|
#1
|
|||
|
|||
"Кушай тюрю, Яша, молочка-то нет".
Uncle Sasha написал(а) к All в Oct 22 13:22:45 по местному времени:
Dear All, https://www.ng.ru/economics/2022-10-...>russians.html Россияне отказываются от молочных продуктов и рыбы При росте агропроизводства доступность основных продуктов питания снижается Анастасия Башкатова Заместитель заведующего отделом экономики "Независимой газеты" Новости о рекордных урожаях, хороших надоях и уловах для многих российских семей выглядят чересчур абстрактно. Потому что их рацион становится менее разнообразным: часть продуктов приходится заменять дешевыми аналогами. Так, в этом году спрос сместился с отдельных дорогостоящих категорий кисломолочной продукции на более доступное питьевое молоко. Причем и до кризиса-2022 население РФ в принципе недобирало до норм Минздрава по потреблению молока и молочной продукции. Есть проблемы с доступностью рыбы, которую нередко дешевле заменить свининой. Ретейлеры фиксируют снижение продаж рыбы. Молочная и рыбная продукция - источники относительно дорогих животных белков, и при финансовых проблемах от них начинают отказываться в первую очередь. Хуже всего ситуация с потреблением рыбы и молока оказалась в семьях с тремя и более детьми. Увеличение в стране производства молока не привело к росту доступности для россиян разнообразной молочной продукции. В России сократилось потребление кисломолочной продукции: за январь-июль падение в годовом сопоставлении составило около 8%. При этом за указанный период наиболее существенно просело потребление йогурта (почти на 15%), кефира и сметаны - примерно на 5%. Такие данные приводит Аналитический центр Milknews. Падение спроса сопровождалось и сокращением производства кисломолочной продукции. "Как отмечают аналитики, падение обусловлено тем, что в 2022 году наиболее выраженной стала тенденция замещения в рационе отдельных дорогостоящих категорий кисломолочной продукции (в том числе йогурта и сметаны), а также творога более доступным питьевым молоком", - отмечается на портале центра. Также сказалась ситуация с отдельными элементами упаковки. В сегменте молочной продукции наблюдается снижение натуральных продаж, особенно в части высокомаржинальных продуктов, таких как творожные сырки, йогурты, творожные десерты: их натуральные продажи сократились в этом году по сравнению с прошлым на 12-16%. Такие данные привел "НГ" председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Игорь Караваев. "Устойчивый спрос сохраняется на пастеризованное молоко, сливочное масло и сметану - традиционно более популярные категории у населения", - уточнил он. Ускорение инфляции в текущем году затронуло и молочный сегмент, хотя, по словам Караваева, в крупных торговых сетях рост цен все же менее заметен, "поскольку ретейлеры удерживают минимальные наценки на самые востребованные молочные продукты". "Сегмент молочной продукции, как и любая другая социально значимая категория, остро реагирует на изменения доходов населения", - пояснили "НГ" в пресс-службе Национального союза производителей молока ("Союзмолоко"). "Если говорить о ценах, то в этом году темпы их роста ускорились, - продолжили в организации. - Это связано с тем, что цены на сырое молоко в последние годы интенсивно увеличивались, наблюдался серьезный рост себестоимости в перерабатывающем секторе, но на цене на полке это не отражалось столь сильно". Как уточнили в "Союзмолоке", долгое время молочники за счет собственной доходности сдерживали цены: "За 2021 год потребительские цены на молочную продукцию выросли в среднем на 5,1%, в целом по продовольственной категории - на 9,2%, однако в этом году предел сдерживания был достигнут". И с начала 2022 года рост цен на молочную продукцию составил 14,3%. Хотя к середине года можно говорить уже о некоторой стабилизации цен. При этом из года в год российское население стабильно недобирает до норм Минздрава по потреблению молока и молочной продукции. Как сообщал Росстат по итогам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, в 2021-м потребление молока и молочной продукции составило в среднем на потребителя в год почти 265 кг, для сравнения: в 2020-м оно было примерно 272 кг. При рекомендуемой норме Минздрава - 325 кг на человека в год (см., например, "НГ" от 18.07.21). Другой продукт, на потреблении которого столь же остро сказывается ситуация с доходами населения и потребительскими ценами, - это рыба. Как прогнозировал Минсельхоз, в 2022 году объемы вылова водных биоресурсов должны быть на уровне 2021-го, когда они превысили 5 млн т. Также говорилось о положительной динамике в производстве аквакультуры. "В 2021 году объем составил более 350 тыс. т. В этом году рассчитываем на прибавку в 3-5%", - сообщал глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев. Текущие показатели, по его словам, позволяют обеспечивать внутренний рынок и развивать экспортный потенциал. "По оценкам торговых сетей, продажи