|
#1
|
|||
|
|||
Болезни высоты
Boris Paleev написал(а) к All в Dec 05 18:00:04 по местному времени:
Нello All! "Коммерсантъ-Деньги" от 05.12.2005 Болезни высоты Современный мир невозможно представить без авиасообщения. Поэтому говорить о том вреде, который наносят здоровью авиаперелеты, вроде как-то неудобно. Между тем в медицинских кругах связанные с ними опасности обсуждаются давно и горячо. Недостаток воздуха, перепады давления и даже космическая радиация, по мнению некоторых специалистов, способны нанести серьезный ущерб здоровью пассажиров. Насколько оправданы эти опасения, попытался понять корреспондент "Денег" Карен Шаинян. Классовый синдром Проблемы здоровья, связанные с воздушными путешествиями, с каждым годом становятся все актуальнее. Во-первых, потому, что с каждым годом люди летают все больше. Во-вторых, поскольку население планеты стареет, стареют и пассажиры. И если молодые и здоровые люди переносят перелет без видимых последствий для здоровья, то люди со слабым здоровьем действительно рискуют, преодолевая большие расстояния на самолете. Наиболее популярная в недавнем прошлом тема -- это так называемый синдром экономического класса, то есть тромбоз глубоких вен нижних конечностей. Гарри Дядык, доктор медицинских наук, генеральный директор Московской медицинской сервисной службы: Считается, что во время долгих перелетов, когда пассажиры много часов проводят без движения в неудобной позе, в пережатых венах нижних конечностей могут образовываться тромбы. Если такой тромб оторвется и попадет в легочную артерию, это приведет к рефлекторной остановке сердца и неминуемой гибели в течение суток. Такой тромбоз может случиться и у пассажиров бизнес- или первого класса, но с меньшей вероятностью, поскольку они летают в значительно более комфортабельных условиях. В течение последних 20 лет синдром экономического класса бурно обсуждался врачами и представителями авиакомпаний. По статистике, смертность от тромбоза во время перелетов составляет 0,01%-0,03%. Чем дольше перелет, тем выше опасность возникновения тромбоза. Особенно велика эта опасность при перелете, например, из Европы в Австралию или Южную Америку. По статистике лондонского аэропорта Нeathrow, случаи тромбоза со смертельным исходом здесь происходят в среднем один раз в месяц. Факторами, которые способствуют образованию тромбов, считаются курение, прием гормональных контрацептивов, недавняя травма или операция, а также беременность и избыточный вес. Впрочем, после обширных исследований врачи пришли к выводу, что эта проблема касается не столько авиапассажиров, сколько, например, дальнобойщиков или спортивных болельщиков, которые просиживают перед телевизором по многу часов. Чтобы предотвратить образование тромбов, врачи рекомендуют всем пассажирам каждый час или два вставать, по возможности пройтись по салону или сделать специальные упражнения на месте. Ручную кладь, несмотря на увещевания стюардесс, лучше ставить не под кресло, а наверх, чтобы не ограничивать пространство для ног. Кроме того, следует больше пить жидкости, но не алкоголя и не кофе. Для пассажиров, у которых высок риск развития тромбоза, этих мер может быть недостаточно. В частности, это относится к беременным женщинам или людям, которые страдают повышенной свертываемостью крови. Таким пассажирам врачи рекомендуют перед полетом запастись специальными компрессионными гольфами. Кроме того, им следует проконсультироваться с врачом, при необходимости им могут назначить специальные препараты, уменьшающие свертываемость крови. Самое популярное средство, разжижающее кровь,-- это обычный аспирин. Врачи рекомендуют принимать его за день и сразу перед полетом. Более эффективный препарат гепарин нужно применять строго по назначению врача. Синдром полетного похмелья Микроклимат в самолете отличается от земного в первую очередь уровнем давления. Давление в салоне всех самолетов гражданской авиации гораздо ниже, чем на земле. Так, если на уровне моря давление около 760 мм рт. ст., то в самолете этот показатель составляет 580-600 мм, то есть примерно равен атмосферному давлению в Мехико или Денвере (2,5-3 тыс. м над уровнем моря). Единственный самолет, в котором давление поддерживалось на уровне обычного,-- это лайнер папы Иоанна Павла II. Установка специального оборудования, которое поддерживало бы нормальное давление в салоне во всех самолетах, слишком дорогое дело для авиакомпаний. Поэтому считается, что давление, которое ниже атмосферного на 160-200 мм рт. ст., человек может переносить без серьезного ущерба для здоровья. Гарри Дядык: От давления напрямую зависит количество связанного (питающего ткани) кислорода в крови: чем ниже давление, тем меньше этот показатель. Здоровый человек этого практически не замечает. Однако если пассажир страдает заболеваниями легких или сердечно-сосудистыми расстройствами, снижение уровня кислорода в крови для него может быть весьма ощутимо. То же относится и к пожилым людям, у которых насыщение крови кислородом исходно меньше, чем у молодых, и в условиях полета может быть вовсе ниже допустимых значений. В этом случае возникает опасность кислородного голодания тканей, начинается одышка, нарушения сердечного ритма и другие проблемы в работе сердца. Самая частая причина вызова врача в самолете (около 23%) -- это сердечно-сосудистые расстройства. На втором месте -- желудочно-кишечные расстройства, на третьем -- обмороки. На российских авиалиниях, судя по опыту отечественных врачей, самая частая причина плохого самочувствия -- это похмельный синдром. Обезвоживание организма, которое происходит во время полета, вместе со всеми вышеперечисленными проблемами с сердечно-сосудистой системой приводит к тому, что похмелье в самолете переносится особенно тяжело. Поскольку давление в самолете, как мы уже сказали, снижается, объем воздуха увеличивается примерно на треть. Поэтому возникает разница в давлении воздуха внешней среды и того воздуха, что содержится в человеческом организме. В лучшем случае это чревато болью в ушах. В худшем, например если человек перенес операцию на внутренних органах, есть вероятность, что могут разойтись свежие внутренние швы. Гарри Дядык: После удаления аппендицита мы не рекомендуем пациентам летать как минимум в течение недели, даже если человек вполне нормально себя чувствует. Тем более не стоит летать, если у человека есть опасность внутренних кровотечений любой природы. Впрочем, если есть такая опасность, ему следует вообще лежать в больнице, а не путешествовать. По этой же причине врачи не рекомендуют летать пациентам после переломов конечностей, если вокруг поврежденной конечности наложен сплошной гипс. Из-за перепада давления воздух, находящийся под гипсом, расширяется и может сдавливать ткани. Поэтому на время полета гипс нужно распиливать или заменять лонгетом. Еще одна проблема -- это смещение крови во время взлета и посадки. При ускорении или торможении самолета, если человек находится в горизонтальном положении, кровь притекает либо к конечностям, либо к голове. Если у человека слабое сердце или повышенное давление, это может усугублять плохое самочувствие. Именно поэтому во время взлета и посадки рекомендуется не лежать, а сидеть выпрямившись. Качество воздуха в салоне -- еще одна проблема, о которой говорят профсоюзы бортпроводников во всем мире. Интенсивность воздухообмена в самолете примерно в 20 раз ниже, чем на земле. Кроме того, воздух в самолете минимум в четыре раза суше, чем на земле (около 10% влажности). Такие условия с трудом переносят люди, склонные к заболеваниям дыхательных путей. Вдобавок во время длительных перелетов создаются идеальные условия для распространения всех воздушно-капельных инфекций. Ведь никто не гарантирует, что ваш сосед в самолете не страдает, скажем, открытой формой туберкулеза. Таких больных стараются не брать на борт, и у капитана корабля всегда есть право отказать пассажиру в полете, если он подозревает у того какое-либо заболевание, опасное для окружающих. Это право командира корабля не может оспорить и лечащий врач. Однако, даже если никто из пассажиров не страдает никакими болезнями, передающимися по воздуху, стерильности вам никто не гарантирует, поскольку