forum.wfido.ru  

Вернуться   forum.wfido.ru > Прочие эхи > SU.POL

Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
  #1  
Старый 04.09.2023, 18:23
Dmitry Shtogrin
Guest
 
Сообщений: n/a
По умолчанию Сельским школам приказано умереть

Dmitry Shtogrin написал(а) к All в Feb 06 21:30:00 по местному времени:

ANGEL шлёт тебе привет о All!


=======================================================================
'Правда' № 17
17 - 20 февраля



Сельским школам приказано умереть

Министерство образования и науки нашло главный тормоз
разработанной в его недрах школьной реформы -пожилые учителя и
сельские школы

ОТЧИТАВШИСЬ ПЕРЕД ДЕПУТАТАМИ о "модернизации системы
образования" в рамках реализации национального проекта
"Образование в России", Андрей Фурсенко в очередной раз
взбудоражил педагогическую общественность: он вновь предложил
панацею, с помощью которой наше оголодавшее, полузадушенное
среднее образование придет к расцвету и изобилию,- закрыть
"нерентабельные" сельские школы, что "должно привести к
значительной экономии бюджетных денег".

Министерство не смущает тот неоспоримый факт, что с 2003 года
уже идет эксперимент по реструктуризации сельских школ, в
котором участвуют 18 субъектов РФ. В данном проекте накручено
много умных, ученых слов типа "базовая, опорная школа,
передвижная учебная лаборатория, социокультурный комплекс,
ресурсный центр" и т.д., и т.п. Всё это означает лишь одно:
малокомплектную школу - закрыть, учителей - уволить, детей -
сдать в интернаты.

Мне пришлось по этому поводу разговаривать со многими
деревенскими родителями. Все без исключения от подобной
перспективы просто в шоке. Большинство из них готовы покинуть
свои деревни и переехать в город, лишь бы не отдавать свое
"дитё" в чужие руки. В ситуации, когда большинство
сельхозпредприятий обанкротили, именно школы играют роль некоего
объединительного центра в деревне. Поэтому закрыть сельские
школы - значит окончательно доконать российскую деревню.

Пока что у экспериментаторов ничего не вышло по причине их
собственного недосмотра. Решать судьбы малокомплектных школ по-
прежнему доверено органам местного самоуправления. А они в
большинстве своем и отказались наносить такой удар по своим
детям.

Осознав это, министр по всем правилам ведения боевых действий
решительным маневром зашел сопротивленцам с тыла. По его мнению,
"в российских школах сейчас в полтора раза больше учителей, чем
необходимо, это и есть резерв для увеличения финансирования школ
и повышения зарплаты педагогам... Многие преподаватели
пенсионного возраста не уходят из школ из-за низких пенсий, а
молодежь не приходит в школы не только в связи с низкой
зарплатой, но и потому, что все места заняты и в большинстве
школ молодые кадры не ждут".

И вот теперь главным врагом образования "по-министерски"
объявлен "учитель пенсионного возраста". Такого, похоже, никто
не ожидал. Дело в том, что как многие деревни сегодня держатся
за счет того, что в них есть школы, так и подавляющее
большинство школ, особенно провинциальных, держится на плечах
именно учителей "старшего возраста". Молодыми здесь считаются
сорокалетние, но и их меньшинство. Сегодня на российской пашне
скорее встретишь китайского или таджикского крестьянина (ими
заселяются брошенные русские деревни, ведь свято место пусто не
бывает), чем в сельской школе двадцатипяти-тридцатилетнего
учителя.

В то самое время, когда министр говорит об избытке в стране
учителей, регионы стонут от нехватки квалифицированных
педагогических кадров в сельских школах. К примеру, в
Ленинградской области накануне нового учебного года, по данным
сайта Утро.ru, дефицит школьных учителей составлял свыше 500
человек. И хотя педагогические вузы Ленинградской области
ежегодно оканчивают более 700 человек, работать по специальности
идут меньше трети из них, да и то надолго в школе не
задерживаются. В Читинской области, по сообщениям местной
печати, ощущается острейший недостаток учителей-предметников:
"На ставку учителя русского языка и литературы готовы взять хоть
сантехника, лишь бы он знал, кто такой Александр Сергеевич
Пушкин и его фамилию без ошибок писал". Ежегодно из стен
Забайкальского государственного педагогического университета
выходят около 800 студентов-очников, однако их подавляющее
большинство предпочитает торговать на городском рынке, чем за
две-три тысячи в месяц нести "доброе, светлое, вечное"
деревенским ребятишкам.

