forum.wfido.ru  

Вернуться   forum.wfido.ru > Архив эх > ARC.RU.AVIATION

 
 
Опции темы Опции просмотра
  #1  
Старый 15.10.2018, 20:08
Alexander Konosevich
Guest
 
Сообщений: n/a
По умолчанию Отставка невидимки

Alexander Konosevich написал(а) к All в May 08 09:23:04 по местному времени:

* Crossposted в RU.AVIATION
* Crossposted в RU.НARDWARE.REPAIR.TRICKS

╒═══════════════════════════════════════════════════════════════════════════╕
Forward Alexander Konosevich (2:5004/9)
Area : RU.COMPUTERRA (RU.COMPUTERRA)
From : News Robot, 2:5030/1543
Name : All
Subj : Отставка невидимки
╘═══════════════════════════════════════════════════════════════════════════╛
Компьютерра
_______________________________________________________________

Отставка невидимки

Опубликовано: 17.04.2008, 12:06


В апреле нынешнего года начинается заключительный этап снятия с
вооружения американского самолета F-117 NIGНTНAWK - первой
боевой машины, созданной по технологии stealth. Его "отправляют
в отставку" ради экономии. Деньги пойдут на закупки более
эффективных F-22 RAPTOR. Устроим же F-117 "проводы", а заодно
поговорим о его жизни и предках.

В Первую мировую войну армии, до того щеголявшие цветастыми
мундирами, оделись в хаки, скрываясь от вражеских глаз. А
тогдашний хайтек, авиационный, пошел дальше. В 1935 году бригада
Военно-воздушной академии РККА под руководством профессора С. Г.
Козлова построила "невидимый" самолет ПС1. Это был переделанный
аэроплан АИР-4 конструкции А. С. Яковлева. Особенностью
моноплана-парасоли ПС было то, что его плоскости вместо штатного
полотна обшили родоидом - органическим стеклом французского
производства. Это должно было придать самолету малозаметность.

Но кроме обшивки плоскостей в самолете есть мотор, кабина,
детали планёра... Их окрасили в белый цвет и отлакировали,
стенки лонжеронов крыла покрыли родоидом с нанесенным изнутри
слоем амальгамы.

В результате самолет в воздухе быстро исчезал с глаз
наблюдателей, на киносъемке с большого расстояния не было даже
пятен. Правда, продолжения эксперимент не получил - родоид
быстро помутнел, и "невидимость" приказала долго жить2.

Но это было уже неважно. В ПВО приходила техника - в частности,
радио (занявшая доминирующее положение) и инфракрасная
(прижившаяся в головках самонаведения). Поначалу было неясно,
какая окажется перспективнее.

Основания для сомнений были. 16 января 1934 г. в
Физико-техническом институте у академика Иоффе состоялось
обсуждение проекта первого импульсного радиолокатора. Из "рыбы"
протокола Абрам Федорович вычеркнул слова "дециметровые и
сантиметровые волны", ограничившись общим: "на принципе
использования электромагнитных волн достаточно короткой длины".
"Отец советской физики" допускал, что при зеркальном отражении
самолет переизлучит ЭМ-волны так, что отраженный сигнал, и без
того маломощный, отклонится от направления на приемную антенну
радиолокатора.

Это легко смоделировать. Возьмем LED-фонарик и листок фольги от
любой упаковки. Посветим под углом на ровную фольгу - на стене
четкий зайчик. Скомкаем листок - блики пошли во все стороны.
Приемнику радара такого отражения достаточно, он очень "зоркий".
Но в первом случае (гладкий лист) отраженный сигнал, хоть и
"яркий", к излучателю не возвращается. Именно это имел в виду
Иоффе! (Хотя его опасения и не оправдались - аэродинамика
навязала самолетам поверхности весьма сложной формы, а физика
дала радарам сверхмощные магнетроны...)

В воздушных битвах Второй мировой технология радионевидимости не
применялась - летающие крепости полагались на активные
(шумогенераторы) и пассивные (полоски станиоля, сбрасываемые с
машин прикрытия) помехи.

