|
#1
|
|||
|
|||
Отставка невидимки
Alexander Konosevich написал(а) к All в May 08 09:23:04 по местному времени:
* Crossposted в RU.AVIATION * Crossposted в RU.НARDWARE.REPAIR.TRICKS ╒═══════════════════════════════════════════════════════════════════════════╕ Forward Alexander Konosevich (2:5004/9) Area : RU.COMPUTERRA (RU.COMPUTERRA) From : News Robot, 2:5030/1543 Name : All Subj : Отставка невидимки ╘═══════════════════════════════════════════════════════════════════════════╛ Компьютерра _______________________________________________________________ Отставка невидимки Опубликовано: 17.04.2008, 12:06 В апреле нынешнего года начинается заключительный этап снятия с вооружения американского самолета F-117 NIGНTНAWK - первой боевой машины, созданной по технологии stealth. Его "отправляют в отставку" ради экономии. Деньги пойдут на закупки более эффективных F-22 RAPTOR. Устроим же F-117 "проводы", а заодно поговорим о его жизни и предках. В Первую мировую войну армии, до того щеголявшие цветастыми мундирами, оделись в хаки, скрываясь от вражеских глаз. А тогдашний хайтек, авиационный, пошел дальше. В 1935 году бригада Военно-воздушной академии РККА под руководством профессора С. Г. Козлова построила "невидимый" самолет ПС1. Это был переделанный аэроплан АИР-4 конструкции А. С. Яковлева. Особенностью моноплана-парасоли ПС было то, что его плоскости вместо штатного полотна обшили родоидом - органическим стеклом французского производства. Это должно было придать самолету малозаметность. Но кроме обшивки плоскостей в самолете есть мотор, кабина, детали планёра... Их окрасили в белый цвет и отлакировали, стенки лонжеронов крыла покрыли родоидом с нанесенным изнутри слоем амальгамы. В результате самолет в воздухе быстро исчезал с глаз наблюдателей, на киносъемке с большого расстояния не было даже пятен. Правда, продолжения эксперимент не получил - родоид быстро помутнел, и "невидимость" приказала долго жить2. Но это было уже неважно. В ПВО приходила техника - в частности, радио (занявшая доминирующее положение) и инфракрасная (прижившаяся в головках самонаведения). Поначалу было неясно, какая окажется перспективнее. Основания для сомнений были. 16 января 1934 г. в Физико-техническом институте у академика Иоффе состоялось обсуждение проекта первого импульсного радиолокатора. Из "рыбы" протокола Абрам Федорович вычеркнул слова "дециметровые и сантиметровые волны", ограничившись общим: "на принципе использования электромагнитных волн достаточно короткой длины". "Отец советской физики" допускал, что при зеркальном отражении самолет переизлучит ЭМ-волны так, что отраженный сигнал, и без того маломощный, отклонится от направления на приемную антенну радиолокатора. Это легко смоделировать. Возьмем LED-фонарик и листок фольги от любой упаковки. Посветим под углом на ровную фольгу - на стене четкий зайчик. Скомкаем листок - блики пошли во все стороны. Приемнику радара такого отражения достаточно, он очень "зоркий". Но в первом случае (гладкий лист) отраженный сигнал, хоть и "яркий", к излучателю не возвращается. Именно это имел в виду Иоффе! (Хотя его опасения и не оправдались - аэродинамика навязала самолетам поверхности весьма сложной формы, а физика дала радарам сверхмощные магнетроны...) В воздушных битвах Второй мировой технология радионевидимости не применялась - летающие крепости полагались на активные (шумогенераторы) и пассивные (полоски станиоля, сбрасываемые с машин прикрытия) помехи. Дальнейшая история технологии stealth связана с трудами радиофизика Петра Яковлевича Уфимцева, работавшего в Центральном научно-исследовательском радиотехническом институте (ЦНИРТИ). Изучая дифракцию электромагнитных волн на телах сложной формы - то есть имеющих отношение к реальным формам3 планёра летательного аппарата, - он сумел показать, что эквивалентная поверхность рассеяния (величина, характеризующая долю радиоизлучения, отражаемого назад, к радару) зависит не столько от размеров, сколько от конфигурации тела. В 1962 году в издательстве "Советское радио" выходит книга Уфимцева "Метод краевых волн в физической теории дифракции". В отделе иностранных технологий ВВС США книгу заметили и пе- ревели4. И начался заокеанский этап развития "невидимки". Математическую модель Уфимцева заимствуют, и в 1970-х математики авиастроительной фирмы lockheed aircraft создают компьютерную программу Echo 1, позволившую предсказывать РЛС-сигнатуры