ПО ДАННЫМ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ и науки, в России 45 тысяч
сельских школ, то есть около 70% от их общего числа. Так что
удар придется именно по сельским учителям. В селах и деревнях
обучаются 5,9 млн. человек и работают более 40% учителей (685
тысяч человек). 44% от общего числа сельских школ -
малокомплектные. Это - в среднем. А в Новосибирской области
таких школ уже около 87%. Такая школа чиновниками считается
"затратной".

"Затратность" - термин, рожденный узким ведомственным
лобиком. А между тем вопрос о сельской школе сегодня, по сути
дела, становится вопросом геополитическим. Цифра - вещь лукавая.
В ответ на статистику Фурсенко можно вспомнить другие цифры.
Например, мы уже забросили более 10 тысяч деревень. Обезлюдели
целые районы. А ведь почти на 70 процентах территории Российской
Федерации проживают 40 миллионов сельских жителей, из них
молодежи - лишь 14 миллионов. Закрытие "неперспективных" школ
приведет лишь к выдавливанию оставшихся молодых родителей,
которые уедут из-за невозможности учить детей, а также самих
детей, которые уже никогда не вернутся в деревню. Речь идет даже
не о перспективах сельского хозяйства, а именно о будущем
огромных территорий. В некоторых областях, в частности в
Курской, это уже начинают понимать и своими силами пытаются
возродить сельские школы, даже самые маленькие. Но разве по
силам тягаться местным властям с мощным катком федеральной
политики, уминающим под собой всё живое и здравое?

За последние 10 лет количество сельских школ сократилось
примерно на 2000. Сегодня в России 5604 школы, в каждой из
которых меньше 10 учеников. Число детей, обучающихся на селе,
более чем в два раза уступает числу городских школьников, и при
этом оно с каждым годом сокращается. Главная причина, говорят
нам,- демографическая.

Казалось бы, Министерству образования и карты в руки. Ведь в
том числе и достойным современным уровнем образования можно было
бы удержать людей на селе. Вместо этого Фурсенко жалуется: "Есть
школы, в которых затраты на одного ученика сравнимы с затратами
на студента престижного вуза". Министр, конечно, лукавит. В
Москве на одного школьника приходится от 26 до 50 тысяч рублей в
год, в сельской школе, к примеру, в Пермском крае - 4,5 тысячи.
То, что называется "материальной базой" сельских школ, можно
сравнить разве что с уровнем 1913 года. В большинстве нет
водопровода, парового отопления, пожарной сигнализации.

Помню, довелось мне несколько лет назад побывать на пожарище
школы в костромском селе Нежитино. Тогда один из начальников
районного образования предрёк: "Школы горели, горят и гореть
будут". А как им не гореть, когда обогреваются треснувшими
печами, а дряхлая электропроводка свисает с деревянных стен?

Физику и химию деревенские ребята осваивают "на пальцах",
потому что нет ни кабинетов, ни учебных пособий, ни приборов, ни
реактивов. Географию постигают по рваным картам двадцатилетней
давности.

Чиновники уже отчитались в поголовной компьютеризации
сельских школ: 1 компьютер на 56 учеников... Видела я эти
компьютерные классы, где стоят две-три допотопные "железяки",
"фонящие" и дребезжащие. Да и о какой компьютеризации может идти
речь, когда деревню постоянно отключают от электричества и даже
домашние задания приходится делать чуть ли не при лучине!

НЕ ЛУЧШЕ положение и с широко разрекламированной идеей
оборудовать сельские школы спутниковыми антеннами. "Тарелки"
повесили оперативно. Отрапортовали. Не учли одного: в
большинстве школ нет сигнала, в других можно работать лишь в
режиме "приема". Правда, дети как раз нововведение оценили:
спутниковые антенны, как оказалось, служат хорошими мишенями при
игре в снежки.

Увы, и скопированная с европейского опыта программа "Школьный
автобус" оказалась плохо приложима к раздолбанным российским
дорогам, морозным зимам, автобусам-доходягам, которые в жару
дымят и ломаются, а в холода глохнут.