Дальнейшая история технологии stealth связана с трудами
радиофизика Петра Яковлевича Уфимцева, работавшего в Центральном
научно-исследовательском радиотехническом институте (ЦНИРТИ).
Изучая дифракцию электромагнитных волн на телах сложной формы -
то есть имеющих отношение к реальным формам3 планёра
летательного аппарата, - он сумел показать, что эквивалентная
поверхность рассеяния (величина, характеризующая долю
радиоизлучения, отражаемого назад, к радару) зависит не столько
от размеров, сколько от конфигурации тела. В 1962 году в
издательстве "Советское радио" выходит книга Уфимцева "Метод
краевых волн в физической теории дифракции". В отделе
иностранных технологий ВВС США книгу заметили и пе- ревели4. И
начался заокеанский этап развития "невидимки".

Математическую модель Уфимцева заимствуют, и в 1970-х математики
авиастроительной фирмы lockheed aircraft создают компьютерную
программу Echo 1, позволившую предсказывать РЛС-сигнатуры для
машины, планёр которой составлен из плоских пластин, называемых
фасетами. От анализа перешли к синтезу - в 1975 году инженеры из
локхидовской команды Skunk Works, специализировавшейся на самых
безумных идеях и самых передовых конструкциях, приступили к
конструированию аэроплана из плоских панелей, которые должны
были рассеивать электромагнитное излучение, тем самым радикально
ослабляя возвращающийся к локатору отраженный сигнал. А мы
отметим, что имитационное моделирование физической дифракции
ЭМ-волн стало первой ИТ-технологией, сделавшей существование
невидимок возможным.

Модель назвали "The Нopeless diamond", "Безнадежный бриллиант".
"Бриллиант" - поскольку он разбрасывал лучи во все стороны. (Это
привлекает внимание к обладательнице камня, но, наоборот, должно
было сделать малозаметным самолет.) А "безнадежной" будущую
"фамильную драгоценность" ВВС США делали ее летные
характеристики.

Реальная машина - всегда компромисс. Конструкторы "Бриллианта"
принесли в жертву форме что только сумели, в том числе
устойчивость. Самолет был неустойчив аж по трем осям, то есть
без управления все больше и больше отклонялся от нейтрального
положения. Заставить его летать могла лишь цифровая система
управления Fly-by-wire. Вот и вторая ИТ-технология, делающая
"невидимку" возможным. Почему именно цифровая? А потому, что
аналоговая система такой сложности "утонула" бы в поднастройках
и службах резервирования.

Получившийся в результате самолет мы видим за техобслуживанием
на фото внизу. Железка как железка. Обычные болты, обычные
заклепки, обшарпанные плоскости... Ничего "волшебного". Просто
его планёр - из плоских фасет, отражающих "радиозайчик" в
сторону от радара. (Именно фасеты наградили невидимку
омерзительными аэродинамикой и устойчивостью.) Плоские решетки
(механик в желтом комбинезоне высунулся из технологического люка
над одной из них) закрывают от локаторного сигнала мелькающие
лопатки компрессора турбореактивного двигателя. Размеры
"невидимки" такие же, как и у тяжелого истребителя ВВС США f-15c
Eagle. Два турбовентиляторных двигателя F404-F1D2 производства
GENERAL ELECTRIC с тягой по 48 килоньютонов каждый разгоняют
машину (вес пустого - 13380 кг, взлетный - 23800 кг) до весьма
скромной скорости 0,92 Маха (993 км/час). Это плата за
аэродинамику и отсутствие форсажных камер - последнее
обусловлено необходимостью обеспечения низкой инфракрасной
сигнатуры "невидимки", ведь охота на тепловое излучение -
любимое занятие головок самонаведения ракет "воздух-воздух" и
"земля-воздух". Дополнительно конструкторы приняли меры для
снижения акустического шума.

