forum.wfido.ru  

Вернуться   forum.wfido.ru > Прочие эхи > SU.POL

Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
  #1  
Старый 25.04.2021, 11:22
Uncle Sasha
Guest
 
Сообщений: n/a
По умолчанию "Твой брат, Петрополь, умирает!"

Uncle Sasha написал(а) к All в Apr 21 10:08:50 по местному времени:

Dear All,


https://www.rosbalt.ru/piter/2021/04/24/1898865.html

Почему Петербург для меня умирает

Отгородиться, закрыться, обособиться, никого не пустить - в этом суть
современной русской культуры, убивающей остатки европейского, вольного
духа.

В Северной столице сейчас ощущается дух скорее ближневосточный, чем
западный.

Дмитрий Губин Блогер, журналист, теле- и радиоведущий, писатель

Ну вот, новый российский кошмар: поправки в закон об образовании. Де-факто,
госконтроль за независимым просвещением. Сотни тысяч подписей под петицией
протеста, но все без толку. А параллельно - второй закон, требующий
лицензирования экскурсоводов.

Тут возмущения меньше, в основном в профкругу, но важен не масштаб, а сам
факт. Кто будет, спрашивается, лицензировать Татьяну Мэй, Льва Лурье или
Евгения Везенина? Подобострастные государственные тихари, которые двух слов
публично связать не могут, поскольку язык занят вылизыванием государя?

Я, с одной стороны, как все: сильно возмутился законом об образовании и
подписал петицию. Но, с другой стороны, не как все: смолчал по поводу
лицензий для гидов, хотя сам когда-то экскурсии по Питеру водил.

Просто ко всем действиям русской власти я подхожу с простым критерием:
возможно ли такое на Западе?

С этой точки зрения контролировать дополнительное образование - плохо.
Нигде на Западе я про такое не слышал. В Германии крупнейшая
просветительская организация - Volkshochschule, "Народная высшая школа",
где учат всему на свете, от древнегреческого до японской кухни, - это
вообще общественное объединение. Оно само решает, что и как преподавать.

А вот частные экскурсоводы и в Германии, и по всему миру лицензируются,
как, кстати, и в Эрмитаже или Русском музее. Можно, конечно, попробовать
водить группы в Европе и без лицензии. Писатель Юрий Малецкий,
эмигрировавший в 1990-х в Германию, написал роман "Группенфюрер" о жизни
такого экскурсовода. Герой сидит на социальном пособии, а экскурсиями
подхалтуривает. Но - рискуя нарваться на штраф, а то и суд.

Поэтому меня подобное требование не сильно возмущает. Ну будет ведать
лицензиями какой-нибудь "Дом культуры Льва Лурье", договорится со Смольным,
для которого это лишняя головная боль. Но в истории с экскурсиями
действительно есть момент, который меня напрягает, причем давно и сильно.
Настолько сильно, что мне не раз хотелось послать куда подальше культурную
столицу России со всеми ее высокодуховными жителями.

Сейчас объясню.

Есть в Питере знаменитый Толстовский дом на Фонтанке. В его дворах снимали
"Шерлока Холмса" и "Зимнюю вишню". Киношникам там нравилось то же, что и
всем: романтические арки, стиль ар-нуво. Но главное в этом доме - то, что
это вообще не дом, а город. Таким его задумал архитектор Лидваль. Дворы
соединяет как бы свой Невский проспект, ведущий с Фонтанки на улицу
Рубинштейна. А каждый подъезд - отдельный дом. Есть подъезды, где лишь
несколько огромных квартир, но есть и подъезд со 114 студиями для молодежи:

Так вот: этот Невский проспект вечно перегорожен запертыми воротами.
Внутрь, понятно, попасть не проблема: народа в доме-городе проживает тьма.
Однако стоит собраться группой больше трех или достать фотоаппарат, как
из-под земли вырастает некий парнишка, который орет и требует убраться вон.
Если вы не соглашаетесь, зовет охрану. Это сын главы местного ТСЖ,
искусствоведши и кандидатши наук, которая раз в год выпускает про
Толстовский дом брошюрку, обильно украшенную виньеточками, фестончиками и
цитатами про духовность. Она твердо убеждена, что всех чужих из дворов
Толстовского дома надо гнать. Нечего чужакам их Невский топтать. Пшли вон,
мы тут живем!

