![]() |
|
#1
|
|||
|
|||
![]()
Boris Paleev написал(а) к All в Sep 15 07:05:22 по местному времени:
Нello All! http://rusvesna.su/news/1442434410 Секретный А-60: удар по спутникам и ракетам США 16.09.2015 - 23:13 Новейшую модификацию Ил-76МД-90А ульяновского завода "Авиастар" оснастят боевым лазером, - сообщает "Свободная Пресса". 14 сентября Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева (ТАНТК) опубликовал на сайте госзакупок информацию о выполнении этапа составной части опытно-конструкторской работы по теме "Эргономическое обеспечение разработки самолета А-60СЭ". В связи с этим блог bmpd, который ведут эксперты Центра анализа стратегий и технологий, отмечает: индекс СЭ в таганрогской заявке означает современное название проекта "Сокол-Эшелон". - По известным данным первый серийный Ил-76МД-90А № 01?03 передан на ТАНТК для достройки в качестве нового самолета ДРЛО А-100 по ОКР "Премьер", - говорится в посте блога. - Как сообщалось на одном из профильных форумов второй серийный самолет ( № 01?04) также был передан в апреле этого года не в ВВС, а в Таганрог для создания на его базе лазерного комплекса воздушного базирования в развитие летающей лаборатории А-60. Отметим, что в СССР под шифром А-60 скрывался лазерный комплекс авиационного базирования (ЛКАБ). На нем отрабатывались задачи борьбы с разведывательными спутниками и ракетами противника. Над проектом работали также специалисты ТАНТК им. Г.М. Бериева совместно с ЦКБ "Алмаз". Тогда было создано два самолета, однако уцелел только один - 1991 года постройки. Дебютный полет первый экземпляр самолета-лаборатории А-60/1А1 совершил 19 августа 1981 года, а в 1984-ом им впервые была поражена воздушная мишень. Известно, что всего было выполнено несколько десятков полетов на применение лазерной установки по цели - стратосферному аэростату, находящемуся на высоте 30?40 км. Но в 1993 году работы по самолету и лазерному комплексу были прекращены. Однако есть данные о том, что в 2003 году была снова открыта ОКР - именно под шифром "Сокол-Эшелон". А в 2012-ом появилась информация, что концерн ПВО "Алмаз-Антей", ТАНТК и Воронежская фирма "Химпромавтоматика" получили техзадание на создание лазера, способного прожигать корпуса самолетов, спутников и баллистических ракет. В США также долгое время занимались созданием боевой лазерной установки на базе модифицированного грузового самолета Boeing 747?400 °F (Boeing YAL-1, ABL - AirBorne Laser), который планировалось использовать для противоракетной обороны. Как сообщали американские СМИ, в феврале 2010 года эта установка сумела поразить две баллистические ракеты на разгонном участке полета. Однако последующие испытания провалились, и в 2011 году Министерство обороны США признало разработку не применимой на практике и дорогостоящей. В итоге носитель боевого лазера в феврале 2012 года был отправлен на хранение на площадку 309-й группы по обслуживанию и ремонту авиакосмической техники (AMARG), более известной как "Кладбище" (The Boneyard). Военный эксперт, историк Александр Широкорад замечает: с начала 70-х годов руководство ВС СССР проявляло огромный интерес к разработкам по лазерной тематике. - Кроме лазерной установки воздушного базирования, существовали такие программы, как "Терра-3" (над ней работал Нобелевский лауреат по физике Николай Басов), проект под названием 1К17 "Сжатие" - прототип мобильной лазерной пушки на базе самоходной гаубицы "Мста-С", велись работы по космическому аппарату "Скиф", способному нести на себе лазерную пушку, и наземным лазерным комплексам "Стилет". Но первоначально лазерные установки планировалось размещать на космических платформах, станциях и летательных аппаратах для уничтожения планировавшихся тогда к размещению США на орбите Земли спутников-перехватчиков. Теоретически лазер мог эффективно действовать в космосе. Но все существующие установки были привязаны к стационарным источникам энергии, что не отвечало требованиям военного космоса, где нужна была автономность. В итоге задачи по отработке лазерного оружия руководством Советского Союза была возложены на Военно-морской флот. Мощную силовую установку (так по документам называлась лучевая пушка) было решено установить на надводном корабле. В 1976-ом главком ВМФ адмирал Сергей Горшков утвердил задание на переоборудование среднего десантного корабля проекта 770 СДК-20 в опытовое судно проекта 10030 "Форос". На нем планировалось испытать лазерный комплекс "Аквилон", предназначенный для поражения корабельных оптико-электронных средств и экипажей кораблей противника. Первый лазерный выстрел с корабля был произведен весной 1980 года, причем сразу же было достигнуто попадание в мишень. В ходе последующих испытаний удалось сбить лучом лазера "низколетящую ракету" - скорее всего, ПТУРС типа "Фаланги". Но отмечу, что если стрельба длилась пару секунд, то на подготовку к ней потребовалось более суток (!). Для испытания более мощного лазера в 1978 году в Ленинграде приступили к переоборудованию сухогруза "Диксон" в носитель лазерного оружия. Все работы были засекречены, получили название "Тема "Айдар". Первый свой лазерный залп "Диксон" произвел летом 1980 года с дистанции четыре километра по мишени на берегу. Но и тогда КПД луча составил всего лишь 5% - энергию луча "съели" испарения влаги с поверхности моря. Таким образом, для вооружения надводных кораблей лазер был явно негоден, хотя этой идеей поначалу и загорелся адмирал Горшков. Замечу, что после раздела Черноморского флота в 90-х экспериментальное