Невидимка, впервые взлетевший в 1981-м и введенный в строй в
1983 году, получил имя f-117 nighthawk. С 1962 года военные
аэропланы США имеют букву F в индексах истребителей. А невидимка
- типичный бомбардировщик. Почему же американцы отступили от
традиции? Есть конспирологическая версия - буква f должна была
ввести в заблуждение советских и китайских шпионов. В это можно
было бы поверить, если б машина получила проскальзывавший в ряде
источников индекс f-19. Но f-117 nighthawk заставляет вспомнить
о другом аэроплане "сотой серии, F-111 Aardvark, классическом
носителе ядерного оружия. Правда, боевая нагрузка "Козодоя"
оказалась иной, он нес на борту высокоточное оружие (третья
ИТ-технология, сделавшая существование "невидимки" возможным).
Ведь для бомбометания по площадям F-117 слишком дорог - $122
млн. за штуку. Надо пользоваться или ядерными, или высокоточными
бомбами, способными с одного удара поразить бункер, мост,
электростанцию, завод... На фото в начале статьи мы как раз и
видим сброс бомбы с лазерным наведением gbu-28.

По заказу ВВС США было изготовлено пятьдесят девять F-117.
Публике машину впервые показали в ноябре 1988-го. В 1989-м f-117
бомбил Панаму, в 1991-м - Ирак, потом - Югославию (27 марта 1999
года F-117A, позывной VEGA 31, был сбит старой советской ракетой
С-125, выпущенной сербскими зенитчиками5), затем опять Ирак. А
теперь машине, широкая известность которой пришлась на время
превращения США в единственную мегадержаву, настала пора уйти на
покой. Технологию же stealth ждет дальнейшая жизнь.


_______________________________________________________________

Оригинал статьи на http://pda.computerra.ru/?action=article&id=354740

[http://pda.computerra.ru/?action=sec...ion_id=27598]: - Блог "Компьютерры-Онлайн" - Из журнала "Компьютерра"

---
  #2  
Старый 15.10.2018, 20:08
Valentin Davydov
Guest
 
Сообщений: n/a
По умолчанию Re: Отставка невидимки

Valentin Davydov написал(а) к Alexander Konosevich в May 08 14:11:28 по местному времени:

From: Valentin Davydov <sp@m.davydov.spb.su>

>Компьютерра
>_______________________________________________________________
>
>Отставка невидимки

Автора!!! Нынче технически грамотные (и при этом понятные) статьи - настолько
редки, что авторы заслуживают поимёного перечисления.

Вал. Дав.

--- ifmail v.2.15dev5.4
  #3  
Старый 15.10.2018, 20:08
Andrew A. Vasilyev
Guest
 
Сообщений: n/a
По умолчанию Re: Отставка невидимки

Andrew A. Vasilyev написал(а) к Valentin Davydov в May 08 15:50:50 по местному времени:

From: "Andrew A. Vasilyev" <andy@demos.su>

Valentin Davydov <sp@m.davydov.spb.su> wrote:
>>Компьютерра
>>_______________________________________________________________
>>
>>Отставка невидимки
VD> Автора!!! Нынче технически грамотные (и при этом понятные) статьи - настолько

Преподобный Михаил Ваннах.
______
ANDY
--- ifmail v.2.15dev5.4
  #4  
Старый 15.10.2018, 20:08
Sergey Chelyshev
Guest
 
Сообщений: n/a
По умолчанию Отставка невидимки

Sergey Chelyshev написал(а) к Andrew A. Vasilyev в May 08 16:04:04 по местному времени:

Нello Andrew!

Monday May 26 2008, Andrew A. Vasilyev writes to Valentin Davydov:
>>> Компьютерра
>>> Отставка невидимки
VD>> Автора!!! Нынче технически грамотные (и при этом понятные) статьи
VD>> - настолько
AV> Преподобный Михаил Ваннах.
ну-ну. Смотри его не расхвали, а то нимб ему жать будет. Широкого познания человек. В компьютерре его опусы периодически читаю. Может написать на любую тему.

Good luck,
Sergey Chelyshev.

