![]() |
|
#1
|
|||
|
|||
![]()
Boris Paleev написал(а) к All в Oct 18 20:48:40 по местному времени:
Нello All! https://aftershock.news/?q=node/695139 "Достойный спорт", или как разбить американский "Геркулес" задорого чт, 25/10/2018 - 18:50 | eprst (6 лет 6 месяцев) Однажды американским военным срочно потребовался тяжёлый самолёт, способный садиться и взлетать почти вертикально. И они его практически получили - но что-то пошло не так. Неудачный дебют "Дельты" В ноябре 1979 года толпа представителей восставшего иранского народа захватила посольство США в Тегеране. В обмен на дипломатов иранцы вежливо, но твёрдо попросили Вашингтон вернуть им свергнутого шаха. Вашингтон чуть менее вежливо и твёрдо ответил "нет". Во-первых, у иранцев без направляющей и руководящей роли ЦРУ революция получилась какая-то не демократическая. Во-вторых, идея выдавать революционерам бывших лидеров могла серьёзно подпортить отношения США с другими "столпами демократии". Взамен американские военные предложили президенту Картеру хитрый план под пафосным названием "Орлиный коготь" (Eagle Claw). Согласно ему, отважные герои должны были прилететь в Тегеран и всех спасти. В смысле, всех американцев. А уж с потерями среди персов - как получится. В роли команды спасателей, ввиду отсутствия на службе Чипа, Дейла и Супермена, должно было выступить недавно сформированное подразделение спецназа "Дельта". До собственно спасения дело так и не дошло. Хитрый план предусматривал организацию посреди иранской пустыни передового аэродрома. Но если транспортные С-130 "Геркулес" со спецназом и запасами горючего долетели сравнительно благополучно, то с вертолётами вышло почти как в песенке про "десять негритят". Восемь "си стэллионов" вылетели на миссию. Они попали в песчаную бурю, один сломался, их осталось семь. Семь "си стэллионов" летели над Ираном, У одного отказала навигация, и он повернул назад, их осталось шесть. Шесть "си стэллионов" прилетели в точку сбора, Ещё один оказался повреждённым, целых было пять. Один "Си Стэллион" решили передвинуть, Он задел лопастями "Геркулес", и тут случился ФЕЙЕРВЕРК! В огненном костре погибли восемь человек. Из-за рвавшихся внутри транспортника боеприпасов американцы даже побоялись уничтожить остальные "си стэллионы". А просто попрыгали в оставшиеся "геркулесы" и улетели. В итоге офигевшим иранцам достались пять вертолётов, набитых секретной аппаратурой и ещё более секретными цэрэушными документами. Национальный спорт - хождение по граблям После такого феерического во всех смыслах провала акции Пентагона в глазах президента Картера и его команды слегка упали. Требовалось срочно спасать положение (ну и заложников). Поэтому не отходя от кассы, как говорили в советских фильмах, генералы стали придумывать новый план. Ход их мыслей был прост, как схема кирпича в разрезе. Раз в прошлой операции слабым звеном оказались тяжёлые транспортные вертолёты, давайте уберём их - и всё пойдёт как по маслу. Так появилась идея операции "Достойный спорт" (Credible Sport). Правда, совсем просто убрать "си стэллионы" не получалось. Возникала загвоздка: если вертолёты могли сесть практически где угодно, то принять тяжёлые транспортники мог лишь подходящий аэродром - а таких в Тегеране и окрестностях имелось немного. Идея высадиться в международном аэропорту иранской столицы и проехать полгорода, снося и взрывая всё на своём пути, американских военных в общем-то не пугала. "Ну развяжем Третью мировую, подумаешь. Какие мелочи - она всё равно когда-нибудь начнётся". Но вот сохранность заложников при таком сценарии выглядела весьма сомнительно. В этом смысле намного симпатичнее выглядел стадион Амджади, находящийся рядом с посольством. Но если вертолёты могли на него приземлиться без особых проблем, то для "геркулесов" он был немного... маловат. Как тебе такое, Илон Маск? "Так, а в чём проблема? - удивились генералы. - Сделайте нам "Геркулес", чтобы садился и взлетал как вертолёт! И да, обратно пусть на авианосец