|
#1
|
|||
|
|||
Сергей Худиев: Чьи уши торчат за <Христианским Государством>?
Boris Paleev написал(а) к All в Sep 17 18:21:30 по местному времени:
Нello All! Деловая газета "Взгляд" http://www.vz.ru/columns/2017/9/19/887690.html Сергей Худиев: Чьи уши торчат за "Христианским Государством"? 19 сентября 2017, 17::40 Чего еще захотят эти по непонятным поводам негодующие люди? Может они, если не остановить их сейчас, вообще заставят всех молиться, поститься и слушать радио "Радонеж"? И тут на сцене являются провокаторы. Важный, хотя не единственный, элемент в прискорбных скандалах вокруг фильма "Матильда" - это культурное недоразумение. Две (и более) субкультуры, с разными ценностями, говорящие на разных языках, не понимают друг друга и ошибочно приписывают друг другу зловещие намерения. Режиссера Учителя обвиняют в том, что хочет глумиться над святыми и плевать в лицо русскому народу. Сильно сомневаюсь, что это когда-либо входило в его планы. Он просто снимает костюмную драму с адюльтером. В костюмной драме, помимо, собственно, костюмов, должны быть бурные эмоции. Мужчины должны подраться из-за женщины. Ну или женщины из-за мужчины, как в данном случае. Меня самого весь этот эмопорн скорее раздражает, но я тут явно в меньшинстве, поскольку, раз это повторяется из фильма в фильм, народу, скорее, нравится. А то, что у наследника престола был платонический роман, который так и не перешел в телесную близость (судя по дневнику самой Матильды) и завершившийся до его брака - это как-то совсем не бурно, никто ошалело не бегает с кинжалом, никаких эротических цен, повышающих продажи попкорна, и вообще скучновато. Значит, историческую фактуру надо улучшить - что является совершенно обычной практикой для костюмных фильмов из жизни эксплуататорских классов. Это совершенно стандартная общемировая практика - снимай хоть про святую Жанну д'Арк, но адюльтер вынь да положь. Ни с каким желанием плевать в русский народ и хулить святых это не связано - а просто таковы законы ремесла, все знают, как снимать коммерческий верняк. Со стороны православных людей это выглядит иначе. Николай и Александра воспринимаются как светлый, согревающий образ супругов, глубоко преданных друг другу, как свидетельство того, что в мире пошлости и цинизма бывает настоящая, преданная любовь между мужчиной и женщиной. Медовый месяц продолжительностью в 23 года. Они любили друг друга и умерли в один день. То обстоятельство, что по всему, что нам известно, Николай был глубоко предан своей семье, является важной частью его образа. Соответственно, попытки вписать Николая в любовный треугольник, а Александру заставить пылать злобой к сопернице, воспринимаются как клеветнические и невыносимо оскорбительные. Что, в свою очередь, у части сетевой аудитории вызывает непонимание - а че такова? А кто не бабник? Почему бы здоровому мужчине и не разнообразить свою сексуальную жизнь? Босс спит с секретаршей, преподаватель элитной школы с ученицами, такова жизнь, чтобы мужик имел возможность - и ей не воспользовался, да так не бывает, и что вы нам сказки рассказываете. Все мужики такие, да и бабы тоже... А тут человек с такими возможностями, как у наследника престола, а затем Императора - и чтобы он не пользовался? На это православные сильно огорчаются и говорят о том, что не только бывает, что босс, или преподаватель, или даже Император, не спит ни с кем, кроме своей жены, но и такое положение дел является достойным и праведным, должным и спасительным, и в том Николай показывает нам пример, злейшие же клеветники и растлители народных нравов пытаются этот пример уничтожить. Но ни режиссер, ни те, кто его поддерживают, не являются ни намеренными клеветниками, ни растлителями - гораздо больше похоже на то, что они искренне не понимают всей системы ценностей, в которой брачные обеты имеют значение, и у людей могут быть серьезные внутренние причины отказываться