 Осторожно, кипящий чайник.. Не обожгитесь!
--- GoldED+/W32 1.1.4.7
  #5  
Старый 15.10.2018, 20:08
Eugene A. Petroff
Guest
 
Сообщений: n/a
По умолчанию Re: Отставка невидимки

Eugene A. Petroff написал(а) к Valentin Davydov в May 08 16:31:48 по местному времени:

From: "Eugene A. Petroff" <peratron@online.ru>


"Valentin Davydov" <sp@m.davydov.spb.su> сообщил/сообщила в новостях
следующее: news:1187237454@ddt.demos.su...
> >Компьютерра
>>_______________________________________________________________
>>
>>Отставка невидимки
>
> Автора!!! Нынче технически грамотные (и при этом понятные) статьи -
> настолько
> редки, что авторы заслуживают поимёного перечисления.


И что же грамотного в этом очередном припопсованом опусе ты увидел??

Какое отношение к проблеме малозаметности имеют устойчивость ЛА и
высокоточное оружие? С какой радости автор причислил два последних фактора к
условиям появлении стелс-технологий?

Чао!

--- ifmail v.2.15dev5.4
  #6  
Старый 15.10.2018, 20:08
Alexey Stetsenko
Guest
 
Сообщений: n/a
По умолчанию Re: Отставка невидимки

Alexey Stetsenko написал(а) к Eugene A. Petroff в May 08 22:36:04 по местному времени:

From: Alexey Stetsenko <astets@karelia.ru>

"Eugene A. Petroff" wrote:
>
> И что же грамотного в этом очередном припопсованом опусе ты увидел??

А какую явную лажу ты увидел?
Вполне нужный стиль, научно-полулярный называется.

> Какое отношение к проблеме малозаметности имеют устойчивость ЛА и
> высокоточное оружие? С какой радости автор причислил два последних
> фактора к условиям появлении стелс-технологий?

Эти условия были необходимы не для появления, а для реализации в теории
"стелс" на практике. Первый фактор позволил этому "кирпичу" летать, а
второй - дал "экономическое" обоснование.
--- ifmail v.2.15dev5.4
  #7  
Старый 15.10.2018, 20:08
Eugene A. Petroff
Guest
 
Сообщений: n/a
По умолчанию Re: Отставка невидимки

Eugene A. Petroff написал(а) к Alexey Stetsenko в May 08 02:33:36 по местному времени:

From: "Eugene A. Petroff" <peratron@online.ru>


"Alexey Stetsenko" <astets@karelia.ru> сообщил/сообщила в новостях
следующее: news:1187237587@karelia.ru...
> "Eugene A. Petroff" wrote:
>>
>> И что же грамотного в этом очередном припопсованом опусе ты увидел??
>
> А какую явную лажу ты увидел?

Я ее уже назвал.

> Вполне нужный стиль, научно-полулярный называется.

Угу. Лапша на уши называется.

>
>> Какое отношение к проблеме малозаметности имеют устойчивость ЛА и
>> высокоточное оружие? С какой радости автор причислил два последних
>> фактора к условиям появлении стелс-технологий?
>
> Эти условия были необходимы не для появления, а для реализации в теории
> "стелс" на практике.

Значит, малозаметный самолет невозможно создать с нормальной устойчивостью?!

> Первый фактор позволил этому "кирпичу" летать,

Первый фактор не имеет к стелс-технологии никакого отношения.

а
> второй - дал "экономическое" обоснование.

Ну, приехали...

Чао!

--- ifmail v.2.15dev5.4
  #8  
Старый 15.10.2018, 20:08
Alexey Stetsenko
Guest
 
Сообщений: n/a
По умолчанию Re: Отставка невидимки

Alexey Stetsenko написал(а) к Eugene A. Petroff в May 08 14:06:30 по местному времени:

From: Alexey Stetsenko <astets@karelia.ru>

"Eugene A. Petroff" wrote:
> >> Какое отношение к проблеме малозаметности имеют устойчивость ЛА
> >> и высокоточное оружие? С какой радости автор причислил два
> >> последних фактора к условиям появлении стелс-технологий?
> >
> > Эти условия были необходимы не для появления, а для реализации
> > в теории "стелс" на практике.
>
> Значит, малозаметный самолет невозможно создать с нормальной
> устойчивостью?!