садится!". Конструкторы икнули и призадумались. Если со взлётом всё было более-менее понятно - на ракетных ускорителях чего только не поднимали, - то вот с посадкой вопрос был интересный. Тем не менее, деньги были выделены. ВВС, ВМФ и фирма "Локхид" занялись их распилом. Уже на первом этапе выяснилось: стандартных ускорителей JATO (jet-assisted take-off - "вспомогательный реактивный двигатель для взлёта") требуется слишком уж много. По расчётам инженеров их надо было аж 58 штук - в семь раз больше обычного. При таком раскладе получалось, что С-130 повезёт лишь самого себя и ускорители. "Да фигня вопрос! - махнули рукой флотские, узнав о проблеме. - У нас этих ракет - как гуталина! Вы лучше пока крюк приделайте, чтобы аэрофинишёр на палубе цеплять!". Для взлётного пинка флот расщедрился на восемь двигателей от зенитных ракет RIM-66 "Стандарт". Ещё подходящие нашлись у противолодочной ракеты ASROC. Поскольку флот США в тот момент вовсю готовился ловить стаи советских подлодок, этих ракет наштамповали действительно много. И десяток-другой адмиралам для хорошего дела было совершенно не жалко. Восемь ракет установили вокруг носа, чтобы тормозить самолёт. Ещё по две - на каждом крыле, чтобы управлять рысканием при взлёте. И две ракеты прикрутили к хвосту, чтобы он резвее задирался на взлёте - конструкторы боялись, что нос машины слишком бодро взмоет вверх, отчего хвост заденет полосу и попросту оторвётся. Глядя на флотских, лётчики тоже решили не отставать. Они принялись потрошить свои закрома и выдали конструкторам восемь движков от противорадарной ракеты AGM-45 "Шрайк". Этим "Геркулес" должен был притормозить свой спуск, когда приземление совсем уж станет напоминать падение. В сумме это составило три десятка ракетных двигателей. На два больше, чем на "Фалкон Хэви" у Маска. Правда, у Илона могут одновременно работать целых 27 из них. Но в 1980-м мозги компьютеров, управляющих всем этим хозяйством, были заметно слабее, чем у нынешних. Блин горелый Испытательные полёты начались 19 октября 1980 года. Пилотирование без включения ракет и даже пробный взлёт с ускорителями прошли нормально. Теперь предстояло испытать систему в целом. По изначальному замыслу, запускать ракетные пакеты должна была электроника. Но в последний момент решили: управляющие системы ещё недостаточно откалиброваны, и управление зажиганием будет ручное. Первыми, как и планировалось, включили верхний передний блок ракет - в двадцати футах (примерно в шести метрах) над землёй. Нижний блок требовалось запустить в тот момент, когда самолёт коснётся бетонки. По официальной версии, причиной дальнейшего стал человеческий фактор - ослеплённый пламенем ракет бортинженер отчего-то решил, что "Геркулес" уже едет по земле. Менее официальные версии сотрудников "Локхида" говорят о техническом глюке - система заставила сработать нижний передний блок ракет, но при этом не включила те, что должны были затормозить падение. По крайней мере, в одном испытания удались - ракеты действительно остановили самолёт почти сразу. В двадцати футах над землёй. После чего железная махина закономерно упала вниз. К счастью, начавшийся пожар удалось быстро потушить и обошлось без жертв. В общем-то, по меркам военных, дело было вполне житейское. Ну сожгли самолёт за много миллионов - так ведь по делу, не по пьянке. Они были готовы даже продолжать эксперименты, но тут уже подгадили политики - договорились об освобождении заложников на переговорах в Алжире. При этом, правда, выяснилось, что переделать второй "Геркулес" обратно в нормальный транспортник выйдет дороже, чем заказать новую машину. Поэтому его по-тихому списали. Так Музей ВВС на авиабазе Робинс обзавёлся уникальным экспонатом. И пожалуй, стал единственным, кто выиграл от всей этой истории. Авторство: Копия чужих материалов Использованные источники: https://warhead.su/2018/10/20/dostoy...ikanskiy-gerku les-zadorogo?utm_source=warfiles.ru Best regards, Boris --- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027 |