судно "Диксон" с первой в мире боевой лазерной системой отошло к Украине, где было продан на металлолом. По одним источникам - в Индию, по другим - в США (в западных СМИ была информация, что в трюме одного судна из СССР представители Пентагона нашли 35-мегаваттные силовые генераторы, после чего любая информацию о технических возможностях новейшего советского оружия была засекречена). В США регулярно проходят испытания лазерного оружия, что с большой помпой освещается в СМИ. Американцам удалось на полигоне в Калифорнии при идеальных погодных условиях распилить тонкой корпус ракеты (какой - неизвестно). Они смогли также сбить лазером какие-то маленькие мишени, типа беспилотников, сожгли двигатель надувной лодки с небольшого расстояния. Но, по большому счету, все это - показуха. Эксперименты проводятся в специфических условиях, сродни лабораторным, и ни о каких испытаниях войскового уровня (в условиях низкой температуры, повышенной влажности воздуха, плохой видимости) не может быть и речи. Скажем, в 90-х Басов, отвечая на вопрос об итогах лазерной программы "Терра-3", сказал следующее: "Ну, мы твердо установили, что никто не сможет сбить боеголовку баллистической ракеты лазерным лучом, и мы здорово продвинули лазеры...". "СП": - То есть направление перспективное, но пока в реальных боевых действиях существующие лазеры не могут быть применены? - Наверное, лазерное оружие может применяться в каких-то отдельных спецоперациях, в качестве средств подавления оптико-электронных систем и разведки (для выявления отражения от оптических прицелов биноклей, линз смотровых устройств), для контрснайперской борьбы, в прицелах снайперских винтовок и ПТУР, а также в космосе. Для этого, кстати, необязательно выводить туда носитель. В частности, лазер воздушного базирования, в принципе, может уничтожить какие-то космические аппараты по следующей схеме: самолет летит на высоте 15 км и осуществляет воздействие на объект, но не уничтожает, а просто выводит его из строя. Руководитель Центра евроатлантических и оборонных исследований РИСИ Григорий Тищенко говорит, что лазерное направление все-таки нужно развивать, так за этими технологиями будущее. - Несмотря на то, что в декабре 2011 года Пентагон закрыл программу разработки боевого лазера воздушного базирования ABL, который планировалось использовать для ПРО, работы по лазерной тематике там все равно идут. Американцы делают лазер наземного и морского базирования. При работах с Boeing YAL-1 заокеанские специалисты столкнулись со следующими проблемами: со сложностью наведения лазера на цель, с прохождением луча через атмосферу, с точностью его выдерживания. В общем, была масса технических проблем, решение которым наука пока найти не может, хотя самолет был готов. Замечу, что стоимость работ была очень высока. Как известно, в США нет ни одной крупной программы вооружения, которая бы укладывалась в первоначальные суммы. По данным из открытых источников, на финансирование программы американские военные потратили 5 млрд. долларов. А в США планировали построить восемь таких машин, чтобы они, попеременно сменяя друг друга, могли нести непрерывное дежурство в воздухе. В России работы в этом направлении ведутся (что не раз находило подтверждение в различных публикациях), однако на уровне НИОКР. Говорить о лазере воздушного базирования как о какой-то системе вооружения, которая в среднесрочной перспективе могла быть принята на вооружение для уничтожения МБР, пока не приходится. "СП": - А какой принцип действия лазера воздушного базирования? Он не прожигает, а "ослепляет" оптические головки самонаведения баллистических ракет и спутниковые системы наблюдения? - Высокоточную ракету, например, класса "воздух-воздух", имеющую инфракрасную головку наведения, можно "ослепить" и таким образом отвести от цели. Но боеголовка МБР имеет высокую защищенность, которую поразить лазером существующей мощности невозможно. В Америке речь шла о поражении МБР на участке ее выведения, то есть на старте. Если твердотопливные ракеты поразить тяжелее из-за меньшей воспламеняемости топлива (т. н. инициирование взрывоопасного испарения), то стенки жидкостных более тонкие. Но для этого требуется огромные лазерные установки с аккумуляторами гигантских размеров, разместить которые на самолетах в обозримом будущем невозможно. Надо понимать, что воздействие на цель лазером может быть осуществлено двумя способами - импульсным и непрерывным. Но для импульсного кратковременного воздействия должна быть крайне высокая мощность, а для непрерывного - обеспечение удержание точки на цели. Член-корреспондент РАРАН, доктор военных наук Константин Сивков также говорит, что сегодня в мировых СМИ сильно абсолютизируют лазерную тему, что в корне ошибочно. - Установка лазера на боевых кораблях в интересах ПРО позволит его применить только в условиях, когда отсутствует облачность или туман. А туман на море - явление достаточно распространенное. Для решения задач ПРО встают вопросы прохождения луча через атмосферу и удержания его на цели. А вот поражение оптического оборудования возможно, так как оно применяется в условиях ясной погоды, когда лазер эффективен. Но работы по этому направлению все равно надо продолжать, потому что за этим оружием будущее, особенно если идет речь о применении его в космосе. Для него не нужен боекомплект, при грамотном использовании лазера может быть обеспечено неограниченное количество выстрелов. Best regards, Boris --- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027 |