Понятно, у сельского учителя в такой ситуации лишь одна
головная боль: как бы пробудить да обогреть ребят, вставших на
рассвете и с превеликим трудом добравшихся до школы. А весной и
осенью - другая забота: и ученики, и преподаватели вкалывают на
грядках пришкольного участка, чтобы зимой было чем детей и
взрослых накормить.

Грядки - это немаловажный фактор в жизни современного
сельского учителя, чей рабочий день начинается с утренней дойки,
а кончается дойкой вечерней. Без урожая картошки-моркошки, без
сбора ягод и грибов, без хрюшки в сараюшке ни одна учительская
семья не выживет, работая даже, как принято сегодня, на полторы-
две ставки. Другое дело: хватает ли времени нынешнему учителю на
чтение, в том числе и новой методической литературы, выплаты за
которую, кстати, задерживают годами?

Мало того, что сельское образование таким образом держится
почти исключительно на плечах энтузиаста-учителя, так
государство еще и крохоборничает: отбирает у него льготы на
оплату газа и дров, отменяет право на бесплатное предоставление
ему жилья, грозит отменить отсрочку от призыва в армию для
молодых сельских педагогов-мужчин.

Практика сегодняшнего дня такова, что законы, программы,
зарплата предполагают наличие "черного" заработка. Не секрет,
например, что столичные учителя весьма существенно подрабатывают
репетиторством, в худшем случае - вымогательством. Но только не
в сельских школах, где даже при большом желании взять просто не
с кого: у деревенских родителей лишняя копейка заводится редко.
По той же причине абсолютно нереально оценивать сельское
образование таким предложенным в нацпроекте критерием, как
степень привлечения внебюджетных средств. Ведь деревенской школе
просто и обратиться не к кому.

Простое человеческое чувство - протянуть руку помощи своим
более бедным согражданам - нынешним властям незнакомо. Бедность
у них вызывает лишь одно побуждение: добить. И добивают.
Рассчитано всё скрупулезно, не подкопаешься. Так, по оценкам
Высшей школы экономики, реструктуризация сельских школ может
снизить расходы на содержание зданий и их текущий ремонт в
среднем почти до 1 млн. рублей на каждый сельский район.
Ориентировочная оценка ожидаемого эффекта - до 10-12% экономии
бюджетных расходов в течение следующих 3-5 лет. Что против этих
"серьезных", цифрами обоснованных доводов судьбы каких-то
"неперспективных детей" с их "неперспективными родителями" и
"нищими учителями"?

Как показали выступления, в том числе и пенсионеров,
лишившихся льгот, власть прислушивается лишь к тем, кто пытается
сопротивляться. Вот и сельские учителя, кажется, стали это
понимать. В конце прошлого года на акцию протеста вышли вместе с
другими бюджетниками и учителя сел Амурской области. 16 января
уже этого года около трехсот граждан Сергокалинского района
Дагестана (в большинстве своем учителя сельских школ и члены их
семей) объявили бессрочную забастовку, требуя вернуть им
отмененные с 2006 года льготы на оплату газа и остановить его
отключение у должников, которое начала компания
"Дагестанрегионгаз". Псковский областной суд по заявлению
учителя Татьяны Ивановой признал противоречащим федеральному
законодательству закон Псковской области, по которому для
учителей сельских школ была отменена практика бесплатного
предоставления жилья, отопления и электроснабжения.

Широкую огласку получила протестная акция учителей поселка
Дунай Приморского края в конце прошлого года. Глава местной
администрации решил две местные школы объединить в одну. Этому
воспротивились и директор, и учителя, и родители учеников
закрываемой школы. Педагоги объявили голодовку и в конце концов
добились своего. Но мало кто знает печальную развязку этой
истории: в самый канун Нового года была убита организатор
протеста - директор школы, которую пытались закрыть, Татьяна
Островская. Похоже, за сельские школы взялись всерьез.

Мария ПАНОВА.

======= cut =========================================================



Dmitry.

... "И наблюдать мне было радостно красу небес..."(с)Сенека
--- Angel System ---
Ответить с цитированием
Ответ


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Текущее время: 12:10. Часовой пояс GMT +4.


Powered by vBulletin® Version 3.8.7
Copyright ©2000 - 2025, vBulletin Solutions, Inc. Перевод: zCarot