от того, чтобы разнообразить свою сексуальную жизнь. Чтобы служить черную мессу, нужен был священник-расстрига, который ведает, что творит. Но в данном случае мы имеем дело вовсе не с людьми, которые намеренно хулят святых, или поощряют такую хулу. Мы имеем дело с людьми, которые никогда и не были наставлены в этике верности и самоконтроля, и едва ли пытаются разрушить ее сознательно. Не следует домысливать за людьми намерения, которых они, видимо, не имеют. Не следует приписывать конфликт между двумя субкультурами намеренной агрессии с той или другой стороны - это просто культурное недоразумение. В одной субкульутре считается тяжко компрометирующим то, что в другой считается нормальным. И в глазах этой субкультуры недовольство православных фильмом, где Государь показан участником любовного треугольника, воспринимается, как непонятное, и потому крайне пугающее - мало ли что еще захотят эти по непонятным поводам негодующие люди? Может они, если не остановить их сейчас, вообще заставят всех молиться, поститься и слушать радио "Радонеж"? И тут на сцене являются провокаторы. Некое "Христианское Государство - святая Русь", с названием, явно позаимствованным известно у кого, начинает угрожать кинотеатрам поджогами. А потом человек, состоящий на психиатрическом учете, пытается поджечь кинотеатр, и какие-то неизвестные хулиганы сжигают машину "За Матильду". Что мы знаем, на самом деле, про это "Христианское Государство"? Что Церковь его не знает и знать не желает, и реакция со стороны абсолютно всех церковных людей на поджоги была резко негативной -и Владимир Легойда, и Митрополит Илларион, и даже всеми ругаемая Поклонская недвусмысленно осудили противоправные действия, подчеркивая, что настаивают исключительно на мирных и законных путях выражения своей позиции. Ни на каких церковных ресурсах я не видел интервью с представителями "ХГ" или статей в их защиту - только статьи с резкой критикой в их адрес. Зато пространные интервью с лидером ХГ Александром Калининым охотно разместили у себя либеральная "Медуза" и принадлежащая М.Б.Ходорковскому "Открытая Россия". В этих интервью Калинин старательно озвучивает принятые в определенных кругах антицерковные страшилки - мол, да, мы православные, хотим всех загнать в православный Иран. А ослушников сжечь, это уж само собой. При этом его язык для людей церковных выглядит несколько странно -как будто человек внецерковный старается изображать из себя какого-то глубокого, исконно-посконного православного, но имеет мало опыта общения в церковной среде. Другой участник "ХГ", Мирон Кравченко, как выяснили дотошные журналисты, был не так давно участником "Учредительный конференций по созданию Антипутинского информационного фронта", и снимался, кидая зигу на фоне красно-черного знамени "правого сектора". Вся медийная паника про "Православный ИГИЛ", который осуществляет "теракты" и даже "погромы" основана на заявлениях этого странного сообщества, которое никак не связано с Церковью, и на действиях неизвестных хулиганов. Тут явно торчат чьи-то уши, издалека даже несколько похожие на уши М.Б.Ходорковского. Как же реагировать на все это? Для начала, изолировать провокаторов. Нет никакого православного ИГИЛа, а равно Талибана. Есть какой-то слишком уж нарочитый Калинин и боец антипутинского фронта Кравченко. Да и намеренных хулителей и плевателей тоже нет - а есть субкультура, нравы которой православным чужды и непонятны, и это взаимно. Поэтому давайте несколько понизим градус полемики. И обсудим вопрос, который в последнее время, в связи с делом Серебрянникова и скандалом вокруг "Матильды" крайне обострился - вопрос о культурной политике государства. Что именно в культуре государство должно поддерживать за счет налогоплательщиков, а какие сто цветов пусть расцветают - но целиком за частный счет. Best regards, Boris --- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027 |