для машины, планёр которой составлен из плоских пластин, называемых фасетами. От анализа перешли к синтезу - в 1975 году инженеры из локхидовской команды Skunk Works, специализировавшейся на самых безумных идеях и самых передовых конструкциях, приступили к конструированию аэроплана из плоских панелей, которые должны были рассеивать электромагнитное излучение, тем самым радикально ослабляя возвращающийся к локатору отраженный сигнал. А мы отметим, что имитационное моделирование физической дифракции ЭМ-волн стало первой ИТ-технологией, сделавшей существование невидимок возможным. Модель назвали "The Нopeless diamond", "Безнадежный бриллиант". "Бриллиант" - поскольку он разбрасывал лучи во все стороны. (Это привлекает внимание к обладательнице камня, но, наоборот, должно было сделать малозаметным самолет.) А "безнадежной" будущую "фамильную драгоценность" ВВС США делали ее летные характеристики. Реальная машина - всегда компромисс. Конструкторы "Бриллианта" принесли в жертву форме что только сумели, в том числе устойчивость. Самолет был неустойчив аж по трем осям, то есть без управления все больше и больше отклонялся от нейтрального положения. Заставить его летать могла лишь цифровая система управления Fly-by-wire. Вот и вторая ИТ-технология, делающая "невидимку" возможным. Почему именно цифровая? А потому, что аналоговая система такой сложности "утонула" бы в поднастройках и службах резервирования. Получившийся в результате самолет мы видим за техобслуживанием на фото внизу. Железка как железка. Обычные болты, обычные заклепки, обшарпанные плоскости... Ничего "волшебного". Просто его планёр - из плоских фасет, отражающих "радиозайчик" в сторону от радара. (Именно фасеты наградили невидимку омерзительными аэродинамикой и устойчивостью.) Плоские решетки (механик в желтом комбинезоне высунулся из технологического люка над одной из них) закрывают от локаторного сигнала мелькающие лопатки компрессора турбореактивного двигателя. Размеры "невидимки" такие же, как и у тяжелого истребителя ВВС США f-15c Eagle. Два турбовентиляторных двигателя F404-F1D2 производства GENERAL ELECTRIC с тягой по 48 килоньютонов каждый разгоняют машину (вес пустого - 13380 кг, взлетный - 23800 кг) до весьма скромной скорости 0,92 Маха (993 км/час). Это плата за аэродинамику и отсутствие форсажных камер - последнее обусловлено необходимостью обеспечения низкой инфракрасной сигнатуры "невидимки", ведь охота на тепловое излучение - любимое занятие головок самонаведения ракет "воздух-воздух" и "земля-воздух". Дополнительно конструкторы приняли меры для снижения акустического шума. Невидимка, впервые взлетевший в 1981-м и введенный в строй в 1983 году, получил имя f-117 nighthawk. С 1962 года военные аэропланы США имеют букву F в индексах истребителей. А невидимка - типичный бомбардировщик. Почему же американцы отступили от традиции? Есть конспирологическая версия - буква f должна была ввести в заблуждение советских и китайских шпионов. В это можно было бы поверить, если б машина получила проскальзывавший в ряде источников индекс f-19. Но f-117 nighthawk заставляет вспомнить о другом аэроплане "сотой серии, F-111 Aardvark, классическом носителе ядерного оружия. Правда, боевая нагрузка "Козодоя" оказалась иной, он нес на борту высокоточное оружие (третья ИТ-технология, сделавшая существование "невидимки" возможным). Ведь для бомбометания по площадям F-117 слишком дорог - $122 млн. за штуку. Надо пользоваться или ядерными, или высокоточными бомбами, способными с одного удара поразить бункер, мост, электростанцию, завод... На фото в начале статьи мы как раз и видим сброс бомбы с лазерным наведением gbu-28. По заказу ВВС США было изготовлено пятьдесят девять F-117. Публике машину впервые показали в ноябре 1988-го. В 1989-м f-117 бомбил Панаму, в 1991-м - Ирак, потом - Югославию (27 марта 1999 года F-117A, позывной VEGA 31, был сбит старой советской ракетой С-125, выпущенной сербскими зенитчиками5), затем опять Ирак. А теперь машине, широкая известность которой пришлась на время превращения США в единственную мегадержаву, настала пора уйти на покой. Технологию же stealth ждет дальнейшая жизнь. _______________________________________________________________ Оригинал статьи на http://pda.computerra.ru/?action=article&id=354740 [http://pda.computerra.ru/?action=sec...ion_id=27598]: - Блог "Компьютерры-Онлайн" - Из журнала "Компьютерра" --- |