|
#1
|
|||
|
|||
(3) Что такое современность, почём туда билеты, почему нас оттуда выгна
Boris Paleev написал(а) к All в Jul 22 15:39:08 по местному времени:
Нello All! Что такое современность, почём туда билеты, почему нас оттуда выгнали и можно ли её импортозаместить (часть 3) Между прочим, эта логика богооставленности неожиданно была воспроизведена или повторена уже в середине ХХ века. На изломе перехода из модерна в постмодерн. Постмодерн начался, как мы все знаем, с риторического вопроса европейских интеллектуалов - как возможна философия, или литература, или даже наука или любое позитивное знание, после Холокоста? Остановимся поподробнее на этом переломе, потому что без его осмысления невозможно понять то состояние, в котором мы оказались сейчас. Пик торжества прогресса как принципа истории пришёлся на модерн, начавшийся с великих европейских революций - английской и французской - и закончившийся двумя мировыми войнами. То, что случилось с человечеством тогда, в первой половине ХХ века, стало страшным ударом по прогрессистскому оптимизму. Оказалось, что освобождённый разум и его порождения, будь то естественные, точные, или социальные науки, способны создавать страшные машины уничтожения, как физические, так и государственные. Человечество испугалось. Оно почувствовало, что где-то на предыдущем такте, когда ломали все препятствия на пути разума, где-то с водой выплеснули ребёнка. И вместо отвязного, проектного конструирования светлого будущего оно принялось копаться в своём прошлом, пытаясь найти в нём утраченную опору. Именно тогда, а вовсе не после падения Берлинской стены, как пытался это представить Фукуяма, и наступил по-настоящему конец истории, иначе говоря, эпоха пост-всего. Это можно назвать эпохой трёх великих разочарований. У прогресса, как его понимал модерн, было три сверхцели: 1. Личное биологическое бессмертие человека. 2. Выход в космос и освоение Вселенной. 3. Построение справедливого общества на Земле. И вот как раз во второй половине ХХ века стало вдруг ясно, что все эти три цели недостижимы. Причём все они разбились об одно и то же - о принципиальные ограничения самой человеческой природы, биологического вида Нomo sapiens. 1. Жизнь можно продлевать, но так или иначе любой биологический организм запрограммирован на естественную смерть. 2. В космос можно выйти, но делать там человеку нечего - его организм в существующем виде приспособлен к жизни исключительно в условиях планеты Земля. 3. Общество можно переустроить, насаждая идеи равенства, братства и общей собственности, но закончится это скорее всего или кровавой мясорубкой, или хозяйственным коллапсом - потому, что по жизни никто никому не равен и никогда никому не брат, а человеку своё всегда ближе, чем общее. Это была обвальная, хотя и не вполне осознанная в моменте, ценностная катастрофа. Но мало того, что проект накрылся - он ещё и оставил после себя на планете горы мусора и обломков. А ещё осталось дезориентированное человечество. Расплодившееся и разожравшееся к тому моменту до такой степени, что стало представлять угрозу всей биосфере планеты. И вот в этот момент началось то, что можно назвать Генеральная Уборка. Что произошло? До начала эпохи Модерна миром управляли элиты - узкий слой породистых хозяев жизни, который лишь изредка разбавлялся пробивающимися туда снизу счастливчиками. В эпоху Модерна их позиции начали сыпаться и в конце концов почти рухнули - случилось то, что Ортега-и-Гассет назвал "Восстанием масс". Слом модерна начался, наоборот, с "реванша элит" - восставшие и возомнившие массы начали загонять обратно в стойло и приводить к покорности. Делалось это кнутом: страхом новой войны, мировой или гражданской - и пряником: изобилием благ "общества потребления" и различных прав и свобод. В целом это получилось, но вышло очень дорого - даже не столько для экономики, сколько для экологии. Как? Одно из полезных открытий, которые оставил нам в наследство Модерн, состоит в том, что средства массовой коммуникации дают невиданные ранее возможности по управлению поведением огромной массы людей. Которые кратно возрастают, если в качестве медиа использовать не только репродуктор или экран, но и, к примеру, этикетку на вещах, которые человек каждый день покупает в магазине. Потребительский аспект, особенно изложенный на языке "качества жизни" и "базовых благ", включая уже сейчас и ББД - безусловный базовый доход - удобен ещё и потому, что создаёт хорошую канву для массовой инфантилизации. Потребитель это в анамнезе ребёнок, у которого "хочу" превалирует над любым "надо", который не любит и не умеет терпеть и ждать, лишён "длинной воли". Потребительский кредит - это инструмент отключения длинной воли в принципе: получи сейчас, заплати потом, когда повзрослеешь. Мир волшебной сказки, перекочевавший из детских книг в рекламные ролики потребительских товаров, где всё время происходят сказочные чудеса. Киноиндустрия, чей самый кассовый продукт последних десятилетий - разного вида сказки для детей-и-взрослых, а точнее для взрослых детей. Экономика внимания, в которой просмотры, лайки и репосты приобрели статус основной валюты, а способность притягивать и удерживать внимание стала главным социальным лифтом. Это тоже как в детском саду - кто громче кричит, того и слушают, за тем и идут. Инфраструктура комфорта, создающая иллюзию, что мир создан специально для тебя, и если в нём что-то неудобно или напрягает, то это явно чья-то недоработка. Особенно сейчас, когда магистральный тренд маркетинга - это персонализация спроса. Мир гламура и глянца, сконструированный как мир вечной молодости и бессмертия. Идея lifelong learning, бесконечного саморазвития, исключающая в принципе достижение когда-либо состояния взрослости. Вечный ученик закрепляется в ощущении своей неготовности принимать решения - ему всегда кажется, что он не созрел. Счастливый мир вечного детства. Best regards, Boris --- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027 |