Эта дама в Петербурге не единственная. На Кирочной улице есть другой
уникальный дом, инженера Бака, в котором архитектор Гиршович спроектировал
между корпусами висящие коридоры. Потрясающее зрелище: эдакая гравюра
Пиранези. Дом долго нуждался в ремонте. А когда его сделали, жильцы,
держащие всех за баранов, в первую очередь перекрыли двор новыми воротами.
Тех, кто пытается пройти, гонят. С экскурсантов требуют денег. Такие нравы.
Это русская культура, не немецкая.

Та же ситуация - с домом страхового общества "Россия" на Моховой: шлагбаум,
охранник, и "убирайтесь вон, мы щас полицию вызовем"! Здание это, к слову,
забавно до чрезвычайности: в мелкую улицу воткнута копия дворца Марли
Людовика XIV. Но на задах псевдодворца - совершенно итальянский город эпохи
Возрождения. Очень впечатляющий. Именно там снимали "Собачье сердце". Но
все это закрыто для чужаков.

И так всюду. Дома и дворы огораживаются и отгораживаются - даже от
ближайших соседей. На Белинского я знаю два дома с общей помойкой. Так вот,
обратно без ключа не пройти. Причем у каждого дома свой ключ, чтобы соседи,
гады, к ним во дворы не смели зайти: И так не только в центре Питера. Что,
в Кремле не так? Отгородиться, закрыться, обособиться, никого не пустить -
в этом вообще суть современной русской культуры.

Именно такая культура убивает в Петербурге остатки западного, европейского,
вольного духа. Потому что главное и принципиальное отличие Европы от России
в том, что Европа основана на идее равенства. То есть на идее, что другой
человек, совершенно посторонний, имеет равные с тобой права.

В старинном городе Аугсбурге - том самом, где жил когда-то писатель
Малецкий - я снимаю и выкладываю в ютуб видео про повседневную немецкую
жизнь. Одна серия - как раз про устройство дворов. Они обычно открыты,
причем всегда и всем. У проходных дворов, с садами и ручьями, есть даже
ворота с замком, но они не закрываются даже ночью. Когда заглядывают
экскурсанты, там могут пить кофе жители-резиденты. Они экскурсии не гонят.
Наоборот, улыбаются, вступают в разговор. Мне кажется, они гордятся, что
через них как бы говорит история, которую приватизировать - дело
немыслимое.

Я знаю места, где люди выкупали старые мастерские, за свой счет
реставрировали и прокладывали через свою собственность туристский маршрут.
Нет, они не берут процент с экскурсий. Просто им нравится, что они своими
усилиями сделали часть истории доступной всем. Они, кстати, часто в своих
домах-музеях и живут. И не видят в незнакомцах на пороге никакой проблемы.

Я ничуть не хочу сказать, что отгораживающиеся дом от дома, двор от двора и
человек от человека делают Петербург менее туристически привлекательным.
Приезжих всегда будет магнитом тянуть Невский - даже такой пыльный, шумный
и загазованный, как сегодня. Но утрачивающий открытость Петербург, как и
утрачивающая открытость Россия, теряют свою привлекательность для меня. Они
мне все больше и больше чужие. В них дух скорее ближневосточный, чем
европейский. У меня все меньше общего с людьми, которые искренне
недоумевают: "Погоди, Дим, так ты что хочешь? Чтоб мы квартиру купили, а у
нас во дворе черт знает какой сброд шлялся?!" У меня все меньше общего с
людьми, для которых "сброд" - это все, кто не из их круга.

Думаю, мое исчезновение они воспримут с облегчением.

Да и я тоже.

Ну вот и славненько: можно начинать лицензировать тех, что остались.

Дмитрий Губин

──────<конец цитаты> ─────────────

Первые три года в Ленинграде я прожил в доме, где Достоевский поселил
своего Раскольникова. Комнатка Ракольникова помещалась точь-в-точь над моим
отгороженным (не до потолка) кусочком комнаты в коммунальной квартире. Я
выходил на лестницу через ту же самую кухню, мимо которой Родион старался
проскочить "словно мышь". На улицу я выходил через подворотню, в которой
был вход в дворницкую, откуда вороватый студент спионерил топор. Потом этот
вход замуровали. Потом вход во двор закрыли железными воротами с цифровым
замком. Ибо нечего!

Sincerely yours,

Alex Tihonov



... Страна у нас - хватит ей вприпрыжку заниматься прыганьем
(В.Черномырдин)
--- FoxPro 2.60
Ответить с цитированием
Ответ


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Текущее время: 02:54. Часовой пояс GMT +4.


Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2024, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot