидимки VD> Автора!!! Нынче технически грамотные (и при этом понятные) статьи - настолько Преподобный Михаил Ваннах. ______ ANDY --- ifmail v.2.15dev5.4 |
#4
|
|||
|
|||
Отставка невидимки
Sergey Chelyshev написал(а) к Andrew A. Vasilyev в May 08 16:04:04 по местному времени:
Нello Andrew! Monday May 26 2008, Andrew A. Vasilyev writes to Valentin Davydov: >>> Компьютерра >>> Отставка невидимки VD>> Автора!!! Нынче технически грамотные (и при этом понятные) статьи VD>> - настолько AV> Преподобный Михаил Ваннах. ну-ну. Смотри его не расхвали, а то нимб ему жать будет. Широкого познания человек. В компьютерре его опусы периодически читаю. Может написать на любую тему. Good luck, Sergey Chelyshev. Осторожно, кипящий чайник.. Не обожгитесь! --- GoldED+/W32 1.1.4.7 |
#5
|
|||
|
|||
Re: Отставка невидимки
Eugene A. Petroff написал(а) к Valentin Davydov в May 08 16:31:48 по местному времени:
From: "Eugene A. Petroff" <peratron@online.ru> "Valentin Davydov" <sp@m.davydov.spb.su> сообщил/сообщила в новостях следующее: news:1187237454@ddt.demos.su... > >Компьютерра >>_______________________________________________________________ >> >>Отставка невидимки > > Автора!!! Нынче технически грамотные (и при этом понятные) статьи - > настолько > редки, что авторы заслуживают поимёного перечисления. И что же грамотного в этом очередном припопсованом опусе ты увидел?? Какое отношение к проблеме малозаметности имеют устойчивость ЛА и высокоточное оружие? С какой радости автор причислил два последних фактора к условиям появлении стелс-технологий? Чао! --- ifmail v.2.15dev5.4 |
#6
|
|||
|
|||
Re: Отставка невидимки
Alexey Stetsenko написал(а) к Eugene A. Petroff в May 08 22:36:04 по местному времени:
From: Alexey Stetsenko <astets@karelia.ru> "Eugene A. Petroff" wrote: > > И что же грамотного в этом очередном припопсованом опусе ты увидел?? А какую явную лажу ты увидел? Вполне нужный стиль, научно-полулярный называется. > Какое отношение к проблеме малозаметности имеют устойчивость ЛА и > высокоточное оружие? С какой радости автор причислил два последних > фактора к условиям появлении стелс-технологий? Эти условия были необходимы не для появления, а для реализации в теории "стелс" на практике. Первый фактор позволил этому "кирпичу" летать, а второй - дал "экономическое" обоснование. --- ifmail v.2.15dev5.4 |
#7
|
|||
|
|||
Re: Отставка невидимки
Eugene A. Petroff написал(а) к Alexey Stetsenko в May 08 02:33:36 по местному времени:
From: "Eugene A. Petroff" <peratron@online.ru> "Alexey Stetsenko" <astets@karelia.ru> сообщил/сообщила в новостях следующее: news:1187237587@karelia.ru... > "Eugene A. Petroff" wrote: >> >> И что же грамотного в этом очередном припопсованом опусе ты увидел?? > > А какую явную лажу ты увидел? Я ее уже назвал. > Вполне нужный стиль, научно-полулярный называется. Угу. Лапша на уши называется. > >> Какое отношение к проблеме малозаметности имеют устойчивость ЛА и >> высокоточное оружие? С какой радости автор причислил два последних >> фактора к условиям появлении стелс-технологий? > > Эти условия были необходимы не для появления, а для реализации в теории > "стелс" на практике. Значит, малозаметный самолет невозможно создать с нормальной устойчивостью?! > Первый фактор позволил этому "кирпичу" летать, Первый фактор не имеет к стелс-технологии никакого отношения. а > второй - дал "экономическое" обоснование. Ну, приехали... Чао! --- ifmail v.2.15dev5.4 |
#8
|
|||
|
|||
Re: Отставка невидимки