рыбы снизились в среднем на 18% по сравнению с прошлым годом, особенно заметно сократились продажи лососевых, - сообщил "НГ" Караваев. - Потребление рыбы снижается на протяжении последних семи лет: за этот период оно сократилось почти на треть на фоне роста цен (почти на 90%) из-за мировой конъюнктуры и увеличения экспорта". По данным Росстата (итоги выборочного обследования), при прошлогодних уловах население стало потреблять рыбы меньше, чем раньше. Так, в 2021-м потребление рыбы и рыбопродуктов составило в среднем на потребителя в год 21,7 кг, для сравнения: в 2020-м показатель был 22,2 кг. Норма Минздрава: 22 кг на человека в год. "По нашим данным, сокращение потребления рыбы составляет около 20% по сравнению с 2021-м. Если проанализировать девять месяцев текущего года и прошлого, то мы увидим, что при примерно схожей динамике вылова импорт сократился на 35%, а экспорт увеличился на 20%", - сообщил "НГ" председатель "Рыбного союза" Александр Панин. "Несмотря на снижение цен на отдельные виды рыб (минтай, сельдь, иваси), нельзя сказать, что в целом рыба становится для россиян доступнее. В течение года мы наблюдали ценовые скачки на потребительском рынке из-за санкционного давления, подорожания международной логистики и прочих субъективных и объективных причин", - говорит Панин. По его данным, "в среднем рост цен составил около 20% к началу года". По данным Росстата, в сентябре рыба и морепродукты были дороже, чем в начале текущего года, на 12,4%. "Потребление и рыбы, и молочной продукции в 2022 году сократится, - прогнозирует эксперт Института аграрных исследований НИУ ВШЭ Юлия Никулина. - И рыба, и молочные продукты - это источники относительно дорогих животных белков в рационе. При снижении доходов населения товаром-субститутом в этом случае выступают более дешевые мясо птицы и свинина (в расчете на 1 грамм белка). А в группах населения с крайне низкими доходами стоит ожидать перехода вовсе на "углеводную диету", то есть увеличения в рационе доли хлебобулочных и макаронных изделий, растительного масла, картофеля". По данным Единой межведомственной информационно-статистической системы, в сентябре в среднем по стране свинина (кроме бескостного мяса) стоила около 310 руб. за кг, а бескостная свинина - чуть больше 400 руб. за кг. Куры охлажденные и мороженые стоили около 182 руб. за кг. А рыба живая и охлажденная стоила 270 руб. за кг в среднем по РФ. Впрочем, цены на филе рыбное превышают уже 475 руб. за кг, а если говорить о рыбе лососевых пород охлажденной и мороженой, то ее стоимость за килограмм достигает почти 1,1 тыс. руб. Еще одна проблема, по словам Никулиной, - дифференциация потребления по группам населения с различными доходами: "Так, в структуре затрат на продукты питания молоко на первый взгляд занимает не так много - около 7% в среднем по России. Тем не менее потребление молока не однородно по категориям потребителей, а именно по группам населения с разным уровнем доходов". "Потребление молока в первой децильной группе (с наименьшими доходами) почти в два раза ниже относительно десятой децильной группы (с наивысшими доходами): 178 кг и 348 кг на члена домохозяйства соответственно, по данным за 2020 год, - говорит Никулина. - При этом в первые децильные группы часто попадают семьи с детьми и пенсионеры, а ведь молоко и молочные продукты - это социально значимый продукт". Добавим к этому, что, по Росстату, хуже всего ситуация с потреблением и молочной продукции, и рыбы оказалась в семьях с детьми, и особенно - с тремя и более детьми. В 2021-м в таких семьях потребление молока и молочной продукции составило около 195 кг на потребителя, а рыбы и рыбных продуктов - примерно 14 кг на потребителя. По сравнению с 2020-м объемы потребления в прошлом году снизились. "Меняется структура потребления в сторону приобретения более доступных инфериорных (это в том числе менее качественные варианты. - "НГ") товарных категорий на фоне роста цен", - отмечает также доцент кафедры статистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Ольга Лебединская. При сохранении спроса на традиционные товары спрос на товары премиум-класса, да и не только на них, будет падать. "В целом продовольствие стало менее доступным по цене. Происходит перетекание спроса в те сегменты рынка, в которых представлена наиболее дешевая продукция", - соглашается гендиректор компании "ИВА Траст" Виктор Шахурин. Ключевой аспект - сокращение реальных располагаемых доходов населения. При этом истинные значения этого сокращения, как полагает эксперт, существенно превышают то, что показывает статистика, так как часть доходов россиян оставалась в тени. В то же время, как уточнил Шахурин, относительно высокий курс рубля сдерживает рост экспорта продовольствия, и это частично перераспределяет продукцию как раз на внутренний рынок. Sincerely yours, Alex Tihonov ... Надо же думать, что понимать (В.Черномырдин) --- FoxPro 2.60 |