ИХМО, на тот момент (1978) - нет. ИХМО, тогда умели обсчитывать, так
сказать на "стелс" только плоские элементы.
--- ifmail v.2.15dev5.4
  #9  
Старый 15.10.2018, 20:09
Eugene A. Petroff
Guest
 
Сообщений: n/a
По умолчанию Re: Отставка невидимки

Eugene A. Petroff написал(а) к Alexey Stetsenko в May 08 21:56:14 по местному времени:

From: "Eugene A. Petroff" <peratron@online.ru>


"Alexey Stetsenko" <astets@karelia.ru> сообщил/сообщила в новостях
следующее: news:1187237830@karelia.ru...
> "Eugene A. Petroff" wrote:
>> >> Какое отношение к проблеме малозаметности имеют устойчивость ЛА
>> >> и высокоточное оружие? С какой радости автор причислил два
>> >> последних фактора к условиям появлении стелс-технологий?
>> >
>> > Эти условия были необходимы не для появления, а для реализации
>> > в теории "стелс" на практике.
>>
>> Значит, малозаметный самолет невозможно создать с нормальной
>> устойчивостью?!
>
> ИХМО, на тот момент (1978) - нет.

Бред.

ИХМО, тогда умели обсчитывать, так
> сказать на "стелс" только плоские элементы.

Как фасеты связаны с устойчивостью?? Когда Ильюшин поднимал в Коктебеле свой
первый планер "Мастяжарт", то выяснилось, что он не устойчив, имея слишком
заднюю центровку. Проблема была решена при помощи попавшей под руку кувалды,
которую закрепили впереди на длинной палке. И тем получили вместо
неустойчивого летательного аппарата вполне себе устойчивый.
Для фасетных стелсов этот метод применим ровно в такой же степени - кувалду
в нос, и он становится устойчивым...

Чао!

--- ifmail v.2.15dev5.4
  #10  
Старый 15.10.2018, 20:09
Alexey Stetsenko
Guest
 
Сообщений: n/a
По умолчанию Re: Отставка невидимки

Alexey Stetsenko написал(а) к Eugene A. Petroff в May 08 10:05:30 по местному времени:

From: Alexey Stetsenko <astets@karelia.ru>

"Eugene A. Petroff" wrote:
> >> Значит, малозаметный самолет невозможно создать с нормальной
> >> устойчивостью?!
> >
> > ИХМО, на тот момент (1978) - нет.
>
> Бред.

Приведи хоть один пример из летавших подобных самолетов?
Хотя бы из экспериментальных, но летавших.

> ИХМО, тогда умели обсчитывать, так
> > сказать на "стелс" только плоские элементы.
>
> Как фасеты связаны с устойчивостью??

Они могут быть только плоскими + расположены не вертикально
(на 117ом их наклоняли, ИХМО, от 30 градусов и более.

> Когда Ильюшин поднимал в
> Коктебеле свой первый планер "Мастяжарт", то выяснилось, что
> он не устойчив, имея слишком заднюю центровку. Проблема была
> решена при помощи попавшей под руку кувалды, которую закрепили
> впереди на длинной палке. И тем получили вместо неустойчивого
> летательного аппарата вполне себе устойчивый.

По скольки каналам был не устойчив планер? А 117ый?

> Для фасетных стелсов этот метод применим ровно в такой же
> степени - кувалду в нос, и он становится устойчивым...

Ты хоть бы общедоступную историю испытаний 117го почитай. Именно
так он в первый полет и взлетал: с грузом в носу и отключенными
компьютерами. Один хрен сразу после взлета прихлось на свой
страх и риск компы, отвечающие за устойчивость включать.
--- ifmail v.2.15dev5.4
 

Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Текущее время: 13:51. Часовой пояс GMT +4.


Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2025, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot