|
#1
|
|||
|
|||
Наука выживать
Boris Paleev написал(а) к All в Sep 05 19:42:28 по местному времени:
Нello All! "Парламентская газета" от 14.09.2005 Наука выживать Леонид РЕПИН Самолет на связь не вышел... Три костра, разложенных рядом, - это сигнал бедствия, принятый в международных спасательных службах. Самолет частной колумбийской авиакомпании, направлявшийся рейсом в Чили с 32 пассажирами на борту, где-то уже в районе Анд вдруг замолчал. Все попытки диспетчера прочесать эфир в прилегающих воздушных коридорах на случай, если самолет сбился с курса, если бортовая радиостанция по каким-либо причинам вышла из строя, ни к чему не привели. Экран радиолокатора оставался безмятежно спокоен, а эфир наполняли лишь шорохи# Часа через два в предполагаемый район - туда, где могло оказаться терпящее бедствие воздушное судно, - вылетели два поисковых самолета. Усилия их пилотов остались безрезультатны. Поиски продолжались еще шесть дней, но ни следа пропавшего лайнера, ни намека на разыгравшуюся трагедию найти не удалось. В газетах появились фотографии погибших в траурных рамках# Кто там был?.. Просто пассажиры с детьми, летевшие в гости и по делам, любительская футбольная команда - на товарищеский матч со своими коллегами# Та катастрофа, случившаяся в середине 60-х годов, стала национальной трагедией. А между тем к тому времени, когда поиски пропавших были прекращены, половина из них были живы! Самолет с отказавшим двигателем над горной цепью Анд не падал - планировал. И пилотам, боровшимся за жизнь корабля до последнего, удалось высмотреть в горах небольшую наклонную площадку-ледник и направить на нее безнадежно стремившийся к земле самолет. Садились на брюхо. Камни на леднике вспороли фюзеляж самолета, оторвало кабину пилотов, снесло крыло, но в десятке метров от края пропасти изуродованная и совершенно беспомощная машина остановилась. Когда чудом уцелевшие люди пришли в себя и эйфория спасения улеглась, они поняли, в каком ужасном положении оказались. Одни в горах, на высоте более четырех тысяч метров, без каких-либо запасов еды и со многими ранеными. Пилоты погибли, рация мертва. Погибших оказалось одиннадцать человек. И что оставалось делать живым? Все страдали от холода, и, несмотря на то что зажигалок хватало, нечего было жечь: ни единого куста или дерева, ни пучка травы# Пытались поджечь обшивку салона и кресла, но они лишь тлели, выделяя ужасно въедливый, ядовитый дым, и тепла не давали. Бензина в баках не осталось ни капли, и согреться эти люди, невероятным образом оставшиеся в живых, могли лишь сняв одежду с погибших. Но летели-то они все не в Антарктиду, и теплой одежды не оказалось ни у кого# А потом они поняли: для того чтобы выжить, необходимо - смертельно необходимо! - есть. И взгляды их обратились на тех, кого они не могли предать земле, потому что в мире камней земли-то и вовсе не было. То, что они сделали, потом, после их спасения, обсуждалось по телевидению и в газетах на все лады: как могли цивилизованные люди, не дикари какие-нибудь из джунглей Ириан-Джая, стать каннибалами! Как могли они есть себе подобных! Но ничего другого им не оставалось, и если бы они не смогли преодолеть собственный ужас и отвращение, то погибли неминуемо. Они вырезали тонкие пластинки мяса погибших и раскладывали на уцелевшем крыле самолета. За день в лучах прямого солнца оно успевало провялиться. Одна девушка и пожилая женщина, не сумевшие пересилить себя, погибли в муках голода. Умирая, девушка попросила не есть ее погибшую мать. О себе она не думала. Они долгое время еще надеялись, что их будут искать и найдут, а потом осознали, что рассчитывать могут лишь на себя. Выбрав двоих самых сильных молодых людей и снабдив их запасом еды, их отправили в ту сторону, где уже по другим склонам гор, где-то в долине, кому-то еще с воздуха померещилось небольшое селение. Невероятно, но те двое дошли за несколько дней. О катастрофе, о трагедии, разыгравшейся с теми, кто выжил, заговорил весь мир. Наука о выживании в те годы еще только складывалась и питалась исключительно вот такими необыкновенными событиями, в результате которых человек волею судьбы остается один на один с природой, когда рассчитывать он может лишь на себя самого, на свою волю, на свою физическую готовность противостоять ударам судьбы и, конечно же, на собственные знания. Это теперь экипажи воздушных лайнеров имеют под рукой необходимые, тщательно продуманные и разработанные инструкции - опыт других, обобщенный статистикой, наблюдениями и рекомендациями физиологов, - и к тому же неприкосновенный запас долгохранящихся продуктов на всякий экстренный случай, а тогда# Тогда люди полагались лишь на собственное свое разумение. Опыт, накопленный молодой наукой о выживании, приобретен еще и в многочисленных экспериментах, поставленных по продуманным планам в лаборатории самого великого экспериментатора - Природы. Как следует поступать, если самолет совершил вынужденную посадку вдалеке от жилья? Если в непосредственной близости - в пределах одного-двух дней пути, то, если позволяет состояние терпящих бедствие, можно двигаться в путь, заранее наметив направление и взяв с собою запас еды, спички или зажигалку. Можно, если в первое время спасательные службы никак не проявили себя. Если же неизвестно, как близко жилье, от самолета ни в коем случае нельзя уходить: это крупный объект, с воздуха при поиске его легче обнаружить, чем бредущую группу людей. В лесу же и вовсе человека не отыскать. Поэтому первое правило: поблизости от самолета разжечь три костра, положив сверху елового лапника. Такой костер даст много дыма, чего и необходимо добиться. Одинокий костер сам по себе еще ничего не значит, но три костра, разложенных рядом, - это сигнал бедствия, принятый в международных спасательных службах. Теперь другое. Необходимо собрать всю имеющуюся еду и выделить человека, в чьем ведении она будет находиться. Еду надо распределить так, чтобы ее хватило всем на возможно долгое время: кто знает, когда именно придет спасение# Ну и, конечно, надо оглядеться вокруг и поискать растения, грибы, которые в пищу годятся. Поиск воды - тоже первое дело, но в лесу ее не слишком трудно добыть. Можно, наконец, собирать росу поутру, если на ночь растянуть на кольях или просто расстелить полиэтиленовую пленку по траве. Воды будет не так-то много, но от жажды вы уже не погибнете. Много росы оседает также на фюзеляже потерпевшего аварию самолета. Ну а если самолет совершил вынужденную посадку в пустыне и нет никакой надежды снова взлететь? Тут задача гораздо сложнее. Во-первых, надо помнить, что от самолета ни в коем случае нельзя удаляться. Спасения надо искать в тени крыльев под фюзеляжем, если позволяет ситуация. И надо поставить обязательно тент. Задача поиска воды в пустыне - самая важная. Существует несколько способов, и, по правде сказать, не слишком-то эффективны они. Лучший такой: выкопать яму глубиной сантиметров 70-80 и диаметром приблизительно столько же. Расстелить сверху полиэтиленовую пленку или клеенку так, чтобы она внутрь свисала свободно. Края пленки присыпать по кругу песком, а в середину положить что-то не слишком тяжелое или присыпать песком так, чтобы получилась воронка, конус вершиной вниз. На дно ямки поставить пустую банку - как раз под вершиной конуса. Утром в банке наберется немного воды. Если таких ловушек поставить несколько, можно добыть минимальное количество необходимой для жизни воды. Но ни шагу от самолета! Только если вы уверены, что рядом живут люди и вы ночью сумеете добраться до них, разрешается двигаться в путь! Все эти советы относятся к летнему времени, когда выжить, разумеется, легче: больше возможностей. Зимой же от самолета далеко не уйти: вряд ли у вас с собой окажутся лыжи. Да и одеты навряд ли вы будете подходяще. Три костра - вот главное ваше спасение. Огонь необходимо поддерживать постоянно: он согреет - не только подаст сигнал. Что же касается еды, то тут уж, извините, что бог подаст. Опытный в таких делах человек может, конечно, наставить силков на зайцев, на птиц. Так ведь это только опытный# Впрочем, и голь, и попавший в беду на выдумку хитры одинаково. Надеюсь, если уж вы попадете в такую историю, она, эта выдумка, вас не подведет. Человек удивительнейшие поступки совершает в борьбе за жизнь! И все же: летайте всегда счастливо. * Best regards, Boris --- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027 |