некоторые микроорганизмы способны успешно размножаться в вентиляционной системе самолета. Для летающих матерей По словам специалистов, полет никак не провоцирует преждевременные роды. Тем не менее большинство авиакомпаний мира ограничивают полеты беременных женщин. Так, например, компания "Аэрофлот" требует от беременных женщин, роды которых планируются в течение ближайших четырех недель, представить письменное согласие врача на полет. Медицинское освидетельствование должно быть оформлено не ранее чем за семь дней до начала полета. Большинство международных авиакомпаний -- например, United Airlines, Delta, Alitalia, Swissair, Air France, Lufthansa -- после срока 36 недель требуют медицинскую справку, подтверждающую, что женщина может лететь. British Airways, Easyjet, British European, Air New Zealand выдвигают еще более строгие требования: до 36 недель беременности требуется медицинская справка, а после беременные женщины к полету вообще не допускаются. Авиакомпания Virgin позволяет летать беременным женщинам на любых сроках, но после 34-й недели -- только в сопровождении врача. Единственная авиакомпания, которая не предъявляет никаких требований к беременным пассажиркам,-- это грузинская авиакомпания Iberia. По часам Еще одна проблема, связанная с перелетами, это смена часовых поясов. Установлено, что частая смена часовых поясов приводит к нарушению внутренних биологических ритмов организма. Поэтому люди, вынужденные летать часто, нередко страдают нарушениями сна, депрессиями или хронической усталостью. Чтобы перенести смену времени с минимальными потерями, врачи рекомендуют быстрый переход на местное время. То есть если вы после долгого перелета догнали солнце и оказались на месте утром, не ложитесь спать, а начинайте жить сразу по местному времени. Если же вы летите на восток и прибываете на место ранним утром, просто примите легкое снотворное перед полетом (иммован, валериана), постарайтесь выспаться на борту, а по прибытии начать новый день по местному времени. Перейти на местное время помогают физические нагрузки, бассейн, прогулки и т. д. Утверждают, что перестраиваться на местное время с востока на запад проще, чем с запада на восток. На самом деле человеку проще перемучиться и не поспать ночью, чем уснуть, когда по его внутренним часам уже наступило утро. Ужас над землей Такая проблема, как воздушная болезнь, легко решается с помощью известных фармацевтических препаратов, таких как скоболамин, банин в виде таблеток или пластырей. Гораздо серьезнее обстоит дело со страхом полетов. Это скорее не собственно медицинская, а психологическая проблема, которая с трудом поддается лечению. По статистике, такой фобией страдают около 15% людей, из которых 80% боятся летать панически, то есть просто наотрез отказываются летать. При этом страх могут внушать самые неожиданные вещи. Кто-то боится взлетов и посадок, другие панически боятся летать над водой или горами, третьи опасаются того, что пилоты могут вести самолет в нетрезвом состоянии и не справятся с управлением. В общем, фантазии у всех разные, и никакие доводы не могут переубедить таких пассажиров. Между тем самолет -- значительно менее опасный транспорт, чем автомобиль или автобус, поскольку автокатастрофы случаются намного чаще. Этот факт, однако, не является достаточным аргументом для тех, кто боится летать. На Западе авиакомпании организуют специальные трех-четырехдневные тренинги, на которых люди привыкают к мысли, что летать не опасно. В России таких курсов пока нет, и все, что можно предложить людям, боящимся перелетов,-- это специальная литература из серии "помоги себе сам". Однако большинство пассажиров тематической литературе предпочитают алкоголь. Врачи крайне отрицательно относятся к такому подходу -- по их мнению, алкоголь может только усиливать страх смерти и приводить к паническим атакам на психику. подписи Гарри Дядык: "Во время долгих перелетов в венах могут образовываться тромбы" Чаще всего у авиапассажиров обостряются сердечно-сосудистые болезни Best regards, Boris --- Ручка шариковая, цена 1.1.5-20011130 |