Alexey Stetsenko написал(а) к Eugene A. Petroff в May 08 14:06:30 по местному времени:
From: Alexey Stetsenko <astets@karelia.ru> "Eugene A. Petroff" wrote: > >> Какое отношение к проблеме малозаметности имеют устойчивость ЛА > >> и высокоточное оружие? С какой радости автор причислил два > >> последних фактора к условиям появлении стелс-технологий? > > > > Эти условия были необходимы не для появления, а для реализации > > в теории "стелс" на практике. > > Значит, малозаметный самолет невозможно создать с нормальной > устойчивостью?! ИХМО, на тот момент (1978) - нет. ИХМО, тогда умели обсчитывать, так сказать на "стелс" только плоские элементы. --- ifmail v.2.15dev5.4 |
#9
|
|||
|
|||
Re: Отставка невидимки
Eugene A. Petroff написал(а) к Alexey Stetsenko в May 08 21:56:14 по местному времени:
From: "Eugene A. Petroff" <peratron@online.ru> "Alexey Stetsenko" <astets@karelia.ru> сообщил/сообщила в новостях следующее: news:1187237830@karelia.ru... > "Eugene A. Petroff" wrote: >> >> Какое отношение к проблеме малозаметности имеют устойчивость ЛА >> >> и высокоточное оружие? С какой радости автор причислил два >> >> последних фактора к условиям появлении стелс-технологий? >> > >> > Эти условия были необходимы не для появления, а для реализации >> > в теории "стелс" на практике. >> >> Значит, малозаметный самолет невозможно создать с нормальной >> устойчивостью?! > > ИХМО, на тот момент (1978) - нет. Бред. ИХМО, тогда умели обсчитывать, так > сказать на "стелс" только плоские элементы. Как фасеты связаны с устойчивостью?? Когда Ильюшин поднимал в Коктебеле свой первый планер "Мастяжарт", то выяснилось, что он не устойчив, имея слишком заднюю центровку. Проблема была решена при помощи попавшей под руку кувалды, которую закрепили впереди на длинной палке. И тем получили вместо неустойчивого летательного аппарата вполне себе устойчивый. Для фасетных стелсов этот метод применим ровно в такой же степени - кувалду в нос, и он становится устойчивым... Чао! --- ifmail v.2.15dev5.4 |
#10
|
|||
|
|||
Re: Отставка невидимки
Alexey Stetsenko написал(а) к Eugene A. Petroff в May 08 10:05:30 по местному времени:
From: Alexey Stetsenko <astets@karelia.ru> "Eugene A. Petroff" wrote: > >> Значит, малозаметный самолет невозможно создать с нормальной > >> устойчивостью?! > > > > ИХМО, на тот момент (1978) - нет. > > Бред. Приведи хоть один пример из летавших подобных самолетов? Хотя бы из экспериментальных, но летавших. > ИХМО, тогда умели обсчитывать, так > > сказать на "стелс" только плоские элементы. > > Как фасеты связаны с устойчивостью?? Они могут быть только плоскими + расположены не вертикально (на 117ом их наклоняли, ИХМО, от 30 градусов и более. > Когда Ильюшин поднимал в > Коктебеле свой первый планер "Мастяжарт", то выяснилось, что > он не устойчив, имея слишком заднюю центровку. Проблема была > решена при помощи попавшей под руку кувалды, которую закрепили > впереди на длинной палке. И тем получили вместо неустойчивого > летательного аппарата вполне себе устойчивый. По скольки каналам был не устойчив планер? А 117ый? > Для фасетных стелсов этот метод применим ровно в такой же > степени - кувалду в нос, и он становится устойчивым... Ты хоть бы общедоступную историю испытаний 117го почитай. Именно так он в первый полет и взлетал: с грузом в носу и отключенными компьютерами. Один хрен сразу после взлета прихлось на свой страх и риск компы, отвечающие за устойчивость включать. --- ifmail v.2.15dev5.4 |